Статья:

Вред и польза компьютерных и информационных технологий для детей школьного возраста

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Кисиева З.А. Вред и польза компьютерных и информационных технологий для детей школьного возраста / З.А. Кисиева, А.Е. Оганесян, Л.С. Хумарова, Л.М. Остаева // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 62-69.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Вред и польза компьютерных и информационных технологий для детей школьного возраста

Кисиева Залина Ахсарбековна
канд. мед. наук, доцент Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РФ, РСО-Алания, г. Владикавказ
Оганесян Алиса Еноковна
студент Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РФ, РСО-Алания, г. Владикавказ
Хумарова Лора Сергеевна
студент Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РФ, РСО-Алания, г. Владикавказ
Остаева Лиза Муразовна
студент Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РФ, РСО-Алания, г. Владикавказ

 

Аннотация. В данной статье, описаны ключевые моменты влияния компьютерных и информационных технологий на здоровье подрастающего поколения детей. При этом, раскрыты как положи­тельные, так и отрицательные стороны воздействия, а также меры профилактики и правила пользования ими.

 

Ключевые слова: ребёнок; интернет; компьютер; понимание информации; здоровье и нервная система; формирование мышления; виртуальное общение; эволюция мозга; компьютерная зависимость.

 

Дискуссии о пользе и вреде компьютера, а точнее, о роли техно­логической революции в жизни детей, ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, занимаясь проблемой формирования мышления современных детей, влияния компьютера и интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к спорным выводам [4].

О поколении нынешних детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке. На сегодняшний день, компьютерные классы открываются уже в начальной школе, и даже в группах дошкольного развития.

Обширное применение компьютерных программ и технологий в обучении и формировании детей привело к тому, что, они иначе стали воспринимать информацию, по-другому думают, нежели чем их родители и педагоги. Специалисты по психологии, социологии, психиатрии, медицины, занимаясь исследованиями вопроса форми­рования мышления у нынешних детей и подростков, и оказания влияния компьютера и интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к спорным заключениям [9].

Современные студенты, давая занятия, зачастую замечают неумение долгое время воспринимать (выслушивать либо просматривать) текст, с отсутствием каких-либо иллюстраций, неспособность выделить основное из текста, что скачали из сети, и пересказать его собствен­ными словами. У них иной метод запоминания информации [1, 2].

Ведущей задачей данной работы, было осознать характерные черты восприятия информации современными детьми, попробовать дать оценку компьютерным методам в обучении и влиянии компьютера на общее состояние здоровья детей, для того чтобы осознать, каким же способом формируется мышление у учащихся, как принимают и запоминают информацию. Педагог Рина Жукова считает, что воздействие компьютера на ребенка 7-8 лет хорошо может помочь в создании определенных способностей. Деятельность компьютера форми­рует логическое и теоретическое мышление. Компьютерные игры помогают детям самому принимать решения, а также уметь переходить с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на креативные возможности ребенка [8]. В данном случае, все зависит от личностных качеств ребёнка: одни дети способны к быстрому изучению языков, а другие – к творческой деятельности. Развивающие компьютерные игры и приложения для детей –хороший способ самообучения, умение самостоятельно пользоваться интернетом поможет ребёнку в поиске и отборе нужной информации.

Однако, признавая неоспоримую пользу компьютера, не следует забывать о том, что, длительное времяпрепро­вождение за компью­тером, негативно влияет на физическое состояние и не окрепшую нервную систему ребенка [7].

Работа за компьютером ухудшает зрение. Глаза пребывая в постоян­ном перенапряжении, подвержены риску развития кратковременной миопии, сухости и жжения.

Детские глаза быстро устают за счёт собственной незрелости. Кроме этого, компьютер наносит вред и на осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не приспособлено для этого, что также негативно влияет на ребенка. К примеру, он играет на ноутбуке, сидя на диване или развалившись на кресле. В это время его спина находится в неправильном положении. Ребёнок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение на экране. Со временем это приводит к проблемам с позвоночником. Появляются жалобы на боли головы и в спине. Вредное влияние компьютера на ребенка так же проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы облучения могут накапливаться в течение нескольких лет, что в конечном результате могут вызвать серьезные последствия для детского организма. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской нервной психике [1].

Примеры отрицательных результатов воздействия компьютера на ребенка могут быть[3]:

  • детская агрессивность и безжалостность, образующаяся в результате излишнего пристрастия к военизированным или аркадным играм – «стрелялкам» и «догонялкам».
  • неверное понимание общей картины мира. Было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Дети, не зависевшие от компьютера, нарисовали яркий и красочный мир с солнцем, людьми, деревьями, а в рисунках детей, которые проводили много времени возле монитора, отчетливо наблюдались признаки повышенного беспокойства, жестокости и боязни. На их рисунках присутствовали сцены насилия, оружие и даже трупы;
  • проблемы в общении с другими людьми. Если раньше ребенку, который имел трудности в общении, необходимо было менять себя и подстраиваться под общепринятые нормы принимая решения для поисков сближения, то на сегодняшний день ситуация такова, ребенок может просто с головой уйти в компьютерный мир, найдя себе там виртуальных друзей, и спокойно с ними общаться на условиях полной анонимности. Нет необходимости подстраиваться под желания окружающих, можно вести себя так, как хочется.

