Статья:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И УЧЕТОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Конференция: LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Чернобаева А.О. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И УЧЕТОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(55). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 15-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И УЧЕТОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Чернобаева Анастасия Олеговна
магистрант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS USING LINGUISTICS AND TAKING INTO ACCOUNT THE EMERGENCE OF INTERPERSONAL BARRIERS TO PREPARE PROFESSIONALS FOR COMPETITIVENESS

 

Anastasia Сhernobaeva

Master's student of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Russia, Krasnoyarsk

 

Ключевые слова: навыки коммуникации; языкознание; барьеры; специалисты; студенты; межличностное общение; конкурентоспособность; социальная жизнь; профессия; выпускник.

Keywords: communication skills; linguistics; barriers; professionals; students; interpersonal communication; competitiveness; social life; profession; graduate.

 

Введение. С момента развития языка и его полноценного освоения в мире социокультурного общества, появились и проблемы понимания людьми друг друга и восприятия доносимой информации в достоверной полноте смысла. В современном мире, так же как в социологии, психологии и многих других науках, коммуникация является первоочередной и неотъемлемой частью жизни. Проводимые ранее психологические исследования, в основном, были ориентированы на самонаблюдения, реакции организма на стимулы окружающей среды, выявление структуры сознания, а проблемы коммуникации и общения отходили на второй план [1].

Анализ существующих подходов к решению данной проблемы.

С развитием называемой научной революции, стали обращать внимание на семиотикуэто наука, занимающаяся строением, функционированием знаковых систем, которые служат, своего рода, передатчиком и хранением информации. Лотман Ю.М говорил о семиотике как науке о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.

На данный момент исследуются три вида взаимодействия: коммуникативное общение как способ обмена информацией, интерактивное общение как организация совместной деятельности, перцептивное общение как взаимопознание людьми друг друга.

Главным фактором, который дал активный старт развитию коммуникации, стал технический прогресс средств передачи информации. В последствии, в обороты массовой коммуникации вошли: изобретение радио, телефона и телевидения, их дальнейшая модификация от простейших аппаратов до современных, способствовало не только ускорению передачи информации, но и сделало ее массовой. Все это, в особенности, создание и использование компьютеров, привело к революционным изменениям в сфере коммуникаций и социальной жизни в целом, к обновленному информационному обществу. В основе развития новых средств коммуникации лежали такие науки как кибернетика, информатика, семиотика, инженерные науки.

Развитие средств коммуникации теснейшим образом связано с развитием большого бизнеса, как одной из высоких точек достижения человеком желаемого уровня жизни, и глобализацией, которые неразрывны друг с другом. Радикальное изменение роли коммуникации в жизни общества и возникновение новых технических средств коммуникации привело к необходимости научного изучения коммуникативного процесса во всех его аспектах.

Существуют несколько видов речевого взаимодействия, на основе которых человек рассматривается и оценивается как субъект познания той или иной профессиональной области. Вот главные из них:

официально-деловой стиль общения (на письме он включает в себя оформления документации, умением подготавливать деловые бумаги, служебные переписки, в самом же общении требуется максимально точно, полно и всесторонне представить тот или иной вопрос, точку зрения и не допустить неопределенностей, возможностей недопонимания и неверного истолкования смысла информации);

публицистический стиль общения (общественный, или общедоступный стиль речи, основой данного способа общения является общественно значимый факт, используемый в средствах массовой информации, в ораторской речи, в работе со студентами – это выступления на конференциях с докладами, защитой проектов и представлением презентаций, а также формат публикаций в газетах и журналах. Данный способ взаимодействия характеризует оценочная позиция автора, прямое обращение к адресату (оппоненту или группе оппонентов), мотивация к действию, также для студента это проявляется в социальной значимость его работы в виде словесной или письменной оценки;

художественный стиль общения (это функциональный стиль речи, который служит основой для словесно-художественного творчества, проявления студентами творческих работ, таких как: эссе, сочинение, доклад);

научный стиль общения (включает в себя понятийную точность изъяснения студента, связанную с научной терминологией);

разговорный стиль общения (используется в неофициальной обстановке; он характерен для устной речи, но может выражаться письменно (текст записки, личный дневник, неофициальная переписка). В процессе общения употребляется простонародная лексика. Разговорный стиль активно сопровождается жестами и мимикой, также на него влияет эмоциональность собеседников и обстоятельства).

Одна из задач высшей школы – подготовка компетентного специалиста, способного в короткие сроки приспосабливаться существующим требованиям рынка труда [4]. Успешность трудоустройства выпускников вузов является одним из критериев эффективности работы в системе высшего образования.

Функционирование института высшего образования на сегодняшний день встроено в рыночные отношения сразу двух сфер – образовательной и трудовой. Это выражается в формировании предложений как на рынке образовательных услуг, так и на рынке трудовых ресурсов. Конъюнктура рынка образовательных услуг складывается из спроса непосредственных потребителей образовательной услуги (студентов) и предложения вузов в виде образовательных программ.

