Статья:

Формирование мотивации учебной деятельности

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Бузин В.В. Формирование мотивации учебной деятельности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 16-20.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование мотивации учебной деятельности

Бузин Валерий Васильевич
курсант ФПК, старший преподаватель Липецкого государственного технического университета, РФ, г. Липецк

 

FORMATION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

 

Valery Buzin

cadet FPC, senior lecturer Lipetsk state technical University, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. Рассмотрены основные вопросы и подходы, связанные с известными методами мотивации обучающихся в старших классах и на младших курсах образовательных учреждений. Проведен обзор мотивации учебной деятельности обучающихся, учебно-познавательных потребностей как ее источника и составной части, факторов, влияющих на процесс и результаты формирования учебно-познавательных потреб­ностей у обучающихся. В работе рассмотрен метод вариативного обучения в качестве использования в нем возможностей дифференци­рованного, избирательного подхода к мотивации.

Abstract. The main issues and approaches related to the known methods of motivation of students in high school and Junior courses of educational institutions. The review of motivation of educational activity of students, educational and cognitive needs as its source and component, the factors influencing process and results of formation of educational and cognitive needs at students is carried out.

 

Ключевые слова: мотивация; деятельность; студент; потребность; позитивность; формирование; психологические факторы; вариативное обучение; знания.

Keywords: motivation; activity; student; need; positivity; formation; psychological factors; variable learning; knowledge.

 

Исследователями в ряде работ предлагаются различные мотивы привлечения студенческой молодежи к процессу получения знаний.

Заинтересованность студентов в получении необходимых зна­ний для достижения результата нужна, например, при столкновении обучающихся с тяжелоразрешаемой проблемой, которая вызывает необходимость получения новых знаний. Студенту будет необходимо получить новые знания, чтобы решить все же эту проблему.

Среди различных мотивов поступления в образовательное учреждение можно выделить такие, которые неизменно существуют как при социализме, так и при капитализме.

Главным мотивом зачисления в высшее образовательное учрежде­ние является жажда быть вместе с сокурсниками-студентами, имеющими такие же интересы и творческие потенциалы. Девушки имеют несколько отличные мотивы, чем юноши. Общественные обстоятельства в жизни России оказывают влияние на доводы поступления в высшие учебные заведения. Особенно отчетливо это просматривалось во время пере­ходного периода России от социализма к капитализму. Изменение старых ценностей и жизненных ориентиров, сложное положение в системе образования привели к новым мотивам поступления в образовательное учреждение. Менее половины опрошенных первокурсников хотели бы постигать именно выбранную профессию, и им не нравится сущест­вующая работа по выбранной профессии. Остальные студенты пришли в высшее образовательное учреждение для повышения уровня интел­лекта.

Большинство обучающихся студентов при поступлении в высшее образовательное учреждение не хотели бы в будущем трудиться по специальности. Поступление в высшее образовательное учреждение (в любое) многими студентами определялось другими мотивами, не связанными с получением профессии.

Все сказанное свидетельствует о явном приоритете документа (диплома) над фактическими знаниями.

Существует много различных мнений относительно того, какие мотивы являются для обучающихся наиболее важными, а какие менее (табл. 1).

Таблица 1.

О чем свидетельствует отсутствие диплома о высшем образовании, %

 

Одни авторы говорят о том, что вначале у абитуриента ведущий мотив – престижный (я студент), а затем интерес к знаниям, и только потом ‒ профессиональный мотив. По мнению других студентов, участвующих в опросах, «профессиональный» мотив занимает первое место на всех курсах в высших учебных заведениях. Познавательный мотив стоит на втором месте в начале обучения, а на последних курсах обучения на первое место выходит общесоциальный мотив. Познава­тельный мотив уходит на третье место. Рейтинг утилитарного мотива всегда занимал четвертое место, причем он падал в процессе обучения, а рейтинг профессионального и общесоциального возрастал.

Есть авторы, которые отмечают тенденцию изменения доми­нирующих мотивов на разных курсах. Вначале главный мотив ‒ «профессиональный», затем второстепенный ‒ «личного престижа», далее ‒ оба этих мотива, которые сильно влияют на мотивацию обучения как «профессиональный», так и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы наблюдаются у слабых и неуспевающих студентов.