Профилактические меры от вреда компьютера:

  • организация детского пространства для игры в компьютер;
  • правильное положение: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°. Расстояние от глаз до монитора не менее 70 см;
  • хорошее и правильное освещение;
  • зарядка после пребывания за компьютером с обязательным выполнением специальных упражнений для глаз;
  • ограничение времени пользования компьютером в зависимости от возраста, тщательный подбор игр, учитывая индивидуальные особенности детей, контроль над сайтами, которые посещает ребёнок при помощи специальных программ.

Родители в свою очередь должны уметь разнообразить досуг детей:

  • использовать развивающие и настольные игры;
  • проявить фантазию и придумать игры с безопасными предметами, которые есть дома;
  • прогулки на свежем воздухе.
  • посещать развивающие кружки и спортивные секции;
  • совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, прослушивание музыки.

Восприятие информации. Современное поколение детей иначе воспринимают информацию. Они привыкли, к тому что, все без исключения должно быть ярким, наглядным и зрелищным. Это имеет, как и плюсы, так и минусы. Учителя отмечают, что у нынешних детей форма доминирует над содержанием. Современному ребенку на сегодняшний момент легко сделать презентацию – красивую, наглядную, но по своему содержанию небогатую, поверхностную. Многообразие информации несёт в себе отрицательные и положительные черты, отрицательные заключаются в том, что они никак не дают возможности для подробной, длительной аналитической работы, а множество положи­тельной информации помогает ребенку развивать в себе креативные черты характера, для творческой самореализации. В современном обществе настало новое время, когда личные возможности ценятся более чем командный дух. 

У общения в интернете есть собственные плюсы и минусы. Это общение идет на пользу, только если виртуальным общением не ограничивать реальное. В отдельных случаях, онлайн-общение неплохой стимул в преодолении застенчивости и неуверенности, которые так часто встречаются у подростков. К примеру, если, в реальной жизни мальчику, который испытывает неуверенность себе и закрытость от реального мира, сложно общаться со сверстниками, то в переписках он будет чувствовать себя более раскованно [10]. При этом нужно помнить, что, нельзя заменить одно другим. Нервная система человека устроена так, что люди сами выбирают наименьший путь сопро­тивления, возвращаясь к усложнённому варианту, который требует больших усилий. Это же касается и самовыражения. Ребёнку легче высказать своё мнение, когда собеседник его не знает и посмотреть в чате реакцию на него, но при этом ребёнок не видит весь спектр эмоций своего собеседника, а отсутствие видимых эмоций обедняет общение [11]. 

При нарушении режима работы, компьютер из помощника и друга превращается в недруга. Непродолжительное времяпрепровождение за компьютером улучшает концентрацию внимания, а избыточное приносит только вред. Постоянное пленённое нахождение за монитором может привести к износу нервной системы, ухудшению самочувствия и сна, усталости глаз. Чтобы компьютер пагубно не влиял на здоровье детей, важно строго урегулировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям при решении данного вопроса необходимо проявить настойчивость и последовательность своих действий. Детям до 6 лет лучше не проводить время за компьютером более чем 20 минут, но, желательно, не каждый день. А вот детям в возрасте от 7-8 лет это время можно продлевать до 30-40 минут в день, а с 9-11 лет – не более полутора – часов [12].

Зависимость от компьютера. Чаще всего компьютерная зависимость наблюдается у детей и подростков, страдающих неуве­ренностью в себе и отсутствием возможности выражения своего «Я» в семье и обществе, в котором они находятся. Основной профи­лактической мерой возникновения такой зависимости, является правильное воспитание, при котором важно не ограничивать детей в их действиях и желаниях (например, запрещать определенные игры или сайты), а объяснять, отчего то или иное занятие или увлечение может быть вредоносным для него и то, что компьютер – это только часть жизни, он не должен заменять реальную жизнь и живое общение. Рекомендуется ограничивать доступ детей к кинокартинам и играм, базирующихся на насилии и действиях сексуально характера. Но в случае, если ребенок, все же встретился с подобной информацией, стоит в доступной форме объяснить ему, из-за чего эта информация может быть небезопасной для него. Абсолютный запрет, без обоснованных аргументов только лишь увеличит интерес и внимание ребенка к этой информации, кроме того, приведёт к тому, что обсуждение этой проблемы между родителями и детьми, станет невозможным[5].

