Статья:

Коррекционная работа по формированию речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Крупенникова О.А. Коррекционная работа по формированию речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 18-24.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррекционная работа по формированию речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Крупенникова Ольга Анатольевна
воспитатель высшей категории МБДОУ № 148, РФ, г. Ульяновск

 

Olga Krupennikova

educator MBDOU № 148,  Russia, Ul'yanovsk

 

Аннотация. Статья отражает опыт работы по формированию компонентов речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены методы, приёмы, средства, направленные на коррекцию недостатков в интеллектуальном и речевом развитии детей.

Abstract. Article reflects work experience on the formation of the components of speech-thought activity in the children of elder pre-school age with the general underdevelopment of speech. Are represented methods, approaches, means, directed toward the correction of deficiencies in the intellectual and vocal development of children.

 

Ключевые слова: коррекционная работа; старший дошкольный возраст.

Keywords: correctional work; older preschool age.

 

Речемыслительной деятельностью называют развитие двух взаимо­зависимых психических процессов – мышления и речи. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, «поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство» [4].

Проблема активизации речемыслительной деятельности является одной из важных проблем, так как от уровня развития речемыслитель­ных способностей ребёнка зависит его дальнейшее школьное обучение и социализация в обществе. У детей с речевыми расстройствами нарушены основные компоненты речевой системы (фонетика, лексика, грамматика) и имеются некоторые нарушения мышления, внимания, памяти. Если ребёнок плохо говорит, медленно читает, долго думает, трудно запоминает, неспособен устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, то у него не развивается умение пользоваться знаниями, теряется потребность в познании. Это ограничивает возмож­ности его развития [3].

В связи с этим важен комплексный подход к развитию речевых и познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи как условие развития полноценной личности ребенка, его социальной адаптации и интеграции в общество [2].

В рамках реализации комплексного подхода автором разработаны методические рекомендации, некоторые аспекты которых представлены ниже.

Коррекционная работа воспитателя охватывает следующие компо­ненты: развитие речи, развитие психических процессов, развитие моторики. Эти компоненты тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Среди средств, используемых в работе, выделяется игра, так как в ней заложены огромные возможности для коррекции познавательной деятельности, речи. Это может быть:

  1. игра-поручение – в ее основе заложены действия с предметами и словами;
  2. игра-загадка – основное действие которой – отгадать (много­значные загадки, загадки-близнецы, загадки-рифмы, рассказы-загадки);
  3. игра- путешествие – путешествие в мысли, воображении, в пространстве с выполнением конкретных действий;
  4. игра-предположение – нужно найти выход из ситуации, выстроить логические цепочки («Если бы я был кем-то, чем-то…», «Что произойдёт, если…»).

Успешность коррекционной работы во многом зависит от созда­ваемых условий:

  • взаимосвязь работы воспитателя и логопеда;
  • тематический принцип отбора материала;
  • постепенное усложнение материала;
  • интеграция в рамках коррекционного часа задач речевого и психомоторного развития [1].

Был разработан практический материал к проведению коррекцион­ных часов в виде таблиц, две из которых приведены ниже. В таблицах указывается месяц, неделя, тема. Весь коррекционный материал распре­делён по трём блокам: речь, психические процессы, моторика.

Работа по первому блоку включает в себя материал на развитие речевого дыхания, фонематического слуха, лексики, грамматики, интонационной выразительности, связной речи.

Работа по второму блоку содержит материал на развитие вос­приятия, внимания, памяти, воображения, мышления и психогимнастика.

В первые два блока входят: игры, разговоры о предметах, действиях, проблемные вопросы, развивающие схемы и таблицы, пиктограммы, кроссворды.

Третий блок “моторика” состоит из игр на развитие общей моторики, мелкой моторики (штриховки, графические диктанты, выкладывание изображения из палочек, ракушек, пуговок, цветных кнопочек), массажа ушных раковин для повышения работоспособности головного мозга, кинезиологических упражнений для улучшения меж­полушарного взаимодействия («Кулак – ладонь», «Открытая – закрытая ладошка», «Пальчики здороваются»). В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» [5].

При формировании коррекционного часа происходит выбор отдельных игр из каждого блока. При этом, необходимо учитывать принцип взаимосвязи речи, движения, психических процессов.

На представленных рисунках 1 и 2 можно увидеть конкретные показатели изменения в развитии мышления и речи. У детей улуч­шились показатели развития психических процессов, количественная и качественная оценка развития речи, тонкая ручная координация, повысилась познавательная активность детей, их эмоциональная восприимчивость.

Таким образом, результаты подтверждают эффективность прово­димой коррекционной работы.

 

Рисунок 1. Количественная и качественная оценка развития речи (методика Ф.Г. Доскаловой)

 

Рисунок 2. Диаграмма интеллектуального развития детей (тест Равена)

 

Таблица 1.

Практический материал по теме "Зима"

Речь

Психические процессы

Моторика

Речевое дыхание

1. «Зимний ветерок»

2. «Белка сдувает снег с шерстки»

Сила голоса

1. «Завывает пурга: усиливается и затихает»

2. «Воет волк и волчонок»

Фонематический слух

1. «Продолжи чистоговорки»

ма-ма-ма – началась …

2. «Найди первый звук в словах»

(…има, …нег, …ней, …)

Речевые упражнения

1. «Какие краски у Зимы?»

