Статья:

К вопросу о типологии «образовательных сред» в эпоху цифровизации образования в России

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Болдакова В.П. К вопросу о типологии «образовательных сред» в эпоху цифровизации образования в России // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 18-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о типологии «образовательных сред» в эпоху цифровизации образования в России

Болдакова Вера Петровна
ст. преподаватель Российской международной академии туризма, РФ, г. Химки

 

«Образовательная среда» - термин, в настоящий момент, активно дискутируемый в научных кругах и являющийся актуальным вопросом современного педагогического сообщества, поскольку именно она выступает главным условием и предпосылкой целостного гармоничного развития личности. Создание наиболее эффективной и благоприятной образовательной среды является первостепенной задачей каждого педагога, а результатом целенаправленной педагогической деятельности в эпоху информационных технологий и цифрового оборудования должна стать общая социокультурная грамотность и сформированность учащихся.

Под цифровизацией образовательного процесса мы сегодня понимаем переход к новым, цифровым приемам и техникам обучения. Е.Л. Вартанова,

М.И. Максеенко, С.С. Смирнов дают следующее определение тер­мину «цифровизация»: «это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера» [2]. То есть под словом цифровизация мы понимаем переход к информационным электронно-цифровым технологиям, А. Тарасов называет этот переход «цифровой трансформацией или диджитализацией» [12]. Следовательно, наблю­дается смена взглядов на адекватность и эффективность методико-дидактических приемов, отвечающих требованиям современных образо­вательных стандартов.

Российская система образования в настоящее время переживает преобразования, которые можно охарактеризовать как интегративные, то есть затрагивающие все уровни: от дошкольного до высшего профессионального образования. Эти преобразования предполагают консолидацию методик, способов и средств обучения с электронным интерактивным образовательным пространством, что порождает иную, инновационную психолого-педагогическую концепцию. Ранее упомя­нутое электронное интерактивное образовательное пространство употребляется нами как синоним определению «образовательная среда» в педагогических реалиях XXI века.

Характеризуя термин «образовательная среда», необходимо, прежде всего, дать определение слову «среда». Данная лексическая единица была введена в философию и социологию французским философом-позитивистом Ипполитом Адольфом Тэном, отождествляю­щая окружающий мир. Так, проблема влияния среды на человека волновало человеческие умы во все времена. Однако, пионером педагогической мысли в вопросе о влиянии среды на развитие личности, был П.Ф. Лесгафт, установивший связи определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды [1]. В психолого-педагогической парадигме «среда» претерпела множество попыток детерминации в рамках «образовательной площадки» как пространства наряду с эффективными условиями для совместного взаимодействия с целью комплексного социально-культурного развития личности. Хотя исследования в данной области не перестают удивлять своей новизной, содержательностью и практи­ческой значимостью. Образовательная среда сегодня – это необходимая и первостепенная предпосылка для реализации государственных образо­вательных стандартов.

В эпоху цифровизации образовательного пространства, «среду», по нашему мнению, нужно рассматривать как совокупность условий, средств и приемов, влияющих на развитие и формирование способ­ностей, потребностей, интересов и сознания личности. Сложная структура процесса образования позволяет выделять образовательную среду как систему, включающую в себя «обучающую среду», «воспитательную среду» и «развивающую среду» [4].

В отечественной и зарубежной педагогике существует немало подходов к описанию «среды» как фундаментальной базы, способ­ствующей динамичному и непрерывному личностному и, на дальнейших этапах обучения, профессиональному становлению личности. Образо­вательная среда – это сложный конструкт, состоящий из нескольких уровней. Так, С.В. Тарасов утверждает, что образовательная среда – это прежде всего подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности. [8]. В.В. Рубцов понимает образовательную среду как форму сотрудничества (коммуникативную платформу), создающую общности между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса в ходе межличностного коммуникативного взаимодействия [6].

Следует отметить, что на сегодняшний день в педагогике не сло­жилось однозначного определения понятию «образовательная среда». Однако, мы придерживаемся мнения В.И. Слободчикова, рассматриваю­щего в качестве основной предпосылки для введения образовательной среды принцип развития, которое проходит как естественно, так и искусственно (посредством организованной деятельности развивания). Ученый выделяет саморазвитию особое место в своих исследованиях, называя его главным принципом любого образования [7]. Поскольку отечественная образовательная система перешла в иную ипостась, шагнула в век цифровых технологий, то уместным будет утверждение о том, что интерактивные образовательные среды (площадки) обеспе­чивают наибольшую степень автономности и самостоятельности образовательного процесса. Дистанционные образовательные платформы сегодня способствуют реализации учебных программ, создавая «среды» как для самостоятельного освоения материала, так и непосредственного межличностного взаимодействия в рамках таковых образовательных пространств.

В современной психолого-педагогической парадигме имеются различные подходы к описанию сущности образовательных сред.  Ю.Н. Кулюткин и С.В. Тарасов представляют несколько типов сред: по стилю взаимодействия (конкурентная – кооперативная, гуманистическая –технократическая и т. д.); по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (традиционная – инновационная, национальная – интернациональная и т. д.); по степени творческой активности (творческая – регламентированная); характер взаимодействия с внешней средой (открытая – замкнутая) [5]. Д.Б. Бережнова выделяет три класса сред в современном образовании: 1) стимулирующие среды – создаются с целью создания стимула в образовательной деятельности, вызывающего активность и самодеятельность; разработаны в условиях гуманистической парадигмы образования; 2) информационные среды – выполняют коммуникативную функцию образовательной культуры и направлены на передачу ценностей, в том числе этнокультурных, между поколениями; 3) экологические среды – выполняют адапта­ционную функцию к условиям (географическим, климатическим) и зависят от доминирующих в определённом типе культуры психофизио­логических характеристик человека [11].

