Статья:

Основания Ислама в развитии художественного творчества учащихся начальной школы в Ираке

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Аль М.Х. Основания Ислама в развитии художественного творчества учащихся начальной школы в Ираке // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 26-38.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основания Ислама в развитии художественного творчества учащихся начальной школы в Ираке

Аль Мохаммедави Хайтам Саад Хасан
аспирант кафедры психологии Национального Исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, РФ, Саранск

 

Ирак (аль-Джумхурия аль-Иракия) – арабское государство до 1958 года – конституционная монархия, после революции 14 июля 1958 года – республика. Слово «Ирак» означает «берег», «побережье».

Государство обеспечивает всеобщее бесплатное светское образование на всех этапах – от детского сада до университета. Начальное школьное обучение обязательно для всех детей с шестилетнего возраста. До образования республики в Ираке в начальных школах обучалась только пятая часть детей школьного возраста. Число неграмотных в 1957 году достигало 92%. Сейчас начальное обучение продолжается в течение 6 лет и заканчивается экзаменами, на основании которых учащиеся переходят в среднюю школу. Среднее образование включает две трехгодичных ступени. После окончания средней школы молодежь может поступить в технологические институты или университеты. Язык обучения – арабский, за исключением северных районов, где в первых классах начальной школы обучение ведется на курдском языке. Английский язык преподают с первого класса.

Согласно Конституции Иракской Республики Ислам является государственной религией. Для других религий объявлена свобода вероисповедания. Президентом республики, согласно статьи 13 Конституции страны, может быть гражданин Ирака, но не обязательно мусульманин по вере. Официальным календарем является мусульманский – лунная хиджра. Наряду с этим употребляется и григорианский календарь.

Ислам продолжает оказывать большое влияние и на повседневную жизнь иракцев. Почти повсеместно женщины носят традиционное черное покрывало – абайю, и в священных местах мусульманки не могут появляться в европейских платьях. Повсеместно соблюдаются мусульманские обряды, совершаются молитвы. Верующие иракские мусульмане более ортодоксальны в соблюдении предписаний Ислама, чем сирийцы и ливанцы. Многие общемусульманские праздники отмечаются по всей стране как государственные. Например, день рождения пророка Мухаммеда, ид-аль- адха, ашура, ид-Рамадан и другие. Все государственные учреждения в эти дни не работают.

Большое место религиозным вопросам уделяется в радиопередачах и печати. В стране выпускается много различной религиозной литературы и периодических изданий. Почти во всех журналах и газетах помещаются материалы на религиозные темы. Из специальной мусульманской периодики можно назвать журнал «Ас-Судура», выходящий два раза в месяц в Багдаде и целиком посвященный Исламу и мусульманской культуре.

В начальной, так и в средней школе большое место в программах уделяется изучению религиозных предметов. Преподаются основы религии, изучаются Коран, законы шариата.

Сегодня исламское образование представляет собой явление общемирового характера. Вклад в понимание теории и практики исламского образования внесли многие исследователи [1, 15]. Среди них – исламские просветители XIX-XX веков Аль-Хаббуби, Аль-Табтабаи аль-Хакким, Мухаммад Рашид Рида. Они расширили возможности исламского образования за освоения мирового педагогического опыта, в наше время основоплогающие концепции исламского образования излагают такие теоретики исламского образования как Юсеф Вахид и Сейд Хусейн Нарс [15].

Под исламским образованием, воспитанием и обучением мы понимаем семейное обучение и воспитание на традиционных духовных основах религии Ислам, изучение и сохранение культурного наследия мусульманских народов и профессиональное образование, которое подразумевает подготовку мусульманских священнослужителей, а также формирование, становление, развитие и воспитание исламского мировоззрения и получение прочих знаний, не чуждых ему. Основными субъектами в системе просвещения являются личность, семья, община и учебные заведения [17].