2. «Как называют Зиму? Почему?» (матушка, художница, искусница)

3. «Закончи предложения»

- скрипеть может …

- свистеть может …

- завывать может …

4. «Скажи ласково»

5. «Чей хвост из-за сугроба?»

6. «Посчитай снежинки» (от 1 до 10)

7. «Скажи наоборот»

- Зима бывает долгой и …

- Зима бывает теплой и …

8. «Какие слова спрятались под снегом?»

Восприятие

1. «Что ты слышишь в слове?» (снег, мороз, лед, зима, …)

2. «Зимние звуки» (аудиокассета «Звуки окружающего мира»)

Внимание

1. «Какие предметы спрятаны в рисунке?»

2. «Узор на стекле»

3. «Покажи самый большой сугроб»

Мышление

1. «Сложи узор» (Никитин)

2. «Что хорошего и плохого зимой?»

3. «Во что превратила Зима?»

Память

1. «Наведи порядок в избушке Зимы» (все расставить по местам)

2. «Ледяные фигурки» (ощупать и назвать форму по памяти)

Воображение

1. «Закончи предложения» (если бы я был: снежинкой, лучиком солнца, горным ветром)

2. «Придумай окончание в японских трехстишиях»

3. «На что похожи сугробы?»

Психогимнастика

1. «Северный полюс»

2. «Вьюга за окном»

3. «Огонь – лед»

4. «Определи выражение лица Зимы»

5. «Скажи фразу с разной интонацией» «Тепло ли тебе, девица»

Пальчиковая гимнастика

«Ты мороз,
мороз, мороз, не показывай
свой нос …»

Мелкая моторика

1. «Собери бусы (для Зимы, для себя, для елки)

2. «Сложи снежинку из палочек, из веревочек, из ракушек)

3. Графический диктант

Общая моторика

1. П/и «Белые медведи»

2. «Катание» на лыжах, коньках

3. «Ходьба» по глубокому снегу

 

Таблица 2.

Практический материал по теме "Профессии"

Речь

Психические процессы

Моторика

Фонематический слух

1. «Воспроизведение слоговых сочетаний по звонкости – глухости)

па-ба, та-да, по-бо, ка-га, …

2. «Определи самое длинное, короткое слово»

(актер, врач, строитель, повар, шофер, пожарный, музыкант, воспитатель)

Речевые упражнения

1. «Кто больше?»
(назовет профессий)

2. «Кто что делает?»

3. «Кто где работает?»

4. «Кому что нужно для работы?"

5. «Каждый из вас возьмет предмет из корзины и скажет, кем он будет»

6. «Раньше – сейчас»: раньше лекарь, а сейчас – …, цирюльник – …, извозчик – …, пряха – …

7. «Кто кем работает?»
(по картинкам)
(доктором, дворником, …)

8. «Один – много»

9. «Многозначные слова»

- дворник метет улицу
(кто еще может мести?)

- актер играет роль

- водитель ведет машину

Восприятие

1. «Угадай профессию» по звукам с предприятий

Внимание

1. «Определи на слух лишнее слово»

2. «Что общего»

- усатый человек и сом

- человек со щетиной и кактус

- хвост на голове у девочки и хвост у кошки

Память

1. «Что изменилось?» (на прилавке магазина)

2. «Запомни и нарисуй»

(геометрические фигурки)

Мышление

1. «Разрезные картинки»

2. «Сложи узор» (Никитин)

3. «Ассоциации»

- половник, вкусно, соль – повар

- бензин, быстро, руль – водитель

Воображение

1. «Что бы стало, если бы взрослые и дети поменялись местами?»

2. «Конструктор» (создаем человека, который мог бы выполнять разные профессии)

Психогимнастика

1. «Царь Горох»,

2. «Насос и мяч»

3. «Строитель» (показать телом и мимикой, как передают друг другу тяжелое ведро, кирпич, гвоздь, …)

Пальчиковая гимнастика

«Дроводелы – плотники»

Мелкая моторика

1. «Нарисуй орнамент на ткани»

2. Покрась стены, крышу, потолок (карандашами)

3. «Обведи трафарет одежды и вырежи»

4. «Помоги повару» (разделить два вида крупы)

5. «Строим дом из палочек, бросового материала»

6. «Плетем коврик» (из полосок цветной бумаги)

Общая моторика

1. «Мы не скажем,
а покажем»

2. «Угадай мою профессию» (по движениям)

3. «Ниточка – иголочка»

4. «Дракон кусает свой хвост»

5. «Скучно, скучно так сидеть» (перебежать на противоположную сторону и занять стулья, которых на один меньше)

 

Список литературы:
1. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: (Методические рекомендации для воспитателей) под ред. О.Н.Усановой. – М., 1992 г.
2. Горонина Т.П. Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - № 4. - С. 49-51.
3. Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей. – М.: Просвещение, 2009 г.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989 г. 
5. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – Киев: Радянська школа, 1984 г.