Статья:

ИДЕЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Алжанбеков М.Г., Багамаева И.О. ИДЕЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИДЕЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

Алжанбеков Мурад Гаджимурадович
доцент кафедры О и СП, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала
Багамаева Индира Омаровна
доцент кафедры О и СП Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

Идея государственного патриотизма на современном этапе является стержнем и концептуальным основанием, объединяющим всех граждан независимо от национальности и вероисповедания. «Патриот, - писал В.И. Даль, - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник.

Согласно толковому словарю русского языка . И Ожегова патриотизм - это «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу», а патриот - это «человек, проникнутый патриотизмом», т.е. «преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь» [2].

На наш взгляд, новые теоретические подходы к воспитанию у молодежи патриотизма пока еще весьма ограничены. Особое значение при этом имеют работы в области социальной философии, связанные с исследованием проблем становления и развития подрастающего поколения. Только на таком теоретическом фундаменте, при участии государственных и общественных организаций, различных социальных институтов, может разрабатываться и осуществляться успешная молодежная политика в области патриотизма и любви к Родине.

Основные факторы, препятствующие эффективному патриотическому воспитанию российской молодежи:

1) возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации;

2)  появление новой системы требований общества к личности;

3) размывание и деградация системы традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений;

4) усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;

5) переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания, возникшее вследствие ошибочной линии идеологов «реформы»;

6) внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей;

7) забвение отечественной истории, культуры, традиций.

По мнению одного из крупнейших философов России Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом - служением великой России, Ильин писал, что «русская армия всегда была школой патриотической верности», выступает как «наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования». Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: «Жить для России и умереть за Россию» [3].

Сформировавшийся в новых исторических условиях патриотизм в наибольшей мере показал свою жизненность и силу в годы Великой Отечественной войны. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту.

И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту.

При определенных исторических условиях происходит очищение, обновление и проявление этих ценностей в интересах всего Отечества, как «малой», так и «большой», а тем более великой Родины, во имя всей России.

Для понимания проблемы российского патриотизма несомненный интерес представляет научно-исследовательская литература с конца 80-х годов XX столетия по настоящее время. Этот период связан с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах нашей жизни.

Глубокие изменения претерпели не только основы нашего непосредственного бытия, но и высшие ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных «взглядов, мнений, убеждений, позиций, дискуссий и т. [5].

В ходе этой полемики, острота которой лишь несколько ослабла за последнее время, наряду со скандальными, конъюктурно-спекулятивными публикациями появилось немало и таких работ, которые характеризуются творческим, исследовательским подходом к осмыслению патриотизма и проблем его формирования в нашем обществе.

Анализ ситуации в России за последнее время показывает, что в начале 90-х годов в массовом сознании преобладала либерально-демократическая идеология, обещавшая «...полное процветание и благополучие в случае перехода на «западную» модель общественного устройства и энергично добивавшаяся разрушения системы традиционных ценностей, ориентиров, замены их другими - «общечеловеческими», «цивилизованными», а по сути – проамериканскими .

Были размыты теоретические основы педагогики, объявлены псевдонаучными казавшиеся незыблемыми концепции, приведены в расстройство воспитательные функции важнейших социальных и государственных институтов. Обладая откровенно антитрадиционалистской, антироссийской направленностью, либерально-демократическая идеология «...по сути своей представляет собой нечто иное, как идеологическое оружие для разрушения нашего национального и религиозного самосознания». [1].

Отсутствие стабильности, недостатки и кризисные явления общества не могли не сказаться на национальном, нравственном и патриотическом формировании личности, особенно молодого поколения, появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное влияние на воспитательный процесс:

1.Стандартизация воспитательного процесса, неопределенность, размытость воспитания, отсутствие у него теоретических основ, отражающих реалии действительности; отрыв воспитания от обучения; авторитарный стиль воспитания, вызывающий протест молодых людей.

2. Нарушение преемственности и взаимосвязи между семьей, детскими дошкольными учреждениями, общеобразовательной школой, Вооруженными Силами, ВУЗами и др.

3. Усиление негативного воздействия средств   массовой информации на молодежь.