Исламское образование имеет стройную структуру, включающую в себя: семейное образование; начальные школы (начальное медресе); средние школы (среднее медресе); высшие учебные заведения (Исламские колледжи, институты, университеты); краткосрочные курсы повышения квалификации при Исламских университетах; дополнительное образование (двухлетние курсы, кружки, центры обучения, летние курсы).

Семья считается одним из основных трансляторов подрастающему поколению религиозных традиций. Семейное воспитание всегда имело огромное значение в арабских семьях.

Другой важный фактор формирования личности в мусульманском образовании – это мусульманские учебные заведения. В них осуществляется развитие, воспитание и обучение, основанное на Коране и Сунне. Мектебе как начальные школы существуют при каждом религиозном объединении мусульман, а также при каждой мечети. Воспитуемые (обучаемые) получают первоначальные знания по основам Ислама и исламской нравственности (ахляк), учатся чтению и письму на арабском языке, читают короткие суры из Корана.

Следующий уровень трехступенчатого образования – медресе. Это, как правило, вечерние, дополнительные образовательные учреждения при мечетях. Медресе имеют начальную, среднюю и высшую ступень, возможна перспектива подготовки к поступлению в высшие профессиональные исламские учебные заведения – институты и университеты. В медресе продолжается чтение и изучение Корана, толкование Корана, углубляются знания воспитуемых (обучающихся) в области мусульманского вероучения, истории Ислама, юриспруденции (шариат).

Мусульманские высшие учебные заведения – это исламские колледжи, институты, университеты – готовят священнослужителей. Однако круг деятельности окончивших высшие духовные учебные заведения выходит далеко за рамки богослужения. Многие активно включаются в такие сферы деятельности, как преподавание, социальная работа и так далее. Есть еще и светское направление (теология), которое реализует программы светского образования с целью подготовки персонала мусульманских организаций, не имеющих духовного сана и не занятого деятельностью богослужебного характера.

Основные принципы, на которых базируется исламское образование, были разработаны еще в средневековье. Мусульманская модель образования основывалась, в первую очередь, на Коране, хадисах (изречения пророка Мухаммеда), а также на научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей Абу – Али ибн – Сины, Насиретддина Тутси, ибн – Рушда, аль – Газали.

Коран и хадисы были основными источниками, имамы непогрешимым, которыми пользовались, изучая религию и шариат, а также Исламское законодательство, акида (принципы веры). В список необходимых дисциплин входили ильм – тафсир (толкование Корана), усулу – ль – фикх (теория мусульманского права), сира (жизнеописание пророка Мухаммеда), история Ислама, арабский язык. Предметы изучались по определенной схеме на базе установленного комплекса учебных пособий. Учебные программы, пособия, учебники составлялись на основе идеи единства мусульманского мира. Поскольку по шариату знание ничем не ограничивается и получение знания является религиозной обязанностью, то программы старых школ тоже не были ограничены. Кроме перечисленного, сюда входили все известные новые науки, которые считались полезными с точки зрения религии и необходимыми для жизни: мантык (логика), хикмат (философия); калям (сущность бытия и человеческого знания), фараиз (наука о разделе наследства); арабият (арабский язык и литература, арабское языкознание, грамматика, риторика); а также тарихи – табиги (естествознание), у-сули – таглим (педагогика), арифметика, алгебра, гимнастика, гигиена, чистописание, черчение и рисование, психология, экономика, физика, география, сельское хозяйство.

Главным достоинством исламской образовательной модели является широкая свобода интерпретации в пределах «дозволенного». Другие модели либо не представляют необходимой внутренней свободы, либо лишены морально- этических ориентиров и ограничений.

Суть исламской образовательной модели состоит в том, что современное Исламское образование строится на следующем идейном фундаменте: Во – первых, на трех взаимосвязанных концепциях: «тарбийа» (воспитание), «таалим» (обучение), «таадиб» (исправление, корректировка).Во – вторых, на «минималистском» и «максималистском» подходах к оценке умонастроения выпускников мусульманских учебных заведений, что в принципе допускает критический характер их мышления по отношению к окружающей социальной и политической среде. В – третьих, на базовых понятиях исламского образования, составляющих его цель – это «истина» и «справедливость».