Одним из первых ученых, предложивших классификацию «сред», был Януш Корчак, который выделил четыре типа образовательной среды:

·догматическая, ориентированная на воспитательный идеал пассивной и зависимой личности (преобладающая в мировых образовательных системах, в том числе в современном периоде);

·безмятежного потребления, ориентированная на идеал относительно независимой, автономной, но при этом пассивной личности, проживающей в условиях максимально возможного комфорта;

·внешнего лоска или карьерная, нацеленная на формирование активной и зависимой личности, способной легко адаптироваться к манипулятивному характеру социальных отношений в рыночном обществе; отсутствие полноты содержания не создает глубоких личных убеждений в важности достижения цели, главным к побуждением к действию является холодный расчет;

·идейная или творческая, ориентирующаяся на идеал свободной и активной личности и обеспечивающая процесс саморазвития обучаю­щегося. [9], [10]. Исходя из классификации, предложенной Я. Корчаком, становится очевидным, что лишь творческая (идейная) среда формирует активную позицию участника образовательного процесса, мотивирует к самостоятельному постижению учебного материала и предоставляет свободу выбора в суждениях, представлениях и выражении собственного мнения. На наш взгляд, она наиболее близка к нынешним запросам общества и должна находить отражение в модулировании образова­тельных проектов всех уровней.

Дискутируя о сущности понятия «образовательная среда» следует учитывать и организационную культуру учебных заведений. Организационная культура является важным компонентом образова­тельной среды образовательной организации, выступает носителем и транслятором профессиональных правил, норм и ценностей профес­сиональной деятельности, выполняет нормативно-регулирующую, интеграционную, адаптивную и охранную функции [3]. Культура учебного заведения инстинктивно воспринимается и считывается участниками образовательного процесса, влияя как на общекультурное развитие личности, так и на формирование профессиональных качеств.

Таким образом, образовательная среда, или, иными словами, интерактивная площадка, которая сегодня носит информационный электронно-цифровой характер, выступает движущей силой в современном российском образовании и является необходимым условием для динамичного целостного развития личности. Основными характеристиками образовательной среды выступают: вариативность, интегрированность, активная позиция всех участников образовательного процесса, тщательная организация конкретной педагогической деятель­ности и целенаправленность всего межличностно-коммуникативного взаимодействия в рамках среды. Многообразие подходов к описанию образовательной среды как условия и средства учебно-воспитательной деятельности позволило актуализировать способы и особенности ее воздействия на учащихся.

Так, благодаря определенным объективным психолого-педагогическим обстоятельствам, обусловленным переходом на качественно новый виток развития, системе образования Российской Федерации приходится заниматься поиском новых способов и средств реализации образовательных программ, отражающих современные требования и запросы общества. Актуализация последних трендов, а именно цифровых информационных технологий, представляется важным, поскольку они позволяют создать электронно-цифровую образовательную площадку, способную обеспечить непрерывный, целенаправленный, личностно-профессиональный рост субъектов образовательного процесса. Имплементация цифровых дивайсов и активное их использование позволят, с одной стороны, упростить и, возможно, улучшить учебный процесс, а с другой стороны привести к определенным рискам (в вопросе здоровьесберегающих технологий). Поэтому, представляется уместным и необходимым проводить системные мониторинги на адекватность и эффективность использования цифровых технологий в современном российском образовании.

 

Список литературы:

1.Брыкин Ю.В. Анализ понятия «образовательная среда» в современных научных исследованиях. // Вестник РМАТ. – 2016. − № 1. – с. 85-89.

2.Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев [и др.] ; под общ. ред. А.В. Кешелава ; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. — ВНИИ Геосистем, 2017. — 28 с. – с. 17.

3.Евтихов О.В. Типы образовательных сред в современном образовании // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 4.(36) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-obrazovatelnyh-sred-v-sovremennom-obrazovanii (Дата обращения: 13.08.2019).

4.Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 3. – С. 48-56; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1497 (Дата обращения: 05.08.2019).

5.Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания, 2001, № 1. URL: http:// www.znanie.org/gurnal/nl_01/obraz_sreda.html (Дата обращения: 05.08.2019).

6.Поливанова К.Н., Ермакова И.В. Образовательная среда урока: психологи­ческая характеристика // 2-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 года). – М., 2000. – С. 205–207.

7.Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования, 1997. Вып. 7. С. 183.

8.Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология - https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (Дата обращения: 12.08.2019).

9.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / под. науч. ред. В.П. Лебедевой, В.П. Панова. – Черноголовка, 1997.

10.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

11.Berezhnova D.B. The organization of the educational environment on the basis of sources of background knowledge : Diss. cand. of pedagogical sciences. [Krasnodar], (2003).

12.Https://www.e-xecutive.ru/management/itforbusiness/1989667-chto-takoe tsifrovizatsiya (Дата обращения: 10.08.2019).