Статья:

Методология применения упражнений на тренажере «Лестница» в младшем школьном возрасте

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Хлопцев В.А. Методология применения упражнений на тренажере «Лестница» в младшем школьном возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 39-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методология применения упражнений на тренажере «Лестница» в младшем школьном возрасте

Хлопцев Вадим Аркадьевич
доцент Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск

 

METHODOLOGY OF APPLICATION OF EXERCISES ON THE «LADDER» SIMULATOR IN THE YOUNGER SCHOOL AGE

 

Vadim Hlopcev

Associate professor Vitebsk State University named after PM Masherov, Republic of Belarus, Vitebsk

 

Аннотация. В статье представлено описание методики приме­нения упражнений на тренажере «Лестница» для детей младшего школьного возраста: принципы, методы, а также последовательность подбора упражнений.

Abstract. The article describes the method of application of exercises on the «Ladder» simulator for children of primary school age: principles, methods, as well as the sequence of selection of exercises.

 

Ключевые слова: тренажер «Лестница»; младший школьный возраст; принципы обучения; методы обучения.

Keywords: simulator «Ladder»; primary school age; teaching principles; teaching methods.

 

Многие специалисты в отрасли физической культуры и спорта используют в своей работе тренажеры, технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии и т. д. В последнее время все чаще стали применять в учебно-тренировочном процессе тренажер «Лестница». Его применяют для тренировки ускорений, улучшения скоростных данных, улучшения баланса тела в движении, развития чувства ритма тела и координации и т. д.

Существует два вида тренажера «Лестница»: традиционная лестница и плоская лестница (рис. 1).

 

  

                   а                                                      б

Примечание: а – плоская лестница, б – традиционная лестница

Рисунок 1. Тренажер «Лестница»

 

Особенности традиционной лестницы заключаются в следующем: она оснащена перекладинами, которые прикреплены к стропе через 37‑40 см друг от друга. Перекладины имеют плоский низ и закругленный верх, или может быть полностью круглая перекладина. Плоская лестница оснащена перекладинами, которые абсолютно плоские по отношению к земле. У этой лестницы регулируются перекладины, их можно менять в положение от 37 до 50 см.

В зависимости от количества перекладин длина лестницы непостоянна. Она колеблется от 6 до 10 метров, и, как правило, коли­чество перекладин составляет от 12 до 20 штук. Ширина лестницы неизменна – 50 см.

На практике применяются также разновидности тренажера «Лестница»: сдвоенная, облегченная, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест [2; 5].

               а                                                                 б

Примечание: а – сдвоенная лестница; б – усложненная лестница.

Рисунок 2. Разновидности тренажера «Лестница»

 

Цель исследования – раскрыть методологию применения упражнений на тренажере «Лестница» для детей младшего школьного возраста в рамках урока «Физическая культура и здоровье».

Материалы и методы. В качестве материалов исследования при­менялись научные работы И.П. Волкова, Б.А. Ашмарина, М.А. Годика, Л.П. Матвеева, Ю.Д. Железняка. Были использованы следующие методы: синтез, анализ, обобщение, сравнительный, анкетирование, педагогическое наблюдение.

Результаты и их обсуждение. Проведенный анализ научно-методической литературы по физической культуре позволил выявить отсутствие методологии применения упражнений на тренажере «Лестница» для учебного процесса по физической культуре или ее фраг­ментарность, а также неимение научно обоснованных упражнений. Хотя упражнений на тренажере «Лестница» существует множество, и они широко представлены в сети Интернет на различных платформах.

Исходя из этого, возникла необходимость разработки методологии применения упражнений на тренажере «Лестница» для детей младшего школьного возраста в рамках урока «Физическая культура и здоровье».

В статье представим краткое описание методологии применения упражнений на тренажере «Лестница» по следующей схеме: принципы подбора упражнений, методы обучения упражнениям, последователь­ность средств (упражнений) на тренажере «Лестница».