Минималисты и максималисты допускают разный масштаб применения этих базовых понятий по отношению к современному миру. Максималисты полагают, что эти понятия носят универсальный характер, то есть охватывают весь мир. Минималисты допускают локальный взгляд на применение этих понятий внутри только определенных этнических, культурных, политических и религиозных групп населения.

Исламское образование имеет мало общего с Исламским экстремизмом. Оно имеет гуманистическую направленность. Цель исламского образованиявоспитание хорошего человека. Исламский экстремизм имеет преимущественно локальные формы, опирается на локальные политические интересы, стремится к политической власти в конкретной стране. Таким образом, в сфере образования может быть только «мирный джихад».

По существу, речь идет о вызове «западной» модели образования на открытое соревнование. Соревноваться предлагается на всем пространстве земного шара. Исламское образование существует практически повсеместно: прежде всего, в странах, входящих в Организацию Исламского сотрудничества (которая включает в себя 7 государств-членов и 5 стран со статусом наблюдателей, включая Россию).

Изучение проблем образования в арабских странах позволяет России более эффективно осуществлять с ними разностороннее сотрудничество, оказывать им необходимую помощь.

Иракская Республика привлекает внимание российских исследователей, о чем свидетельствуют имеющиеся многочисленные работы по вопросам истории, политики, экономики и культуры Ирака [4, 13, 16, 17,18, 19, 20]. Что же касается вопросов образования, то они получили меньше освещения.

По вопросам образования в Ираке иракскими гражданами был защищен ряд диссертаций в России, в которых рассматриваются вопросы образования и подготовки кадров в Ираке [5, 14, 22, 24, 26].    

После революции 1958 года в связи с началом осуществления прогрессивных социально – экономических преобразований в Ираке было положено начало формированию демократической школьной политики. Во Временной конституции Ирака (1970 г.) было записано, что «…государство обязуется вести борьбу за ликвидацию неграмотности и гарантирует право всех граждан на бесплатное начальное, среднее и высшее образование»  [12].

На основе Временной конституции и основных положений проекта Хартии национальных действий (1971 г.). Советом революционного командования Ирака в начале 70-х годов был принят целый ряд законоположений в области образования: о работе в области ликвидации неграмотности среди населения в возрасте от 15 до 45 лет, введении бесплатного обучения на всех ступенях системы образования, национализации всех частных и иностранных учебных заведений, установлении контроля государства над религиозными школами, обязательности и всеобщности начального обучения, отмене государственных экзаменов после окончания начальной школы  [3]. Были приняты многие другие указы и директивы частного порядка. Установление полного государственного контроля над системой образования означало, что в идеологическую основу воспитания и обучения положена официальная баасистская идеология правящей партии ПАСВ. В соответствии с этим главной целью воспитания и обучения является формирование, становление и развитие подрастающего поколения, верящего в бога, проникнутого любовью к родине, в духе веры в великую миссию арабской нации.

В Ираке сложилась трехступенчатая 12-летняя структура образовательной школы: начальная школа – 6 лет, в нее принимаются дети, которым исполнилось 6 лет; неполная средняя школа – 3 года, полная средняя школа – 3 года [21]. Начальная школа считается обязательной для всех детей в возрасте от 6 до 12 лет. Например, за период 1970-1971 по 1983-1984 учебные года число начальных школ увеличилось почти в 2 раза, учителей в них – в 2 раза, число учащихся – в 2,5 раза [2].

По учебному плану начальной школы учащиеся изучают следующие предметы: религию, арабский язык, английский язык, математику, национальное воспитание, историю, географию, курс элементарных знаний об окружающей жизни, естествознание и гигиену, сельское хозяйство, рисование, физическое воспитание, пение и семейное воспитание для девочек [21, с. 30]. Религия проходит через все годы обучения иракских учащихся, и по числу часов стоит на третьем месте после арабского языка и математики. Английский язык изучается в 5 и 6 классах, национальное воспитание – в 4-6 классах.

