Статья:

Изучение уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Силичева А.Ю., Кудрявцева М.В. Изучение уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 10-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью

Силичева Анастасия Юрьевна
бакалавр, Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Кудрявцева Марина Викторовна
канд. пед. наук, доцент, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В данной статье приводятся результаты изучения уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью.

 

Ключевые слова: умственная отсталость; обучающиеся с умствен­ной отсталостью; вычислительные навыки; сложение и вычитание в пределах 20.

 

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества требует подготовки обучающихся к новым условиям в быту и на производстве, неизбежно влечёт за собой пересмотр образовательных задач. Большое значение в решении вопросов подготовки к жизни и труду обучающихся с умственной отсталостью имеет усвоение ими математики, в частности овладение прочными вычислительными навыками. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как они являются важнейшим условием социализации детей с интеллектуальными нарушениями, будучи постоянно ими востребован­ными: за пределами школьного порога как в повседневной жизни, так и при овладении специальностью, при изучении различных учебных предметов, в быту и т. д.

Актуальность проблемы формирования прочных навыков вычис­лений состоит и в том, что математика – самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Именно она позволяет формировать и развивать формы мышления, мыслительные операции, память, внимание, восприя­тие, необходимые для изучения окружающего мира.

Результаты исследований Т.В. Алышевой, Л.А. Гринько, М.Н. Перовой, И.М. Яковлевой, В.В. Эк и других показывают, что пони­мание обучающимися с умственной отсталостью сущности вычис­лений, овладение навыками выполнения арифметических действий сопряжены с рядом трудностей. Дети слабо овладевают устными и письменными вычислительными приёмами, допускают различные ошибки в вычис­лениях. Для многих из них устные вычисления оказываются вообще недоступными.

Среди причин исследователи указывают:

·      низкий уровень мыслительной деятельности;

·      отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи;

·      отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей;

·      неразвитое внимание и память обучающихся с умственной отсталостью [1, 2, 3].

Вместе с тем, особенности усвоения обучающимися с умственной отсталостью приёмов выполнения действий сложения и вычитания чисел в пределах 20 и их использования при решении различных учебно-познавательных задач до настоящего времени остаются недоста­точно освещёнными в научной литературе.

Для определения уровня сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с интеллектуальными нарушениями нами был организован и проведён констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 8 обучающихся с умственной отсталостью 3 класса.

В основу разработки заданий констатирующего эксперимента было положено содержание программ по математике для данной категории детей. Эксперимент состоял из двух серий заданий и проводился индивидуально во внеурочное время в присутствии учителя детей, чтобы уменьшить стрессовую ситуацию для них.

Целью вопросов и заданий первой серии стало определение уровня сформированности знаний обучающихся с умственной отста­лостью о составе чисел в пределах 20, названиях компонентов и арифме­тических знаков сложения и вычитания, умений читать пример разными способами. Всего было предложено 11 заданий. Их выполнение осуществлялось в устной форме.

Целью заданий второй серии констатирующего эксперимента стало выявление у обучающихся с умственной отсталостью навыков выполнения арифметических действий сложения и вычитания чисел в пределах 20. Было предложено 4 задания, которые выполнялись испытуемыми в письменной форме.

Результаты выполнения каждого задания были подвергнуты количественному и качественному анализу. Нами была разработана трёхбалльная шкала оценки (от 0 до 2) выполнения заданий обучаю­щимися с умственной отсталостью. В основу оценки результатов были положены следующие критерии: полнота, правильность и самостоя­тельность выполнения задания.

Максимально за выполнение заданий двух серий констатирующего эксперимента испытуемый мог набрать 30 баллов. Соотнеся суммарный балл, полученный каждым респондентом, с максимально возможным, мы определили уровень сформированности у него навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20:

·      высокий (26-30 баллов);

·      средний (20-25 баллов);

·      низкий (0-19 баллов).

Таким образом, все обучающиеся были нами распределены по трём дифференцированным группам в зависимости от уровня сформирован­ности у них навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20, что отражено на рисунке.

Рисунок 1. Уровень сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у обучающихся с умственной отсталостью 3 класса

 

Из рисунка видно, что 12,5% обучающихся имеют высокий уровень сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 (1 группа), 25% испытуемых показали средний уровень (2 группа), а остальные 62,5 % обучающихся продемонстрировали низкий уровень сформированности данного навыка (3 группа).

Обучающиеся, вошедшие в 1 группу, знали названия действий сложения и вычитания, компонентов и знаков этих действий, хорошо их дифференцировали. Дети умели разными способами читать примеры, усвоили состав чисел в пределах 10 и 20; правильно дополняли числа до десятка, получали из одного числа другое; безошибочно исполь­зовали приёмы сложения и вычитания чисел при решении различных примеров.

Испытуемые, объединённые во 2 группу, знали названия действий сложения и вычитания, но плохо их дифференцировали. Дети затруднялись в назывании отдельных компонентов действия сложения, а компоненты действия вычитания не знали вовсе. Они верно прочитали примеры, называя числа и знаки, но не могли прочитать примеры по‑другому. Большие трудности у обучающихся с умственной отсталостью вызвали задания, требующие называния состава числа.

Дети допускали отдельные ошибки в вычислениях, в ряде случаев ответ они писали «наугад», не применяли знания состава числа, не использовали приёмы сложения и вычитания чисел. Вместе с тем, эти испытуемые принимали помощь экспериментатора и исправляли допущенные ошибки.

Остальные обучающиеся, составившие 3 группу, не знали названия действий сложения и вычитания, их компонентов, не усвоили состав чисел в пределах 10 и 20; не дополняли числа до десятка. Испытуемые не могли по-разному прочитать примеры. Обучающиеся, относящиеся к данной группе, справились лишь с элементарными заданиями: назвали знаки действий сложения и вычитания, а также смогли прочитать примеры. Они допустили грубые ошибки в использовании каждого приёма сложения и вычитания чисел.

Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, показали, что сформированность навыков выполнения сложения и вычитания чисел в пределах 20 у большинства обучающихся с умственной отсталостью 3 класса находится на низком уровне.

Дети не могут успешно выполнить задания, требующие сложения и вычитания чисел как без перехода через десяток, так и с переходом через разряд.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями плохо усвоили названия компонентов сложения и вычитания и не могут назвать знаки этих арифметических действий без предъявления наглядности. Они не знают состав чисел первого и второго десятков, что является необходимым условием успешного выполнения действий сложения и вычитания с данными числами.

Одну из причин низких показателей сформированности навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 у детей с умственной отсталостью мы видим в несовершенстве методики обучения, учебно-наглядного сопровождения данного процесса.

 

Список литературы:
1. Перова М.Н. Преподавание математики в коррекционной школе: учеб. пособие для учителя / М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с.
2. Эк В.В. Обучение математике обучающихся младших классов вспомогательной школы / В.В. Эк. – М.: Просвещение, 2005. – 221 с.
3. Яковлева И.М. Обучение сложению и вычитанию многозначных чисел в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.М. Яковлева // Дефектология. 2001. № 6. С. 29-34.