Принципы подбора упражнений на тренажере «Лестница»:

  • Принципы соответствия упражнений уровню подготовленности занимающихся: доступности, наглядности, индивидуализации;
  • Принципы построения упражнений на учебном занятии: системности, последовательности, повторности.

Методы обучения упражнениям на тренажере «Лестница»:

  • Методы обучения двигательным действиям: метод целостно-конструктивного упражнения, метод расчлененно-конструктивного упражнения;
  • Методы развития физических качеств (двигательных способ­ностей): метод стандартно-непрерывного упражнения, метод стандартно-интервального упражнения; метод переменно-интервального упражнения.

Последовательность средств (упражнений) на тренажере «Лестница». Выбор упражнений (средств) будет зависеть от основной направленности урока, от предметного содержания урока, состав упражнений и их дозировка будут зависеть от ведущих задач урока.

Последовательность подбора средств (упражнений) на тренажере «Лестница»:

  • Ходьба в спокойном темпе: ходьба переступающим шагом по схеме; ходьба приставным шагом по схеме; ходьба из стороны в сторону по схеме; ходьба спиной вперед по схеме;
  • Ускоренная ходьба: ускоренная ходьба переступающим шагом по схеме; ускоренная ходьба приставным шагом по схеме; ускоренная ходьба из стороны в сторону по схеме; ускоренная ходьба спиной вперед по схеме;
  • Медленный бег (бег в спокойном темпе): переступающим шагом по схеме; приставным шагом по схеме; из стороны в сторону по схеме; спиной вперед по схеме;
  • Ускоренный бег: переступающим шагом по схеме; приставным шагом по схеме; из стороны в сторону по схеме; спиной вперед по схеме;
  • Прыжки: прыжки на двух ногах по схеме; прыжки на одной ноге по схеме; комбинированные прыжки по схеме (одна/две ноги); прыжки с поворотами.

Кроме этого, стоит отметить общие закономерности методологии обучения и работы на тренажере «Лестница»:

  • работа начинается с освоения простых схем перемещения или движения, затем схемы постепенно усложняются;
  • сначала упражнения выполняются медленно для освоения техники выполнения;
  • по мере освоения упражнения увеличивается быстрота и ритм упражнения;
  • все упражнения разбиваются на «подходы» и «разы (повторы)». Один повтор – 2-4 раза;
  • на упражнения, выполняемые боком, дается по 4 повтора (по 2 раза на каждую сторону);
  • интервалы отдыха между повторами зависят от задач урока или направленности упражнений и могут быть как ординарными (полными), так и сокращенными (жесткими).

Заключение. Упражнения на тренажере «Лестница» благодаря ограничению движений в пространстве и постановке конкретных двига­тельных задач вызывают огромный интерес у детей. Данные упражнения решают многообразие задач физического воспитания. Упражнения на тренажере «Лестница» учат концентрировать внимание, активно вклю­чают в работу нервно-мышечную систему, посылают дополнительную информацию в мышцы с большей скоростью, включая в работу большее количество моторных нейронов, повышают эмоциональность учебного занятия и интерес к нему.

 

Список литературы:
1. Бузляков Н.А. Скоростно-силовая и координационная лестница в подготовке баскетболистов / Н. Бузляков // Здаровы лад жыцця. – 2016. – № 12. – С. 8-11.
2. Кувшинникова С. Лестница-чудесница. По полу как по ступеням / С. Кувшинникова, Т. Лисицкая // Спорт в школе. – 2015. – № 3. – С. 50-52.
3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. / Л.П. Матвеев. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
4. Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебно-метод. пособие для студ. фак. физ. культуры пединститутов и университетов, училищ олимпийского резерва по спец. № 0303 «Физическая культура» / А.Ф. Семикоп. – Гомель, 1993. – 103 с.
5. Технология «лестница» как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств: Методические указания / Сост. А.В. Чернышева. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 18 с.