Статья:

Функциональная сущность процессов обучения в хореографических образовательных учреждениях

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Кульбекова А.К. Функциональная сущность процессов обучения в хореографических образовательных учреждениях // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 33-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Функциональная сущность процессов обучения в хореографических образовательных учреждениях

Кульбекова Айгуль Кенесовна
доктор педагогических наук, доцент Казахская национальная академия хореографии, Республика Казахстан, г. Астана

 

The functional nature of learning processes in the choreographic educational institutions

 

Kulbekova Aigul

Doctor of pedagogical sciences, associate professor The Kazakh National Academy of Choreography, The Republic of Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. В статье рассмотрены функции системообразующих процессов профессиональной подготовки кадров в хореографических образовательных учреждениях.

Abstract. The article describes the function of system-training process in frames of choreographic educational institutions.

 

Ключевые слова: профессиональное хореографическое образование; хореографическое искусство; обучение; воспитание.

Keywords: professional choreographic education; choreographic art; training.

 

Одним их основных направлений интеграционного процесса и модернизации современного хореографического образования является тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями и производством, которыми являются театры, ансамбли, концертные организации. Настоящий этап развития хореографического образования характеризуется сменой приоритетов обучения - с традиционных и регулирующих на творческие и развивающие. Время радикальных перемен требует социально активных обучающихся, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно решать профессиональные задачи. В связи с этим, активизация их творческих проявлений зависит от качественного отбора форм, методов и технологий обучения и воспитания.

По степени активизации творческих проявлений обучающихся в хореографических образовательных учреждениях можно выделить несколько степеней самостоятельности: воспроизводящая (по образцу), реконструктивная и творческая. Наибольшую трудность для обучающихся представляют задания, связанные с необходимостью применения знаний и умений в новых условиях. В балетном классе обучающиеся работают над общими задачами вместе со своим педагогом (в этом случае он не будет пассивным и инертным, а является активным участником общего дела).

Сложившаяся традиционная система подготовки будущих специалистов на основе комплексной подготовки направлена на строгое подчинение общим целям профессионального образования. Вместе с тем, создание современных технических и материальных условий не могут заменить методов и традиций профессионального обучения, педагогического потенциала, специфических психолого-педагогических и воспитательных инструментов в обучении. Сегодня важно осознанно и творчески внедрять новое. Например, недопустимо шаблонное, не апробированное заимствование, необдуманный перенос чужого опыта в свою среду. Более того, специфика каждой специальной дисциплины различна и поэтому здесь большое значение отводится педагогическому потенциалу и опыту. С другой стороны, определяя методы обучения, необходима гарантия их продуктивности в процессе осуществления главной цели – формирование профессиональных качеств и активности у обучающихся. Ввиду доминирующей специфики исполнительской подготовки будущих артистов балета, педагогов-хореографов, режиссеров хореографии, а также главной цели обучения, все системообразующие процессы направлены на достижение поставленных профессиональных задач.  Педагогический состав – это ведущие артисты балета, обладающие большим опытом сценической практики на профессиональной сцене. Это известный факт и так было всегда. Вместе с тем, практика показывает, что хореографические образовательные учреждения в большинстве своем не располагают достаточным научным потенциалом, наличие которого необходимо хотя бы потому, что любое образование, в том числе и хореографическое, требует более обоснованных подходов. Следует признать, что сегодня качественное образование и педагогическая деятельность в хореографических образовательных учреждениях включаетв себя не только узкие профессиональные характеристики, но и глубокие методические подходы, методов сравнительного и сопоставительного анализа, научно-обоснованных фактов и т.д.). Например, развитие методической базы напрямую зависит от общего педагогического потенциала, где необходимо оперировать не только собственным исполнительским опытом, но и общими достижениями мирового балета и педагогической науки, а также интенсивно развивающимися инновациями и применении технических средств, а также апробированных продуктивных авторских и традиционных методик, технологий обучения. Существует множество примеров, когда в сочетании исполнительскогои педагогического опыта, обучение и сам подход к образовательному процессу становится более продуктивным, гуманным и профессиональным.

