Статья:

Основные концепции в рассмотрении коммуникации

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Бикбаев В.М. Основные концепции в рассмотрении коммуникации // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 33-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные концепции в рассмотрении коммуникации

Бикбаев Вадим Манцурович
канд. полит. наук, доцент, Новосибирское высшее военное командное училище, РФ, г. Новосибирск

 

Basic concepts in the consideration of communication

 

Vadim Bikbaev

Candidate of political Sciences, associate Professor in Novosibirsk higher military command school, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Коммуникация, предметом которой является взаимное обогащение знаниями, носит междисциплинарный характер и объединяет группу родственных понятий, в т. ч. иноязычную коммуникацию, вклю­чающими информацию об окружающей действительности, оценках и отношениях к ней, а также способах ее преобразования.

Abstract. Communication, the subject of which is the mutual enrichment of knowledge, is interdisciplinary in nature and unites a group of related concepts, including foreign language communication, including information about the surrounding reality, assessments and relations to it, as well as ways to transform it.

 

Ключевые слова: коммуникация; технократическая концепция; интеракционный подход; информационная эпоха.

Keywords: communication; technocratic concept; interaction approach; information era.

 

Коммуникация является частью человеческой деятельности, которая обеспечивает взаимодействие и реализацию общения между людьми, говорящими на разных языках.

Как справедливо отмечает О.Э. Иванова, информационная реаль­ность ставит перед человеком необходимость обращения к глубинным аспектам коммуникации [1, с. 3].

Технократическую концепцию коммуникаций в полной мере можно назвать парадигмальной, так как она основывается на популярных в настоящее время идеях информационного общества, (Д. Бэлл [6, p. 238], Кастельс [2, c. 608], информационно-коммуникативного пространства (М. МакЛюэн [8, p. 355] и математического анализа коммуникаций (П. Карни и Т. Плакс [7, p. 276] и др.).

Ученые полагают, что коммуникации существуют вне зависи­мости от человека, образуя коммуникационное поле. По их мнению, способность участвовать в коммуникации определяется допуском к информации, возможностью ее расшифровать, понять и использовать, с учетом информационного контекста.

Следует отметить, что технократическая концепция находится в постоянном противоречии и установлении баланса с интеракционной концепцией. В настоящее время в связи с информатизацией всех сфер жизни доминирует технократическая концепция, в рамках которой коммуникация представляет собой кодированное сообщение или ограниченный объем информации, обмен которыми происходит с использованием коммуникативных средств.

Согласно технократической концепции, эффективность комму­ника­ции определяет ее средство, в том числе и язык, нет особой необходимости заниматься развитием офицера как коммуниканта (субъекта коммуникации), а сама проблема ожидает не педагогического, а, скорее, в большей степени, технического решения.

Интеракционная концепция, напротив, рассматривает коммуни­кацию как прямое, косвенное или отсроченное взаимодействие людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Для данного подхода, как указывает В.Б. Кашкин, характерны единство сознания и деятельности (процессуальность), непрерывность, отсутствие разделенности на фрагменты (континуальность), обуслов­ленность контекстом, конкретной ситуацией (контекстуальность) [3].

Мы разделяем мнение ученого в том, что деятельностный подход и интеракционная концепция более уместны там, где речь идет о целенаправленной подготовке субъекта коммуникации.

Атрибутивной характеристикой человеческой коммуникации в интеракционной концепции выступает приоритет коммуниканта: субъекта, (человека, группы, аудитории, общности) и условий, в которых он функционирует, смысла (текста, контекста и подтекста) и цели коммуникации, условий в которых она осуществляются и пр.

Содержательной единицей коммуникации в интеракционной концепции является не информация, а «знание» и «не знание», характеризующее субъекта коммуникации, и в этом заключается фундаментальное отличие двух концепций.

Работы последнего десятилетия, посвященные проблеме комму­никаций в современном мире и выполненные в интеракционном ключе (В.Е. Коротков [4, c. 139], И.П. Яковлев [5, c. 240] и др.), исключают спонтанность взаимодействия и потому чаще используется в профессиональных системах, где коммуникации служат решению профессиональных задач.

Коммуникация в рамках данной теории рассматривается, в большей степени, как производная социальной структуры и социального взаимодействия общества. По сути – это «… совокупность действий, характерных только для социальных систем, при осуществлении которых происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации, или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой [5, c. 113–114].

Определение, используемое в данной статье – есть очередная попытка поиска компромисса между двумя концепциями и поэтому может подвергаться критике. Однако, на наш взгляд, крайние позиции не способны обеспечить решение поставленных задач.

Коммуникация, как мы считаем, – есть фиксированный во времени, ограниченный в объеме, определенный в средствах и способах акт совместной, управляемой (самоуправляемой) деятельности людей, предметом которой является их взаимное обогащение знаниями, вклю­чающими информацию об окружающей действительности, оценках и отношениях к ней, а также способах ее преобразования. Как категория современной науки, коммуникация объединяет группу родственных понятий, в т.ч. иноязычную коммуникацию.

 

Список литературы: 
1. Иванова О.Э. Влияние коммуникации на смысл: парадигмальный подход: дис. ... докт. философ. наук: 09.00.01 / Иванова Ольга Эрнстовна. – Челябинск, 2015. – 300 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
3. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс] / В.Б. Кашкин. – М., 2007. – Режим доступа: http://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm (Дата обращения 13.08.2017).
4. Коротков В.Е. Коммуникация: логико-философские основы: введение в философскую коммуникациологию: монография / В.Е. Коротков. –Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 139 с.
5. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций / И.П. Яковлев. — СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. – 240 с.
6. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting / D. Bell. – N.Y.: Basic Books, 1973. – 238 р.
7. DeFleur M.L., Kearney P., Plax T.G. Fundamentals of Human Communication / M.L. DeFleur, P. Kearney, T.G. Plax. – Mountain View, CA: Mayfield Publishing, 1997. – 276 р.
8. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man / Marchand P. Marshall McLuhan. – Cambridge; London: MIT Press, 1994. – 355 p.