Статья:

Возможности применения LEGO конструирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Базанова Т.М. Возможности применения LEGO конструирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(38). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 14-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности применения LEGO конструирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Базанова Татьяна Михайловна
студент, Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил

 

POSSIBILITIES OF USING LEGO CONSTRUCTION IN SPEECH DEVELOPMENT CLASSES WITH OLDER PRESCHOOL CHILDREN

 

Tatyana Bazanova

Student, NTGSPA (f) RGPPY, Russia, Nizhny Tagil

 

Аннотация. Статья позволяет рассмотреть проблему развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и эффективные способы ее решения. Одним из таких способов является применение LEGO конструирования в непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками. Изучим возможности данной технологии и ее влияние на развитие речи старших дошкольников.

Abstract. This article allows us to consider the problem of the development of coherent speech in children of older preschool age and effective ways to solve it. One of these methods is the use of LEGO construction in direct educational activities with preschoolers. We will study the possibilities of this technology and its impact on the development of speech of older preschoolers.

 

Ключевые слова: развитие речи; связная речь; монолог; диалог; конструирование; LEGO; дошкольник.

Keywords: speech development; coherent speech; monologue; dialogue; construction; LEGO; preschooler.

 

Проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна в современном обществе, поскольку требования к качеству дошкольного образования возрастают, и особенное внимание уделяется уровню речевого развития детей. Успешность обучения детей старшего дошкольного возраста в начальной школе непосредственно зависит от уровня овладения ими связной речью. Такие учебные действия как: восприятие и воспроизведение текста, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения -требуют достаточного уровня развития связной речи у будущих школьников [3, с. 36]. Во время развития связной речи ребенка, эффективными и часто применяемыми средствами воздействия на речь являются различные дидактические игры, занятия, и упражнения, в том числе с использованием конструктора.

Конструирование часто применяется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку данный вид деятельности является новой технологией обучения и воспитания детей и ее внедрение в практику дошкольного образования обусловлено введением ФГОС ДОО. Стоит отметить, что LEGO-конструирование является видом продуктивной деятельности, в процессе которой происходит реализация образовательных задач, воспитание и развитие дошкольника в форме увлекательной, творческой и познавательной игры.

Для конструирования на занятиях в старшем дошкольном возрасте рекомендуют использовать мелкий строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей. Особенностью выбора этого материала для старших дошкольников является положительное влияние процесса соединения мелких и сложных деталей на мышление ребенка, его логику, мелкую моторику и речь. В ходе занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO проводится работа по формированию навыков составления высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение). При составлении таких речевых высказываний в процессе их построения дети учатся выражать законченную мысль о результатах своего конструирования. Во время занятия дошкольники старшего возраста рассказывают о назначении построенных ими моделей, отвечают на вопросы по ходу строительства. Процесс конструирования дает возможность не только создать что-либо, но и позволяет узнать, что создали другие. Дошкольник учится формулировать вопросы, а также тренируется отвечать на вопросы не только сверстников, но и педагога. На занятиях по развитию речи педагог может объединить старших дошкольников в пары или группы, тем самым предоставляя им возможность развивать свои коммуникативные навыки. В процессе совместной конструкторской деятельности дошкольники учатся договариваться и взаимодействовать со сверстниками: давать советы и задавать вопросы - это положительно влияет на их социализацию, безусловно, развивает их речь, обогащая словарный запас.

Процесс создания модели, также, как и занятие, делится на несколько этапов. Первоначальным этапом является создание образа модели в своем воображении и его обсуждение со сверстниками и воспитателем. Дошкольники обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач, то есть дети составляют монологические высказывания-рассуждения. Следующий этап занятия заключается в процессе конструирования модели по замыслу. Детям должна быть предоставлена возможность выбора темы для своей постройки. Ребенок выбирает тему, основываясь на своих волнениях, желаниях и переживаниях, а сюжетом постройки может стать любимый мультипликационный персонаж.  Особенностью таких занятий является то, что процесс формирования речи у старших дошкольников происходит на фоне речи воспитателя. Именно поэтому речь педагога должна быть правильной, эмоционально насыщенной и интересной для детей. Слушая рассказы, участвуя в беседах, опираясь на метод вопросов и ответов дошкольники приобретают новые знания, умения и опыт общения, которые они могут использовать в самостоятельной речи. Активизация речи у дошкольников происходит достаточно быстро, но иногда у них возникают трудности при составлении рассказа об этапах планирования своей будущей постройки и о том, как они будут играть. Поэтому на начальных этапах конструирования ребенком своей модели, воспитателю рекомендуется задавать следующие вопросы: «Расскажи, как ты будешь это делать?». Для более успешной работы при составлении рассказа детям можно предложить речевую схему, по которой они смогут строить свой рассказ [2, с. 82]. Схема для составления рассказа о будущей постройке может выглядеть так: у тебя такая красивая постройка, расскажи, как ты будешь играть. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями. Расскажи, что будет делать твоя постройка. Что ты еще хочешь добавить о своей игре?

Использование этой схемы поможет ребенку составлять монологические высказывания повествовательного и описательного типов.

Для развития монологической речи воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания ребенок осуществляет данное превращение [1, с. 14]. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди с применением конструктора LEGO.

Также использование конструктора LEGO на занятиях позволяет развивать диалогическую речь детей. Во время конструирования ребенок стремится активно взаимодействовать с окружающими для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения. Например, можно предложить дошкольникам сконструировать поезд в парах или подгруппах, а также попросить придумать сюжет о том, кто ехал в поезде, куда и зачем или придумать диалог пассажиров, которые едут в поезде через туннель (девочка боится, а мальчик ее успокаивает; мальчик в первый раз едет в поезде по мосту и т.д.). Данное упражнение будет способствовать развитию у детей не только монологической речи при составлении рассказа о своей модели и пассажирах поезда, но и диалогической при планировании и обсуждении своей модели, а также при составлении диалога между пассажирами поезда. Диалогическая речь развивается при использовании конструктора LEGO при планировании и обсуждении желаемой модели конструирования, при обсуждении результатов конструирования как с детьми, так и со взрослыми. Ребенок учится отвечать на вопросы, задавать вопросы, слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать и вносить соответствующие изменения.

Все вышесказанное подтверждает необходимость использования конструктора LEGO на занятиях в дошкольной образовательной организации. Возможности конструктора безграничны так, как он влияет на развитие монологической речи детей дошкольного возраста через составление рассказов и высказываний разных типов о своих моделях конструирования. В процессе совместной деятельности с другими детьми на занятии по развитию речи у старших дошкольников развиваются коммуникативные способности и диалогическая речь, так как в процессе конструирования ребенок стремится активно взаимодействовать со сверстниками для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения. Процесс совместного конструирования способствует социализации и адаптации ребенка в коллективе.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2006. 
2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре.  М.: Скрипторий, 2008. 
3. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2012