Использование наиболее передовых и эффективных методов обучения, включение обучающихся в учебно-творческую деятельность – один из важнейших путей поиска внутренних потенциальных возможностей профессионального образовательного процесса. Педагог-хореограф не должен замыкаться только на традиционных методах обучения. Очень важно быть в курсе инновационных методик и технологий, внедряемые в практику обучения других специальностей. Необходимо рассматривать их как возможный вариант и метод обучения в практике своего предмета. Например, изучив методику и результаты того или иного исследования, каждый может задуматься над тем, как рационально возможно применить данные методики в своем классе. Педагогическая практика показывает, что в каждой конкретной методике таятся полезные и разумные возможности для преподавания других предметов.

Концепция модернизации хореографического образования заключается в том, что изменения в политической, духовно-идеологической, социально-экономической и культурной жизни общества существенным образом отражаются в произведениях искусства, формировании новых характеристик сценического образов, а также являются катализатором общей системы профессионального хореографического образования. Характер решаемых задач, связанных с профессиональной подготовкой будущих артистов балета определяется потребностями интенсивно развивающегося общества. Сегодня каждый молодой специалист, а в нашем случае артист балета, должен обладать не только исполнительским мастерством, но и высоким интеллектом, креативным мышлением, самостоятельностью и целеустремленностью в решении профессиональных задач. 

В педагогической науке ряд исследований раскрывают сущность и специфику подготовки специалистов разных профилей [2, с. 23-24]. На основе изучения этих трудов мы выявили взаимосвязь составляющих целостный процесс подготовки кадров в сфере хореографического искусства. Это взаимодействие учебно-творческого процесса и деятельности балетных театров, профессиональных хореографических коллективов, то есть, тесная связь между учебным заведением и театром-производством. В современной образовательной системе такая форма организации учебного процесса практикуется как «дуальное обучение». Практика показывает, что для формирования у студентов профессиональных навыков на более высоком качественном уровне важным условием является интеграция всех процессов их подготовки. Более того, учебно-творческий процесс и организация досуга учащихся во многом способствуют развитию и формированию умений у будущих специалистов, а также адаптации их к предстоящей профессиональной деятельности и в обществе. Жарков А. Д. отмечает, что «сегодня досуг из функционального придатка производственной сферы превратился в самоценную общественную сферу, направленную на самореализацию творческого потенциала каждой личности или коллектива» [1, с. 94].  Это означает, что сегодня культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с социально-производственной средой. В реальности досуг учащихся становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности в учебных заведениях, а также наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимосвязанными между собой. Следовательно, создание эстетически организованной среды оказывает прямое воздействие на формирование специалистов в условиях досуга.

Интеграция всех системообразующих элементов, совершенствование учебно-творческого и культурно-досугового процессов, поиск новых форм организации и подготовки специалистов позволит реализовать главную цель образовательного процесса – формирование их профессионального мастерства и одновременно будут способствовать формированию идейно-нравственных идеалов, жизненных позиций, а также определенно модернизирует традиционную хореографическую школу и хореографическое образование в целом.

Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных условиях становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности государства. Молодое поколение призвано воспринимать новые концепции и тенденции развивающегося мира, делать конструктивный осознанный выбор, учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей жизни.

Основными предпосылками для этого являются качество профессионального образования, готовность к обучению, самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни.  Качество образования в современных условиях – это достижение образовательных результатов, богатейший педагогический потенциал и исполнительский опыт педагогов в виде сформированных ключевых компетентностей, которые обеспечивают возможность качественного решения проблем в хореографическом образовании и различных сферах профессиональной деятельности хореографов.

 

Список литературы:
1.Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. 
2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей профессиональной педагогики.- М.: Гардарики, 2005.