Эволюция мозга. Взгляды на эту проблему разделились. По воззрению пессимистов, к числу которых относится доктор медицинских наук Виктор Черепанов [6], информационно насыщенная среда не подталкивает, а убивает воображение подрастающего поко­ления. Дети потребляют большое количество «готовой» информации, аудио, видео, говорящие куклы, интерактивные игры. Повзрослев, они регистрируются в таких социальных сетях, как Instagram, Twitter и YouTube, которые отупляют их разум. Есть многочисленные исследования, которые демонстрируют: то, что те, кто на протяжении нескольких часов живут в социальных сетях, как бы впадают в детство. Данный парадокс психологи назвали «кризисом идентичности».

Для данного явления свойственны неадекватность оценки себя, беспричинный пессимизм, потеря чувства перспективы, наружная пассивность, бескомпромиссность, а иногда, и враждебность в окружающем. Психологические опыты также показали, что, когда их участникам задавали трудные вопросы, они не могли опереться на собственные знания, чтобы дать ответ на заданный вопрос, им обязательно нужен был компьютер. По сути, появляется поколение людей, нуждающихся в довольно простом общении, утративших свою способность к сосредоточению и постоянно желающих обратить на себя внимание.

К положительным моментам можно отнести следующие:

  • благодаря электронной почте, поиску информации в Интернете возрастает скорость реакции на зрительные сигналы, и увеличивается внимательность;
  • мозг адаптируется к быстрой обработке ежедневных потоков информации. У многих появляются в мозгу особые нейронные сети, которые ухватывают нужное на лету;
  • увеличивается средний показатель IQ у человека. Современные технологии помогают в решении логических задач и изучении новых языков, тем самым развивая и обогащая ум ребенка;
  • интернетоголики скорее находят выход из каждой сложной ситуации в обыденной жизни. Отыскивая нужную информацию в интернете, они тренируют те мозговые центры, которые непосредственно связаны с логикой и принятием решений [4].

При этом не следует забывать и об отрицательных факторах:

  • Интернет уменьшает способность сосредоточиться на опреде­ленном действии и созерцать, разум со временем начинает привыкать к получению информации в том виде, в каком ее распространяет интернет. Ребенок начинает мыслить отрывочно, а чтение книг стано­вится поверхностным. В результате дети становятся «расшифровщиками информации». А область мозга, отвечающая за абстрактное мышление, притупляется;
  • при постоянном общении - онлайн появляется риск забыть, что такое настоящая дружба в реальном мире, возникают проблемы в общении при встрече друг с другом;
  • мозг так сильно приспосабливается к техническим возможностям гаджетов, что ребёнок, практически, не использует свою память. В итоге, она становится неспособной воспринимать большой объём информации. Компьютер и Интернет становятся для ребёнка своеобразной заменой памяти;
  • продолжительное пребывание в социальных сетях приводит к переутомлению. Многочисленные исследования показали, что после длительного нахождения в интернете дети начинают чаще ошибаться, перед выходом из сети ощущают раздраженность, усталость, опустошенность[9].

Заключение. Общение с компьютером у современных детей начинается с раннего возраста, чтобы компьютер не превратился из помощника во врага, важно внимание и помощь родителей. Не следует забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые и замечательные игры могут стать не только полезными, но и вредными для детей. При разумном подходе компьютер не причинит ребёнку никакого ущерба, а наоборот, польза от него будет значительной и бесценной. Ребенок со временем будет способен быстро находить нужную и полезную информацию, устанавливать и переустанавливать программы, сумеет создавать собственные проекты и опубликовывать их в интернете и общаться с близкими по духу людьми. Соблюдение таких несложных правил работы на компьютере, сбережет не только здоровье, но и одновременно даст возможность ребёнку открыть мир больших возможностей.

 

Список литературы:
1. Если ребенок интересуется только компьютером… [Электронный ресурс.] Режим доступа: mumskids.ru>Pages.aspx?pageid=28.
2. [Электронный ресурс.] Режим доступа: supermams.ru.
3. Евсеева, Е. Другие дети // Труд-7. – 2009. – 21 мая. – С. 24. 
4. Жукова Р. Дети и компьютер: вред и польза умной машины. [Электронный ресурс] Режим доступа: ourboys.ru > computer.
5. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: "бермудский треугольник" за углом // Мир семьи. - 2004. - № 13 - 17 с.
6. Кузина С. // Комсомольская правда (Еженедельник). – 2011. – 29 сентября – 6 октября. – С. 9.
7. Нарицын Н.Н. О «вреде компьютеров». [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.naritsyn.ru
8. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18 с.
9. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий // Естествознание в школе. - 2005.-№ 4 - 35-39 с.
10. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака // Первое сентября. - 2001.-№ 8- 34-35 с.
11. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка // Женское здоровье. - 2000. - № 7 - 16-19с.
12. Якушина Е.В. Подростки в Интернете // Педагогика. - 2001. - № 4 - 21-25 с.