Несмотря на ирано–иракский вооруженный конфликт и американскую агрессию, в настоящее время структура школьной системы Ирака практически не претерпела существенных изменений. Ее основу продолжает составлять трехступенчатая общеобразовательная школа (6+3+3). Каждая из трех ступеней представляет собой один из самостоятельных этапов образования. Но изменения есть. Школы Ирака все больше переходят на религиозные позиции: природные явления и достижения современной науки объясняются с точки зрения «созданных Творцом законов».

С 2003 года многие школы перешли на раздельное обучение мальчиков и девочек, что прежде встречалось довольно редко. И хотя официально образование по-прежнему отделено от религии, учителя на уроках объясняют детям, что круговорот воды в природе происходит по воле Создателя.

Борьба религиозных и светских сил в образовательной среде страны идет уже без малого сто лет.

Сейчас образование в Ираке не пытаются разделить по половому признаку или религиозным направлениям. Хотя,  существуют школы отдельно для мальчиков и отдельно для девочек, например, на юге и западе Ирака. Для столицы Ирака города Багдада это не характерно. В Багдаде функционируют и смешанные школы, и школы с раздельным обучением мальчиков и и девочек. Сегодня трудно назвать государственное образование светским или религиозным, поскольку есть религиозные учителя, религиозные партии и религиозные школьные программы. Религиозность заменила националистический и баасистский характер образования в прошлом.

Это вполне закономерно для страны, где определяющую роль играет Ислам. На основаниях Ислама функционирует вся система образования Ирака на протяжении всей его истории. «Основание – это то, что составляет ядро чего – либо, является исходным материалом для образования, создания чего-либо; основа» [23, с. 650].

Достаточно сказать, что в Коране более 700 раз можно встретить сюжеты, связанные с наукой и образованием. Наука в мусульманском понимании не сводится только к теологии, а охватывает познание всего мира, в первую очередь, самого человека во всем многообразии его деятельности.

В Коране говорится: «Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (сура 96 «Сгусток», аят1-3). Образование человека во многом определяет его поведение: «Всякая душа – заложница того, что она приобрела» (сура «Завернувшийся», аят 41).

Одна из главных ценностей Ислама есть приобретение знаний. Это подкрепляется стихами из Корана: «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени…» (58:12); «Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают обладатели разума!» (39:12).

Это коснулось и такого предмета в начальной школе, как изобразительное искусство (рисование).

Начальная школа – общеобразовательное учебно–воспитательное учреждение для детей младшего школьного возраста, дающее начальное образование. В современных системах образования большинства стран начальная школа является первой ступенью всеобщего обязательного обучения.

Одним из предметов в начальной школе является изобразительное искусство. Изобразительное искусство в школе – это один из видов художественного творчества, а также воспитания детей средствами живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Школа, используя изобразительное искусство, преследует  две  связанные между собой цели: образовательную – знакомить учащихся с отдельными произведениями живописи, графики, скульптуры и, по возможности, с историей искусства, учить их понимать язык этих произведений, и воспитательную – вырабатывать у учащихся эстетические и нравственные идеалы, учить видеть прекрасное в искусстве, чувствовать красоту творческого труда. Школа должна научить учащихся глубоко понимать не только содержание, но и форму, язык произведений изобразительного искусства.

В Коране отсутствуют суждения о том, что Ислам запрещает любые изображения живых существ, порицается лишь идолопоклонство (21:53/52-72).

В ранний период мусульманства не существовало жестких запретов на изображение живых существ. В Медине, Мекке, Дамаске многие богачи украшали свои дома росписью и скульптурой. В Багдадском историческом музее хранится монета с изображением халифа аль-Муктадира верхом на коне. Изображения живых существ не допускались только в росписях и мозаиках мечетей, чтобы не превратить их в предмет поклонения. Но изображать их разрешалось в рукописях светского содержания. Сохранилось множество рукописей с миниатюрами, на которых часто встречаются как отдельные человеческие фигуры, так и многофигурные композиции.