В условиях реформации общества возникают следующие проблемы:

- определение системы духовных ценностей - ориентиров для основных социальных  слоев  и  групп  населения,  развитие  взглядов  и  убеждений, способных консолидировать общество, формировать гражданскую активность, потребность в труде (без внешнего принуждения и моральных стимулов, особенно - при получении малопрестижных и малооплачиваемых профессий);

- изучение  диалектики  соотношения  социально  значимых   факторов воспитания молодежи, возможностей и условий ее саморазвития;

- анализ   качественных   характеристик   и   возможностей   различных социальных групп молодежи (особенно учащейся) и определение путей формирования у нее социально значимых и профессиональных качеств;

- изучение степени заданности, жесткости системы воспитания в период развития нового общества и на перспективу, в частности,  соотношения убеждения и принуждения в условиях демократических свобод;

-исследование соотношения инновационных и традиционных средств, форм и методов воспитания в процессе его обновления, повышения их эффективности в формировании взглядов молодежи, особенно - развития у нее патриотических чувств - любви к Родине.

В современной литературе содержится немало определений понятия «патриотизм». К наиболее многочисленной их группе относятся те, которые определяют патриотизм как «чувство любви» к Родине, Отечеству, Отчизне. Затем следуют определения, в которых патриотизм трактуется как «сложное   влияние   общественного   сознания», как   «общественный, нравственный, политический принцип, регулирующий отношение к Родине» [4]..

Кроме того, патриотизм рассматривается как совокупность (система) эмоций, идей, убеждений и действий, направленных на процветание Родины. В лексическом же значении патриотизм обозначает «любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу» [5]..

Согласно точке зрения И.Ф. Харламова, в данных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к Родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам [8]. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее сознание и поведение, которые, будучи закрепленные в своей совокупности, характеризуют патриотизм как нравственное качество.

С этой точки зрения «патриотизм можно определить как такое нравственное качество личности, которое выражается как в его любви и преданности своей Родине, осознания ее величия и славы, так и в потребности беречь ее честь и достоинство. Мы являемся сторонниками положения о том, что патриотизм - интегральное нравственное качество, проявляющееся в патриотических убеждениях, чувствах и навыках патриотического поведения» . [2].

Любовь к Родине, гордость человека за свою Отчизну не являются наследственными   и   не   даются   при   рождении.   Патриотизм является историческим явлением, поэтому особую роль в воспитании патриотизма занимает изучение исторического прошлого, в котором концентрируются лучшие гражданские традиции.

Предметом национальной гордости является вклад родины в мировую культуру. История подтверждает тот факт, что те народы, которые по разным причинам теряли свой язык, свои традиции в воспитании, чувство национального достоинства, скорее всего, становились своеобразным сырьем для развития других народов.

Без почитания национально-культурных традиций нет духовности, нет нравственности. Национальное и интернациональное воспитание учащихся способствует осознанию ими российской государственности и особенностей становления науки и производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой, приобщению к их национальному наследию.

Проблемой данного направления идейно-воспитательной работы является формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, территориальной целостности и отвержение идеи национализма. В то же время важно не только дать подрастающему поколению соответствующий уровень образования, развить личность, но и воспитать в нем социально значимые качества как духовность, толерантность, патриотизм.

Нужно отметить, что в кризисные для страны периоды, именно патриотизм как результат целенаправленной воспитательной деятельности государства оказывался тем спасительным кругом, которое не позволило ему быть покоренным и побежденным.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

В последнее время наметились тенденции обращения к традициям прошлого. В исследованиях по патриотическому воспитанию (Е.П. Белозерцев, А.В. Беляев, М.В. Богуславский, А.Н. Вырщиков, К.С. Гаджиев, О.С. Газман, З.Т.Гасанов, Ф.Б. Горелик, И.А. Ильин, В.А. Кобылянский, К.М. Никонов, Г.И. Школьник и др.) рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности гражданского воспитания, доказывается необходимость разработки общенациональных проектов по проблемам патриотизма в современной России.

Тем не менее, анализ исследований проблемы патриотизма указывает на разнообразность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм», что объясняет многовариантность его использования. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм проявления и т.д.

Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными авторами в разных исторических, социально-политических и экономических условиях, в зависимости от сформировавшихся под влиянием полученных знаний взглядов и выработанной под воздействием различных факторов личной гражданской позиции, в т.ч. и в отношении к своему Отечеству.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.).

Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

В настоящее время, когда все еще продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, в трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные точки зрения на явление патриотизма как стержневого компонента идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, российского общества и государства.

 

Список литературы:
1. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. – М., 1978. 
3. Ильин М.И. Историческая судьба и будущее России. Сб.1941-1954 гг. В 2 тт. Т.1.  
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2001.  
5. Словарь современного русского литературного языка в 17т. – М., 1959. Т.9. 
6. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1986.  
7. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.