Отношение студентов к здоровью, как главной ценности жизни
Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Отношение студентов к здоровью, как главной ценности жизни
The attitude of students to health as the main value of life
Oksana Sbitneva
senior lecturer, FSBEI HE «Perm State Agricaltural Academy», Russia, Perm
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы здоровья студентов сельскохозяйственной академии. Обсуждается отношение студентов к собственному здоровью, ЗОЖ. Предложен комплексный подход в решении данной проблемы.
Abstract. The article discusses the health problems of the students of the agricultural Academy. Discusses students' attitudes to their own health, a healthy lifestyle. The proposed integrated approach in solving this problem.
Ключевые слова: исследование; здоровье; заболеваемость; медицинское обследование; здоровый образ жизни; физическая активность; питание; сон.
Keywords: research; health; morbidity; medical examination; healthy lifestyle; physical activity; nutrition; sleep.
В настоящее время общество столкнулось с резким снижением физического и психического здоровья молодого поколения. Число абсолютно здоровых студентов значительно сокращается, растет количество занимающихся в специальной и подготовительной медицинских группах, а также полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре. Появляются ранее неизвестные заболевания, причины которых трудно установить, затягивается период выздоровления, набирают рост хронические заболевания. Поступая в ВУЗ, студенты сталкиваются со многими проблемами, и далеко не каждый может противостоять физическим и психическим нагрузкам и перегрузкам; негативным воздействиям окружающих.
Здоровье студентов подвергается испытаниям, меняется образ жизни, характер питания, приобретаются вредные привычки, снижается объем двигательной активности, предъявляются повышенные требования в современных условиях жизни. Погрузившись в современный ритм жизни, студенты становятся не внимательными к собственному здоровью. Проблемам здоровья и ЗОЖ среди молодых людей на протяжении многих лет уделяется повышенное внимание.
Целью данного исследования является определение отношения студентов к собственному здоровью. Для осуществления цели выдвинуты следующие задачи: установить отношение студентов к собственному здоровью; выявить знания учащихся о ЗОЖ; выявить факторы, влияющие на здоровье студентов; узнать источники информации о ЗОЖ; проанализировать важность сохранения здоровья студенческой молодежи; сформировать пути решения образовавшихся проблем. Для реализации поставленных задач был использован метод анкетирования. Исследование было проведено в ФГБОУ ВО «Пермской ГСХА». Опросом были охвачены студенты 1-2 курса Архитектурно-строительного факультета. Анкета состояла из 14 вопросов, опрошено 77 человек в возрасте 18-22 года.
Физическая культура в ВУЗе является основной частью оздоровления студентов. Главными факторами здорового образа жизни человека являются двигательная активность, индивидуальный двигательный режим, от их особенностей зависит здоровье, гармоничное развитие и функциональное состояние организма.
Анализ состояния здоровья при проведении ежегодного медицинского обследования студентов 1-х курсов показал, что 71.4% учащихся в 2015 году не имели отклонения в физическом развитии, состоянии здоровья, то есть являлись здоровыми и относились к основной медицинской группе. Тогда как по сведениям за 2016 год, процент абсолютно здоровых студентов снизился до 63.6 %. Количество первокурсников, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и относящихся к подготовительной медицинской группе, резко возросло с 7.0% за 2015 год до 15.1% за 2016 год. В специальной медицинской группе произошло некоторое снижение показателей от 17.8% за 2015 год до 15.1% за 2016 год. Полное освобождение от занятий физической культуры имеют 3.8% учащихся за 2015 год и 6.2% за 2016 год. На 2-м курсе к основной медицинской группе относятся 71.7% учащихся за 2015 год, и 70.4% за 2016 год. Рекомендованных к подготовительной группе в 2015 году не наблюдалось, а за 2016 год процент составил всего 4.5%. По данным медицинских осмотров за 2015 год, к специальной медицинской группе относятся 7.6% учащихся, за 2016 год имеют значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера 22.7 % студентов. За 2015 год на 2-м курсе зафиксировано20.7% студентов, освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, за 2016 году установлен показатель 2.4%. Результаты исследования показывают, что на 1-м курсе произошел рост количества освобожденных от практических занятий, а на 2-м курсе увеличился показатель в специальной медицинской группе.
Решение врача по определению в ту или иную группу сугубо индивидуально. Правильно подобранный объем физических нагрузок, нормативных требований для каждой медицинской группы положительно скажется на здоровье студентов и их подготовленности к учебным нагрузкам.
Среди опрошенных респондентов 1 курса, оценивающих состояние своего здоровья, большую часть составляют студенты, которые редко болеют (1-2 раза в год) - 84.7%, часто болеют (3 раза и более) - 15.3%, не болеют – не выявлены, некоторые из них сомневаются о наличии хронических заболеваний. На 2 курсе считают себя практически здоровыми 18.2 %, большинство -71.1% считают, что болеют редко, количество часто болеющих респондентов составило 10.7 %. Многим студентам следует быть внимательнее к своему здоровью.