Художник, создающий произведения искусства, обычно обозначался словом «мусавви» (араб. – тот, кто придает чему-либо форму). На языке Корана (59:24) аль-мусаввир – одно из прекрасных имен бога, характеризующее Аллаха как создателя образов сотворенного им мира. Двойственное значение слова «мусаввир» накладывало на художника нравственную ответственность – «аль-ильтизам» (араб.-обязанность). В соответствии с принципом «аль-ильтизам» художник, исповедующий Ислам, обязан соблюдать религиозную этику. Отсюда одна из сущностных характеристик прекрасного в мусульманской эстетике – нравственность. Без соблюдения этических норм невозможно достижение эстетического идеаласовершенной красоты (аль-джамаль аль-акмаль). Не менее важным критерием произведения исламского искусства является его целесообразность: красиво то, что приносит пользу. В Коране красота (аль-джамаль) трактована как результат полезной деятельности Творца на благо людей (16:5-8, 10-11, 14).

До сих пор в искусстве Ислама не произошло окончательного разделения «священного» (религиозного) и мирского (светского). Соотношение этих двух тенденций изменялось в каждой конкретной эпохе и зависело от противостояния различных интеллектуальных сил в обществе. Среди многих принципов, питавших эти основные тенденции, можно выделить два наиболее существенных, характеризующих вековое взаимодействие сакрального и светского начал. К первому относится так называемый «таухид», а ко второму – «принцип установления эстетического соответствия».

Исходная модель «таухид»  (от араб. Аль-таухид – единение, монотеизм) – Он (Аллах) един, но отражен (растворен) бесконечно во всем; единое эманирует в многообразии. По мнению некоторых современных исследователей, таухид – это и есть важнейший принцип художественного творчества в Исламе. Именно он образует высокую степень культурного единства у мусульманских народов. Религиозно – этическая сущность таухида лежит в основе этого единства. Таухид пронизывает изобразительное искусство.

Движущая сила светской ветви искусства – это принцип установления эстетического соответствия. Он приобрел универсальное значение в средневековой художественной культуре Ближнего и Среднего Востока. Один из истоков этого принципа просматривается в древней концепции единства макро- и микромиров. Принцип эстетического соответствия действовал на разных уровнях и лежал в основе всей художественной культуры мусульманского мира. Он имел и универсальное, и совершенно конкретное художественное претворение. В отдельные исторические периоды им определялся и художественный синтез различных видов искусства.

Главная его идея состояла в установлении абсолютного соответствия между содержанием художественного произведения и восприятием (эмоционально-эстетической установкой) зрителя. Важнейшим общим «строительным материалом» выступала эмоция, эмоциональное состояние. Отношение к ней было особым: эмоции специально культивировались, приобретали высокую социальную значимость. Полное достижение соответствия во время восприятия прекрасного рассматривалось учеными как процесс особого рода эмоционально – эстетического наслаждения.

Единство выражаемых и переживаемых эмоций, эмоционально – эстетических состояний находит свое воплощение в сфере изобразительного искусства. И в том числе в тех его областях, художественная природа которых толкуется современным искусствознанием как абстрактно – рационалистическая. И здесь действует момент совпадения в результате «всматривания» души в узоры и рисунок.

Очевидно, что принцип установления соответствия фактически вбирает в себя и принцип таухид. Он предстает как одно из частных проявлений  всеобщей взаимосвязанности. Его явные и скрытые стороны предполагают установление гармонии с религиозно – эстетическими чувствами человека.

Таким образом, искусство Ислама многообразно и едино, исторически конкретно и устремлено в будущее. Наши современные попытки уяснить и объяснить  природу принадлежащих ему творений, - это шаги на пути к установлению новых более сложных эстетических соответствий.

Чтобы яснее представить нынешнее состояние изобразительного искусства в Ираке, следует в общих чертах проследить характер художественного развития страны на протяжении последних десятилетий.