В настоящее время возросло осознание преподавателями роли серьезной мотивации к получению качественного высшего образования при активном овладении научными и практическими навыками. Причем высокая положительная мотивация играет роль восполняющего фактора, если студент недостаточно способен к обучению.

Мотивация учебной деятельности студентов изменяется в процессе обучения:

1-2 курс ‒ профессиональные мотивы, мотивы личного престижа,

3-4 курс ‒ присоединяется прагматический мотив.

Понимание большого значения мотивации обучения для благо­получной учебы в высшем учебном заведении привело к вырабатыванию принципа мотивации в учебном процессе, что, в свою очередь, дало возможность существенно повысить уровень выпускаемых учебным заведением специалистов.

Если информация выходит за рамки потребностей студента и не имеет для него никакой ценности, из-за чего не способствует учебной деятельности, то представление учебных материалов должно учитывать потребности учащихся того возраста.

Это: необходимость постоянной активности при выполнении раз­личных функций, включая память, мышление, воображение; необходи­мость новизны, эмоционального насыщения; потребность в размышлении и самооценке и т. д. Поэтому учебный материал должен быть пред­ставлен таким образом, чтобы у студентов вызывались положительные эмоциональные реакции.

Стремление некоторых преподавателей (часто с небольшим успехом у студентов в некоторых разделах учебной программы) упростить материал до предела, «разжевать» сложные темы и концепции хоть и приводит к временным успехам, но превращает процесс изучения мате­риала в скучное занятие, которое убивает любой интерес к обучению.

Учебный материал должен основываться на знании прошлого, но в то же время содержать информацию, которая не только позволяет изучать новые вещи, но также понимать знания и опыт прошлого и узнавать их с новой страницы. Важно показать, что жизненный опыт каждого ученика часто обманчив, в отличие от научных фактов. Объяснение наблюдаемых явлений природы придаст смысл новому материалу и вызовет потребность в научном знании мира. Однако, чтобы поощрять интерес к обучению, не следует излишне использовать методы, связанные с внешними развлечениями, или практическую значимость знаний и навыков, приобретенных сегодня и в будущем.

Оценочные действия важны для студентов, так как на их основании обучающихся переводят на следующие курсы, хвалят и поощряют или, наоборот, порицают и наказывают.

Обычно, когда речь идет об учебе, успех анализируется, то есть определенные научные дисциплины отмечены как хорошо усваиваемые, в то время как нет изменений в немотивированных предметах, которые не имеют успеха у студентов.

Проблема мотивации, движения и мотивации деятельности ‒ одна из ключевых в психологии. Термин «мотив» означает вдохновение, мотив, причину и действие (по латыни «мотивация» – двигаться, нажимать). Мотив является определяющим элементом психики, заставляющим студента хорошо учиться. Мотив должен содержать интересы, идеалы, ориентации, отношения, эмоции и т. д. Основой каждого мотива является необходимость. В общепризнанном значении психологической науки мотив должен содержать что-то необходимое для жизни человека и быть источником активного поведения индивида.

Мотивация ‒ это набор мотивирующих факторов, которые опре­деляют активность человека. К ним относятся мотивы, потребности, стимулы и ситуационные факторы, которые определяют обучаемость студентов в высшем учебном заведении. Мотивация, которая задана преподавателем, побуждает (заставляет студента направить деятельность на постижение профессии, напрямую назначает цели обучения), регули­рует (определяет ценностные ориентации, мотивы деятельности).

Интерес к обучению в основном формируется мотивацией и правильной ориентацией, что обнаруживается при обучении студентов в высших учебных заведениях. В переходный период, во времена кризиса развития, появляются новейшие мотивации, которые надо учитывать, и поэтому реконструировать личностные черты студентов по сравнению с более ранним временем обучения.

 

Список литературы:
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб: Питер, 2000. – 720 с. 
2. Саранцев Г.И. Методология методики математики / Г.И. Саранцев. – Саранск: Крас. Окт., 2001. – 144 с.
3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. ‒ М.: ЭКСМО-ПРЕСС, ‒ 2002. ‒ 1008 с. 
4. Вернадский В.И. О науке: в 2-х т. / В.И. Вернадский. ‒ РАН, Институт истории и техники им. С.И. Вавилова. ‒ Дубна: Феникс, 1997. ‒ Т. 2: Научная деятельность. Научное образование. ‒ 2002.‒ 600 с.