В ходе исследования была зафиксирована хорошая самооценка здоровья, что подтверждается результатами опроса: 1курс - 49.9 %, 2 курс-53.0%. Свое здоровье оценили как удовлетворительное на 1 курсе-36.2%, на 2 курсе-22.6%. Также на 1 курсе считают, что здоровье отличное – 8.6% учащихся, на 2 курсе - 15.2%, неудовлетворительную оценку своему состоянию здоровья дали 5.3% на 1 курсе, 9.2% - на 2 курсе. Следует обратить внимание на данные о ежегодном медицинском обследовании: предпочитают проходить больше половины респондентов - 65.8% на 1 курсе и 60.5 на 2 курсе, к сожалению 34.2% на 1 курсе и 39.5% на 2 курсе не проходят медицинское обследование каждый год. Поступая в ВУЗ, студенты становятся самоуверенными в состоянии своего здоровья, и при недомогании предпочитают обращаться за медицинской помощью лишь иногда. Это подтверждается результатами опроса: 1 курс - 56.8%, 2 курс- 51.5% студентов считают необходимой помощь врачей, помощь специалистов - 36.3% респондентов, исключают обращение к врачу 12.1%. Результаты социологического исследования демонстрируют халатное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни в студенческой среде.
Рациональное питание и полноценный сон являются составляющими здорового образа жизни. Зачастую у студентов нет возможности нормально питаться. Из-за недостатка времени они нарушают режим питания, это подтверждают результаты ответов. На 1 курсе режим питания соблюдают 22.6%, иногда соблюдают - 38.3%, не соблюдают 39.1% студентов. На 2 курсе показатели изменились: соблюдают режим питания 14.3% , иногда - 60.6%,не соблюдают 25.1% студентов. Правильный индивидуальный подход к режиму питания с учетом возраста, пола и характера труда поможет избежать развития тяжелых заболеваний органов пищеварения. Подготовив организм к четкому ритму, будут созданы наилучшие условия для работы и восстановления, сохранения и укрепления здоровья. Сталкиваясь с различными нагрузками в процессе обучения, учащимся необходим обязательный ежедневный отдых, то есть сон. Сокращение часов сна отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Постоянные нарушения сна приводят к ухудшению памяти, внимания. Помимо этого появляется состояние вялости, апатии, усталости, сонливости, возникает переутомление нервной системы. Как видно из результатов исследования, подавляющее большинство респондентов редко соблюдают режим сна: 43.2% -1 курс, 43.9% -2 курс, особое внимание сну уделяют 31.7% студентов на 1-ом курсе и 36.3% на 2-ом курсе, признались в нарушении режима сна 25,1%-1 курс и 19.8%-2 курс. Своевременная информированность о благотворном влиянии сна даст возможность студентам восстановить физическое и психическое здоровье, повысить работоспособность.
Одним из обязательных факторов укрепления здоровья студентов является регулярная физическая активность. Правильно организованная физическая активность уменьшает риск заболевания сердечно-сосудистой системы, а также дыхательной и нервной.Следует отметить, что большая часть студентов соблюдает режим двигательной активности: 1 курс - 59%, 2 курс- 63%; частично соблюдает 31.7%-1 курс, 28.2%-2 курс; совсем не уделяют время физкультуре и спорту 9.3% -1 курс, 8.8% -2курс.Двигательная активность в экзаменационный и каникулярный период резко снижается, студенты ведут малоподвижный образ жизни.Согласно ответам, зарядку делают лишь 27.3%-1 курс, 16.6%-2 курс, равнодушны к зарядке большинство студентов: 72.7%-1 курс, 83.4%-2 курс. Основную долю свободного времени студенты предпочитают уделять занятиям, которые по значимости, интересам, полезности уступают спортивным. Во внеучебное время 54.5%-1 курс, 51.5%-2 курс не посещают спортивные секции, свое предпочтение отдают только занятиям в обязательном курсе обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт», поэтому у них отмечен низкий показатель двигательной активности, что приводит к повышению уровня заболеваемости. Между тем, 68.2% респондентов на 1 курсе и 46.95% на 2 курсе поддерживают достигнутый уровень своего физического состояния, используют самостоятельные занятия при планировании физкультурно-спортивной деятельности. Большие нагрузки во время учебы требуют силы, выносливости, немалых эмоциональных затрат. Практика показывает, что полноценно восстановиться, повысить устойчивость к простудным, инфекционным заболеваниям, заболеваниям сердечно-сосудистой и нервной систем, усилить имунные реакции непременно можно с помощью закаливания. К сожалению, в студенческой среде к закаливанию, как профилактическому средству уделяется очень мало внимания. Как показал опрос, закаливание для студентов не является необходимым и важным. Практически большая часть: 70.5% -1 курс, 74.3%-2 курс не осознают, что закаливание имеет оздоровительный и профилактический эффект, лишь 29.5% на 1 курсе и 25.7% на 2 курсе считают, что процесс закаливания приносит пользу.