Несмотря на то, что литература об иракском изобразительном искусстве, крайне скудна, можно констатировать, что Ирак создал крупнейшую школу живописи на Арабском Востоке. Литература крайне скудна. Только в 1970-е годы появились первые работы, тяготеющие к определенным выводам и построенные по принципу альбомных изданий. Среди них могут быть названы монографии Джебры Ибрагима Джебры «Джавад Салим» и «Искусство Ирака сегодня», Шауката ар-Руби «Произведения и идеи», Низара Салима «Современное искусство Ирака (живопись)». Немногочисленные источники на русском языке посвящены в основном обзорам выставок иракского искусства в России. Специальный интерес представляют труды русского искусствоведа Б. В. Веймарна, в проблемном плане раскрывающие многосложные процессы формирования национального искусства современного арабского мира [7, 8, 9, 10, 11].

После обретения независимости в 1958 году в столице Ирака и других крупных городах заметно оживилась культурная жизнь. В Багдаде была открыта Академия художеств (1960), был создан Музей современного искусства (1961), значительно возросло число ежегодных выставок, проводимых внутри и за пределами страны. Зарождаются и получают быстрое развитие основные жанры живописи Ирака – бытовой и пейзажный. Портреты встречаются редко и как правило решены в духе декоративной обстановочности, с выделением броских деталей национального костюма, этнографических и бытовых подробностей.

К числу художников, заложивших основы жанрового и пейзажного направлений, примыкают живописцы разного возраста, несхожих творческих взглядов, но одинаково приверженные к иракской тематике. Это такие видные бытописатели, как Акрон Шукри, Ата Сабри, Фаик Хасан, Хафиз Дуруби, Исмаил Шейхли, Нури Рави и другие. В их произведениях элементы бытовой картины и пейзажа нередко оказываются равноценными. Смешение жанровых границ позволяет порой добиться убедительной полноты в воспроизведении характерных особенностей иракской действительности.

В живописи Ирака академическая манера старших мастеров начинает сменяться поисками иных выразительных средств. Истоки таких средств видятся в активном освоении традиций древнего доарабского и средневекового Исламского искусства, а также современного народного творчества, разнообразных ремесел и кустарных промыслов. Но, как бы ни были различны индивидуальные методы восприятия традиционного начала, все они в конечном итоге сводятся либо к органическому творческому переосмыслению, либо к формальному заимствованию.

Творческая практика иракских художников позволяет говорить о противоборстве реалистической и отвлеченно стилизаторской тенденции в живописи. Первая отстаивает принципы творчества на основе слияния достижений национального и мирового искусства. Вторая означает пропаганду арабских, Исламских и прочих «местных»  форм. Далеко не всегда обе эти тенденции выступают в своем законченном виде. Между ними существуют определенные промежуточные течения группового характера. Но независимо от этого в большинстве произведений иракской живописи ясно прослеживаются основные линии образно–пластического мышления.

Во–первых, созерцательное изображение жизни народа, отдаленное от насущных проблем национальной действительности и воплощающееся в формах декоративного творчества. Во–вторых, драматическое восприятие реальности, находящее отражение в условных выразительных средствах, преимущественно экспрессионистических.

Для иракской живописи характерна потребность органически переработать популярные традиционные формы, найти в них черты, созвучные мироощущению современного человека, и сделать их достоянием творческой практики. Живопись Низара Салима, Назихи Салима, Шакира Хасана аль-Саида окрашена влиянием местной культурной традиции [6].

В Ираке особенный интерес вызывают знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», которые иракцы считают своим национальным эпосом и в которых усматривают неисчерпаемые возможности для создания самобытных художественных произведений. Художник Шаухад Х. аль-Саид не столько иллюстрирует текст книг «Тысячи и одной ночи», сколько вольно перелагает на язык графики основные сюжетные ситуации, фабульные линии отдельных сказок, давая выход фантазии.

