Статья:

Технологизация процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Бурцева И.В. Технологизация процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 27-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Технологизация процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся

Бурцева Ирина Викторовна
канд. пед. наук, доцент, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, РФ, г. Ставрополь

 

TECHNOLOGIZATION OF THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS

 

Irina Burtseva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Stavropol Regional Development Institute education, advanced training and retraining of employees education, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема технологизации процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся. Обоснована сущность технологизации как педагогического явления, описаны основные виды технологий, применяемых в формировании духовно-нравственной культуры личности.

Abstract. The article deals with the problem of technologization of the process of spiritual and moral education of students. The essence of technologization as a pedagogical phenomenon is substantiated, the main types of technologies used in the formation of spiritual and moral culture of the individual are described.

 

Ключевые слова: технологизация; духовно-нравственное воспитание; обучающийся; этнопедагогические технологии; культуроориентированные технологии; художественно-творческие технологии.

Keywords: technologization; spiritual and moral education; student; ethnopedagogical technologies; culture-oriented technologies; artistic and creative technologies.

 

В последние годы духовно-нравственное воспитание детей, подростков, молодежи стало одним из приоритетов российской образовательной политики, ее стратегическим ориентиром, о чем говорится, в частности, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в других нормативных документах. Важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как для общества, так и для человека признается педагогами, учащимися, их родителями, о чем свидетельствуют данные опросов, проводимых как педагогами-исследователями, так и педагогами-практиками. Духовно-нравственное воспитание обучающихся - одна из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, учителем, образовательным учреждением, обществом и государством в целом. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Как известно, успех в воспитательно-образовательной деятельности зависит от правильного выбора методов, приемов, средств, технологий и педагогических техник обучения и воспитания и применения их в работе с обучающейся молодёжью. Технологизация - процесс разработки и использования определенной совокупности приемов и способов воздействия на процесс духовно-нравственного становления обучающихся, который базируется на применении конкретных технологий. Технологизированное поле духовно-нравственного воспитания обучающихся позволяет использовать все виды технологий, которыми владеет педагогическая наука, для осуществления в процессе социализации последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности обучающихся оценивать и сознательно выстраивать на  основе традиционных моральных и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Технологизация процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся призвана содействовать духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: «нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли» [3, с.9 –10].

Технологии духовно-нравственного воспитания – комплекс форм, методов, приемов и воздействий, применяемых социальными институтами воспитания, для создания условий эффективного усвоения молодыми людьми значения духовных ценностей, нахождения личностного смысла этих ценностей и регулирования нравственного поведения в соответствии с ними.

Современные технологии формирования духовно-нравственных ценностей – это интерактивные технологии, общая характеристика которых, по нашему мнению, – взаимодействие, содействие, взаимообогащение, взаимодополнение и коллективное сотворчество всех участников воспитательно-образовательного процесса. Среди таких технологий мы выделяем этнопедагогические, культурориентированные и художественно-творческие технологии.

Так как Россия – государство многонациональное, для нее применимы технологии, связанные с познанием культурно-исторических, духовно-нравственных ценностей родного народа и народов, с которыми этот народ связан. Этнопедагогические технологии помогают расширить знания обучающейся молодёжи и углубить их при изучении культуры и истории Отечества, особенно опираясь на духовно-нравственные ценности народов, входящих в состав России.

Этнопедагогические технологии духовно-нравственного развития личности  –  это методы и средства решения духовно-нравственных проблем в процессе формирования ценностных установок и ориентаций, выработка определенной концепции и ее реализация, осуществление практической деятельности, совокупность приемов, направленных на преобразование (изменение состояния) субъекта с помощью «погружения» в этнокультурную и этнопедагогическую среду для достижения заданного результата (цели). Безусловно, социальная позиция педагога, его ценностные ориентации, набор духовных доминант, пример-идеал играют важное значение в процессе формирования ценностных установок и смысложизненных ориентиров у обучающейся молодежи в системе непрерывного этнокультурного образования.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям; загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи; самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Практически все ученые, исследующие проблемы духовно-нравственного воспитания, отмечают, что необъемлемой его частью является восхождение к культуре. Так, Е.В.Бондаревская, рассматривая человека культуры как цель образования, пишет о нем как о духовно-нравственной личности [1]. Н.Е.Щуркова предлагает понимание духовно-нравственного воспитания как восхождения к высотам современной культуры [5]. И.А.Соловцова выделяет в структуре духовно-нравственного воспитания четыре составляющих: восхождение воспитанника с помощью педагога к ценностям, культуре, к себе и значимому Другому [4]. Такая составляющая духовно-нравственного воспитания, как восхождение к культуре, является наиболее значимой, центральной; именно в процессе восхождения к культуре воспитанник присваивает ценности, открывая в них значимые для него смыслы, учится понимать Другого и вступать с ним в продуктивный в духовном плане диалог, учится понимать, оценивать и преобразовывать собственный духовный мир.

Культуроориентированные технологии духовно-нравственного развития личности - это технологии восхождения к культуре, освоение объектов культурного наследия, позволяющие осмыслить их в контексте культурных процессов, законов и явлений. Именно в процессе восхождения к культуре воспитанник присваивает ценности, открывая в них значимые для него смыслы, учится понимать Другого и вступать с ним в продуктивный в духовном плане диалог,  учится понимать, оценивать и преобразовывать собственный духовный мир.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется также, по нашему мнению, посредством «погружения» в мир искусства и способствует формированию духовно-нравственной культуры, ценностных установок, особой морали взаимодействия с окружающей средой; обогащает мир эмоциональных состояний; развивает дар воображения, чувственной отзывчивости, образного восприятия окружающего и внутреннего мира [2].

Художественно-творческие технологии духовно-нравственного развития личности - это технологии, воздействия на эмоционально-чувствительную сферу обучающихся посредством использования литературы, музыки, кино, театра, живописи и других видов гуманитарного профиля с целью развития духовно-нравственной культуры личности и потребности в самосовершенствовании. Среди них можно выделить: технологии, имеющие в своей основе использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию; художественно-творческие технологии, побуждающие обучающихся к самостоятельному творчеству; художественно-творческие технологии, в основе которых лежит использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество обучающихся.

Содержание процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся определяется системой гуманистических ценностей, отраженных в произведениях культуры и искусства, что позволяет педагогам напрямую и опосредовано .воздействовать на когнитивную, эмоционально-мотивационную, творческо-деятельностную сферы личности, а также активизировать саморазвитие личности обучающегося. Именно эта специфика позволяет применять художественно-творческие технологии для эффективного формирования духовно-нравственных ценностей молодежи. Комплексное применение всех рассмотренных технологий в воспитательном процессе позволяет воздействовать на обучающихся по трем направлениям: на сознание, чувства  и поведение. Технологизация процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся позволяет педагогам интериоризировать во внутренний мир личности комплекс важнейших ценностей духовного и нравственного порядка, и, тем самым, гарантировано и качественно достичь результата в формировании высокой духовно-нравственной культуры.

 

Список литературы:
1. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская,  С. В. Кульневич ; Под общ. ред. Е. В. Бондаревской. – Москва–Ростов-н/Д. : Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
2. Бурцева И. В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. - Москва, 1996. - 18 с.
3. Левчук, Д.Г., Потаповская О. М.  Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы [Текст] / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. - М.: Планета 2000, 2003. - 63 с.
4. Соловцовва, И А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии : монография / И. А. Соловцова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волгоградский гос. пед. ун-т». - Волгоград : Перемена, 2006. - 247 с.
5. Щуркова, Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. – 78 с.