Статья:

Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста средствами детского музыкального фольклора

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Лантух Т.В. Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста средствами детского музыкального фольклора // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 60-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста средствами детского музыкального фольклора

Лантух Татьяна Васильевна
канд. пед. наук, доцент, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Республика Беларусь, г. Гродно

 

EDUCATION OF TOLERANCE IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH MEANS OF CHILDREN'S MUSIC FOLKLORE

 

Tatyana Lantukh

candidate of pedagogical sciences, associate professo, Yanka Kupala State University of Grodno, Republic of Belarus, Grodno

 

Аннотация. В статье показана проблема воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста. Раскрыты возможности детского музыкального фольклора в воспитание толерантности.

Abstract: The article shows the problem of education of tolerance in children of primary school age. The possibilities of children's musical folklore in the education of tolerance are revealed.

 

Ключевые слова. воспитание толерантности; дети младшего школьного возраста; детский музыкальный фольклор.

Keywords: education of tolerance; children of primary school age; children's musical folklore.

 

Официальная статистика и данные многочисленных исследований констатируют рост молодёжного экстремизма, различные проявления девиантного поведения; конфликты на почве межнационального общения, социального неравенства населения; культурный эгоизм и т. п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание взаимной терпимости и миролюбия в обществе стало сегодня насущной потребностью.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в отношении детей младшего школьного возраста, так как опыт восприятия окружающего мира у них находится в стадии формирования, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Вместе с тем, именно в этот период происходит процесс активного формирования личности взрослого человека.

Термин «толерантность» латинского происхождения и в переводе на русский язык означает терпение, выносливость. Под термином «толерантность» мы, вслед за В. Т. Кабуш, подразумеваем моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения [1, с. 140].

В целях исследования, нами были установлены показатели толерантности младших школьников, что позволило условно выделить три типологические группы учащихся, исходя из наличия у них актуального уровня толерантности: высокого, среднего, низкого. В качестве критериев мы использовали такие показатели как: доброжелательное отношение к окружающим, способность поддержать человека в трудную минуту, учёт интересов другого человека, умение сочувствовать нуждающимся в этом людям, умение корректно отстаивать своё мнение, самостоятельно находить выход из конфликтных ситуаций. Представим, разработанные нами, уровни толерантности детей младшего школьного возраста.

Низкий уровень толерантности. Дети данной группы не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают одиночество, не способны поддержать человека в трудную минуту, не сочувствуют нуждающимся, не могут встать на сторону другого человека, своё мнение отстаивают не корректно, часто провоцируют конфликты, тяжело переживают обиды.

Средний уровень толерантности. Дети доброжелательно относятся к окружающим, стремятся к общению, быстро находят друзей, не ограничивают круг своих знакомств, пытаются стать на сторону другого человека, могут проявить сочувствие нуждающимся. Вместе с тем, дети данной группы не корректно отстаивают своё мнение, часто вступают в конфликты, обижаются на сверстников, не достаточно самостоятельны.

Высокий уровень толерантности. Дети этой группы проявляют доброжелательное отношение к окружающим. Ониспособны поддержать человека в трудную минуту, умеют стать на сторону другого человека, умеют сочувствовать, корректно отстаивают своё мнение, учитывают интересы других сверстников, имеют много друзей, самостоятельно находят выход из конфликтных ситуаций.

Проведенное нами исследование показало, что детский музыкальный фольклор обладает большими возможностями в воспитании толерантности.Опираясь на классификацию Н. А. Ясиной [2, с. 3], представим основные жанры детского музыкальногофольклора в виде рисунка 1:

 

Рисунок 1. Классификация детского музыкального фольклора

 

Детский музыкальный фольклорпредставляет собой особенную область народного творчества, которая охватывает различные поэтические и музыкально-поэтические жанры фольклора (колыбельные народные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки и жеребьёвки, дразнилки, скороговорки, приговорки, детский календарный фольклор, игры с напевами). Детский музыкальный фольклорне только представляет собой источник сведений о мире, но и, своеобразным способом, указывает возможные пути взаимодействия с ним, несёт в себе огромный воспитательный потенциал.

Например, колыбельные народные песни представляют собой неиссякаемый источник материнской любови. Любовь распространяется не только на самого ребёнка, но и на всё, что его окружает. В песнях употребляется много уменьшительно-ласкательных суффиксов, что передаёт доброжелательное материнское отношение ко всему, с чем связан ребёнок. Колыбельные народные песни дают ребёнку первые представления об окружающем мире, учат определённым правилам, наполняют любовью.

Большой интерес представляет детский календарный фольклор, связанный с календарными праздниками, которые всегда сопровождаются народными песнями, танцами, обрядами. Календарные песни (святочные, масленичные, купальские и др.) не только отражают полный цикл земледелия, но и дают представления о народно-обрядовых традициях. Как правило, дети с огромным интересом постигают основы народной мудрости, народной морали: доброжелательное отношение к явлениям природы и всем её разнообразным проявлениям, животному миру (Масленица, Кликанье весны и др.); почитание умерших родственников, сохранение светлой памяти о них (Радоница), добросовестный труд, добровольная помощь нуждающимся в выполнении сложной физической работы (Толока); уважительное отношение к людям, умение в художественной форме пожелать им здоровья и процветания (Пасха) и др. [3].

Большинство народных игр сопровождается хороводами и коллективным пением. Многие народные игры («Мак», «Лён», «В редьку» и др.) дают детям представление о трудовых процессах, воспитывают уважение к труду и людям труда независимо от их национальной принадлежности.

Экспериментальная работа проводилась нами на базе одной из средних школ г. Волковыска среди учащихся первых классов в период социально-педагогической практики студентов. Экспериментальная программа включала элементы детского музыкального фольклора. Дети разучивали колыбельные народные песни, пестушки, потешки, дразнилки, народные игры; принимали активное участие в обрядово-праздничных представлениях; участвовали в детском оркестре народных инструментов, водили хороводы, разучивали народные танцы и т. п.

Сравнительные результаты в начале и в конце экспериментальной работы показали, что наметилась положительная тенденция в воспитании толерантности у детей младшего школьного возраста. Обработанные данные представлены в виде рисунка 1.

 

Рисунок 1. Сравнительные данные результатов диагностики уровня толерантности у детей младшего школьного возраста в начале и в конце экспериментальной работы

 

Сравнительные результаты дают наглядное представление о том, что количество школьников, условно отнесенных нами к низкому уровню толерантности, уменьшилось на 35% (с 40% в начале эксперимента до 5% в конце экспериментальной работы). Количество детей со средним уровнем повысилосьна 20% (соответственно с 50% до 70%). Увеличилось количество детей с высоким уровнем толерантности на 15% (с 10% до 25%).

Подводя итог сказанному выше, можно прийти к выводу, что детский музыкальный фольклор может быть эффективным средством в воспитании толерантности у детей младшего школьного возраста.

 

Список литературы:
1. Кабуш, В.Т. Азбука этических ценностей / В.Т. Кабуш. – Минск: Нац. ин-т образования, 2013. – 192 с. 
2. Ясина, Н.А. Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.А. Ясина. — М„ 2005. — 174 с.
3. Лантух, Т.В. Белорусские праздники и обряды в семье / Т.В. Лантух // Планета-семья. − № 4 (83), август 2016. −Минск, 2016. – С. 12-13.