Живопись ряда мастеров убеждает в плодотворном слиянии традиционного изобразительного начала с современной темой. Для них показательны поиски национальной формы, обогащенной знанием зарубежного реалистического искусства, способной выразить всю сложность явлений окружающей действительности. В этом направлении работают такие живописцы, как Махуд Ахмед и Мохаммед Ариф, получившие художественное образование в России.

 
Список литературы:
1. Аль-Аттас С.М.Н. Концепция образования в Исламе. Основы построения Исламской философии образования. Москва-Куала-Лумпур, 2000.
2. Алиф-Ба. Багдад, 1984, №839, с. 25-27 / на арабск. яз./.
3. Аль-Мударис Ибрагим М. Указатель резолюций педагогического совета за 1970-1975 гг. Багдад, Министерство образования, 1976, с. 156/ на арабск. яз./.
4. Аль-Шаммари, Хасан. Образование и его проблемы в Ираке. – «Народное образование», 1973, №2, С. 97-98.
5. Аяд Абдулхасан Бакер. Пути усиления прикладной направленности обучения алгебре в младшей средней школе Ирака: дисс. … канд. пед. наук М., НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1985.
6. Богданов А.А. Современное изобразительное искусство Ирака (1900-е – 1970-е годы). – Ленинград «Искусство», Ленинградское отделение, 1982 г. 184 с.
7. Веймарн Б. В. Гуманизм – знамя молодого искусства афро-азиатских стран. – Искусство, 1967, №10.
8. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран. Всеобщая история искусств, Т. 6, кн. 1. М., 1965.
9. Веймарн Б.В. Искусство Египта, Сирии и Ирака. – В кн.: Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. М., 1975.
10. Веймарн Б. В. Проблемы искусства в молодых государствах Азии и Африки. – Искусство, 1966, №3.
11. Веймарн Б. В. Прогрессивное искусство стран Арабского Востока. – Художник, 1972, №1.
12. Временная Конституция Ирака. Принята 16 июля 1970 г. Багдад, Министерство юстиции, 1983, статья 27, с. 9./ на арабск. яз./.
13. Герасимов О.Г. Ирак. – М.: Мысль, 1984. – 112 с.
14. Джавад Ильхам Хамаль. Проблемы подготовки квалифицированных кадров в Иракской Республике: дисс. … канд.экономич. наук. – М., Институт востоковедения АН СССР, 1983.
15. Зеленев Е.И. Феномен Исламского образования /Е.И. Зеленев// Азия и Африка сегодня. – 2015. - №10. – С. 25-30. 
16. Ирак. Народное образование. Раздел в справочнике «Современный Ирак», М., изд-во «Наука», 1966.
17. Ирак. Просвещение. В книге «Просвещение в странах мира», М., изд-во «Просвещение», 1967.
18. Ирак. Просвещение. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», Т. 2, 1965.
19. Клепиков В.З. Иракская Республика // Структура систем образования и школа развивающихся стран. – М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1975, С. 45-53.
20. Матвеев К.П. Образование в Ираке. К 10-летию Иракской Республики. – М.: Советская педагогика, 1968, №6, С. 126-131.
21. Развитие образования в Ираке за 1981-82 и 1982-83 уч. г. Багдад, 1984, с. 18/ на арабск. яз./.
22. Сади Хамди Али. Сравнительный анализ систем народного образования в Иракской Республике и СССР: дисс. …канд. пед. Наук. – М., МГУ имени М.В. Ломоносова. Кафедра педагогики, 1979.
23. Словарь русского языка: В 4-х т. АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1984. Т. 2. К-О. 1982. 736 с.
24. Фериаль М. Айюб. Учебный физический эксперимент в средней школе Иракской Республики: дисс. …канд. пед. наук. – М., НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1986.
25. Хабибуллина Г. Ю. Исламское образование в России/ Г.Ю. Хабибуллина// Педагогика. – 2007. - №5. – С. 107-113.
26. Хасан Ассад Мизиль аль-Шамари. Система народного образования в современном Ираке: дисс. …канд. пед. наук. – М: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1974.