За период обучения в ВУЗестуденты получают знания о сохранении и укреплении здоровья, имеют возможность в полной мере овладеть приемами и навыками ведения ЗОЖ, а также повысить уровень собственного здоровья. В ходе исследования студентами были выбраны разные источники информации о ЗОЖ. В приоритете является информация с занятий по физической культуре и спорту, что подтверждается результатами опроса: 1 курс-61.3%, 2 курс-74.2%. Далее свое предпочтение респонденты отдали интернет-сайтам: 1 курс-29.5%, 2 курс - 51.4%; телевидению 1 курс-27.2%, 2 курс-34.8%. Намного реже используется информация с посещения спортивных мероприятий: 1 курс-20.4%, 2 курс - 25.7%, так как нет повышенного интереса к спорту. Несколько ниже потребность в информации из специальной литературы: 1 курс-13.5%, 2 курс-16.6%. Менее заметно использование прессы: 1,2 курс-9%. Сведения о сохранении здоровья от медицинских работников получают 5% респондентов на 1 курсе и 6% на 2 курсе.
Подводя итоги отношения студентов к здоровью, можно прийти к выводу: количество здоровых юношей и девушек, не имеющих отклонений в физическом развитии, снижается, увеличивается число студентов, относящихся к специальной медицинской группе и освобожденных от практических занятий по физической культуре и спорту. К сожалению, ежегодное медицинское обследование многие студенты не проходят, редко обращаются за медицинской помощью при недомогании, тем самым демонстрируют халатное отношение к собственному здоровью. Зачастую студенты нарушают режим питания и сна, что не может не сказаться на продуктивности умственного труда и психоэмоционального состояния. Анализируя ответы респондентов, можно сказать, что режим двигательной активности соблюдается, используются самостоятельные занятия при планировании физкультурно-спортивной деятельности. Основная доля студентов посещает занятия только в обязательном курсе обучения, показатель посещения секций во внеучебное время - низкий. Как показал опрос, закаливание для студентов не является необходимым и важным. Самым значимым источником информации о ЗОЖ респонденты выбрали занятия по физической культуре и спорту. Выяснилось, что самые достоверные сведения о сохранении здоровья от медицинских работников имеют низкую потребность. Отношение к собственному здоровью студентов 1-х и 2-х курсов вызывает беспокойство, требует правильно подобранных мер по устранению этой проблемы.У большинства студентов отсутствует мотивация и правильное понимание здоровья и ЗОЖ. Необходимо больше внимания уделять основам ЗОЖ в теоретическом курсе. Привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности по вопросам здоровья, «ЗОЖ» и «Безопасности жизнедеятельности». Непосредственное участие студентов в социально-значимых мероприятиях в сфере здоровья. Информировать студентов о требованиях к здоровью в сфере будущей профессиональной деятельности. Вести пропаганду ЗОЖ среди учащихся ВУЗа с применением положений в повседневной жизни. В процессе учебной деятельности преподавателям необходимо вести комплексный, системный подход, культивируя здоровье и его ценности. Включать в образовательный процесс ценностно-смысловые задания, связанные со здоровьем и его нарушениями, культуре профессиональной безопасности.Увеличивая количество часов с 2-х раз в неделю до 3-х, отведенных на систематические занятия по физической культуре и спорту, можно достигнуть оптимального оздоровительного эффекта и снизить рост заболеваемости. Необходимо проводить больше соревнований на факультете в течение всего срока обучения.
За период обучения в ВУЗе очень важно сформировать у будущих специалистов представление о культуре отдыха; рациональном питании; особенностях своего организма; профилактике заболеваний; способах и методах укрепления здоровья; воспитании гармонично развитого человека; о необходимости здоровья в сфере будущей профессиональной деятельности. Без формирования ценностного отношения личности к ЗОЖ невозможно повысить уровень культуры и здоровья молодого поколения. Программа ценностного отношения современных студентов к собственному здоровью должна быть направлена на актуализацию знаний о здоровье и его укреплении; развитие потребностей в самопознании; формировании собственного психоэмоционального состояния.Однако непонимание благоприятного воздействия физической активности, отсутствие мотивации к занятиям физической культуры, приводит к снижению уровня физической подготовленности, росту заболеваний.Большинство опрошенных студентов, имея теоретические знания о сохранении и укреплении здоровья, не всегда могут применить их на практике в повседневной жизни.
Сохранение и укрепление здоровья - одна из главных задач современного студенчества, которая требует комплексного подхода в решении данной проблемы с участием специалистов разных научных сфер. «Здоровый образ жизни» дает возможность сохранить и укрепить здоровье, повысить результативность и работоспособность, помогает адаптироваться к физическим и умственным нагрузкам, влияет на качество и продолжительность жизни.