Таким образом, работодатель является опосредованным потребителем конечного продукта системы образования – выпускника, следовательно, его требования также будут выступать своего рода спросом образовательных услуг. Заинтересованные в образовательных услугах субъекты принадлежат и к сфере образования, и к сфере труда. Система высшего образования осуществляет свою деятельность, находясь одновременно под давлением интересов и требований субъектов этих двух сфер.  К категориям востребованности относятся: спрос и предложение, конкуренция и конкурентоспособность [1]. Необходимо отметить, что динамика спроса на специалистов определенного профиля и квалификации на рынке труда вступила в противоречие с традиционно сложившейся системой их подготовки, номенклатурой специальностей и специализаций, периодом подготовки, определенного рода деятельности будущего специалиста.

Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты хотят получить дополнительные к основным циклы дисциплин, приобрести дополнительные знания [5].

Основной пласт проблем коммуникации студентов составляют различия в восприятии информации и его основной идеи и концепции, что происходит в силу:

  1. Неправильного кодирования коммуникативного сообщения без учета культуры и установок участников взаимодействия (сообщение написано или передано на непонятном языке, содержит много слов, принадлежащих другой субкультуре, или специальных терминов, выбрана область деятельности или знания, малоизвестная членам организации, и т.д.).
  2. Конфликта между сферами компетенции, основами суждений отправителя и получателя информации (структурный конфликт такого рода может привести к избирательному восприятию информации ее получателем в зависимости от собственных интересов и потребностей и игнорированию интересов отправителя);
  3. Семантические барьеры, возникающие из-за плохо сформулированных сообщений, могут приводить к потере информации при передаче получателем, особенно много проблем такого рода наблюдается в многонациональной среде, что является распространенной чертой общественного взаимодействия и желанием людьми установления устойчивого, поддерживающегося и продолжительного контакта с людьми иной национальности, как пример.
  4. Невербальных межличностных преград (случайные жесты, сигнализирующие обратную реакцию и смысл передаваемого, интонации, внутренний смысл и другие формы невербальной символической коммуникации).
  5. Неудовлетворительное обратной связи или отсутствием положительной рефлексии (например, из-за неумения слушать).

Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, возникающих из-за недостатков межличностного общения, можно использовать такие приемы:

– предварительная подготовка к передаче сообщения [2]; например, разъяснение основных положений, содержания сообщения;

– снятие семантических барьеров путем исключения двусмысленности, многозначности понятий;

– постоянное внимание к невербальной символической коммуникации, тону подаче сообщения, жестам, мимике и т.д.;

– проявление эмпатии и открытости при общении и передаче сообщений;

– установление обратной связи, для чего следует: задавать вопросы получателю информации о содержании сообщения и степени его восприятия; оценивать невербальную реакцию получателей на сообщение, особенное внимание обращать на жесты, позу и мимику, указывающие на замешательство или непонимание; создавать атмосферу доверия, доброжелательности и готовности обсудить возникающие проблемы с учетом интересов и потребностей получателей информационных сообщений.

От выпускников сегодня требуется владение не только профессиональными, но и хорошо развитыми коммуникативными компетенциями [3]. Динамичный характер жизни и профессиональной деятельности требуют от них таких качеств как коммуникабельность, умение быстро вливаться в производственный коллектив, готовность быстро адаптироваться к новым условиям работы и регулировать отношения между людьми в процессе совместной деятельности, самостоятельность, ответственность и готовность решать задачи в нестандартных условиях [2]. Это, в первую очередь, означает умение работать в команде на общий результат, участвовать в принятии рациональных решений, умение сделать понятным смысл своего высказывания для других и понимать точку зрения своих партнеров. Кроме того, необходимо уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, учитывать содержательную критику.

Ежедневно приходиться иметь дело с большим количеством информации, которую нужно уметь правильно принять, переработать и передать, что трудно сделать, если недостаточно развита коммуникативная компетенция [4]. Овладение и эффективное применение норм и правил общения может сыграть немаловажное, а порой даже и решающее значение для роста, престижа, конкурентоспособности и творческого потенциала специалиста.

В целом можно сказать, что наиболее эффективное использование коммуникаций зависит от таких важнейших факторов, как профессионализм руководителей, наставников, педагогов, структура организации и ее содержательное наполнение, наличие устойчивых межличностных отношений между членами организации, учреждения, культура студентов, положение организации во внешней среде (закрытость или открытость), компетентность будущих работников той или иной профессии.

 

Список литературы:
1. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Л.И. Чернышовой. – 7-е изд. – М.: ЮРАЙТ, 2020. – С. 408.
2. Киселева Н.И., Большунов А.Я. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / под ред. Л.И. Чернышовой. – М.: Финансовый университет, Департамент социологии, 2018. – С. 338.
3. Addams L. H., Allred A. T. Business communication course redesigned: All written and oral communication assignments based on building career skills // Academy of Educational Leadership Journal: сайт. – URL: https://www.abacademies.org/articles/aeljvol19no12015.html (дата обращения: 10.03.2017).
4. SucicH., LamP., Visocnik. P. An education and training program for energy managers in Slovenia: сurrent status, lessons learned and future challenges // Journal of Cleaner Production. 2017. Vol. 142. P.60-69.
5. Vanwynsberghe H., Verdegem P. Integrating Social Media in Education // Comparative Literature and Culture. 2013. 15 (3). P.1-10