Статья:

Использование метода проектов при изучении профессиональной лексики на занятиях по немецкому языку в неязыковом вузе

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Новикова Н.Н. Использование метода проектов при изучении профессиональной лексики на занятиях по немецкому языку в неязыковом вузе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 30-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование метода проектов при изучении профессиональной лексики на занятиях по немецкому языку в неязыковом вузе

Новикова Надежда Николаевна
старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет (КГУ)», РФ, г. Кострома

 

Project-based learning of German vocabulary for specific purposes at technical institutions

 

Nadezhda Novikova

Senior lecturer, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kostroma State University», Russia, Kostroma

 

Аннотация. В статье отмечаются особенности обучения специальной лексике с учетом требований, предъявляемых к профессиональному образованию. Для освоения специальной лексики используется метод проектов.

Abstract. The article points out tips for teaching special terms following the requirements for professional education. For training special vocabulary we introduce project-based learning.

 

Ключевые слова: метод проектов; проектная методика; специальная лексика; методика обучения; обучение специальной лексике.

Keywords: project-based learning; vocabulary for specific purposes; special vocabulary; teaching vocabulary; teaching special terms.

 

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Основными целями проектной методики являются:

1) самовыражение и самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование познавательного интереса;

2) реализация на практике приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал, вести дискуссионную полемику;

3) демонстрация уровня культуры, образованности, социальной зрелости.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации студентов благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно-деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей студентов. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, обучающиеся исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс. Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность. Данная методика даёт возможность глубже изучить тему, развить творческие способности учащихся, учит общению, умению пользоваться грамматическими структурами, исчезает страх ведения беседы на иностранном языке. Кроме того, проектная технология эффективна и увлекательна для преподавателя, так как помогает ему раскрыться как творческой личности, участвующей в исследовательской работе наравне со своими учениками. Конечно, проект, это не панацея от всех проблем, но это отличная возможность для полноценной работы в так называемых сборных группах.

В настоящее время в КГУ в силу объективных обстоятельств одна группа по изучению иностранного языка формируется не из студентов одной специальности, как это было раньше, а из групп разных специальностей одного факультета, а иногда и разных факультетов. Таким примером является группа 2 курса факультета ИТД, которая состоит из студентов групп 15-ТБ («Техносферная безопасность»), 15-ТВ («Товароведение»), 15-ТШ («Конструирование изделий легкой промышленности»), 15-ТОПП («Технология продукции и организация общественного питания»), 15-ЛДП («Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств»). На втором курсе, в 4 семестре студенты должны изучать профессиональный иностранный язык в соответствии с Программой по иностранному языку для неязыковых вузов и факультетов. [1] Здесь возникает противоречие между правом каждого студента на обучение согласно Государственному стандарту, в том числе на получение знаний, умений и навыков при обучении профессиональному языку (блок 4 «Профессионально-ориентированный курс») и невозможностью подготовки полноценного занятия по профессиональному языку для каждой специальности в отдельности. Поэтому нужны новые методики, позволяющие решить данную проблему. Одним из самых доступных методов работы в таких условиях автор считает метод проектов. Его инновационность (оригинальность) состоит в том, что студенты разных специальностей, работая в одной группе, и выполняя задания, получают сведения о своей будущей специальности, расширяют словарный запас специальной лексики, необходимой для профессионального общения, развивают творческие способности и самостоятельность.

В качестве примера автор предлагает проект на тему „Mein Beruf aus deutscher Sicht“ и выделяет основные этапы проектной работы:

Первый этап. Здесь определяются цели и задачи, обсуждаются задания, выбираются группы. Преподаватель мотивирует учащихся, объясняет цели и задачи проекта. На этом этапе выдаются письменные рекомендации (темы, требования, сроки, график консультаций).

На втором этапе решаются следующие задачи: анализ проблемы, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов и ролевое распределение в группе. Студенты формулируют основные идеи и замыслы, уточняют информацию (источники). Окончательно формируются группы, распределяются задачи. Преподаватель консультирует студентов по выбору тематики и жанра проекта, источников информации, помогает сформировать группы.

Третий этап – «Поиск информации». Идет активный сбор и систематизация информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Студенты выбирают оптимальный вариант, уточняют план деятельности, работают с информацией. Преподаватель проводит консультации по поиску и отбору информации, помогает систематизировать материал и выбрать ресурсное обеспечение.

На четвертом этапе выполняются исследования, идет работа над проектом и его оформление. Преподаватель помогает правильно оформить материал с лексической и грамматической точек зрения, направляет процесс анализа (если необходимо), помогает в систематизации и обобщении материала.

На этапе «Презентация» происходит коллективная защита проекта, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Преподаватель участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта, используя специальную шкалу. [3], [4]

Последний этап «Портфолио»: Обобщение результатов, оформление отчетов о проделанной работе, архивирование материалов.

Между этапами проводятся промежуточные тематические дискуссии и критический анализ работы каждой группы в целях:

a.         обмена достигнутыми результатами,

b.         корректировки работы групп,

c.          обобщения промежуточных результатов работы групп,

d.         устранения возможного недостатка информации и её неточности,

e.          корректировки задачи групп с учётом уже полученных результатов;

f.           организации представления конечных результатов работы (презентация).

В описываемом проекте приняли участие 4 группы, которые подготовили разные виды проектов [5]:

Первая группа провела исследование «Essgewohnheiten in Russland und in Deutschland». В ходе исследования были поставлены вопросы: Как относятся к фастфуду немцы и русские? Сколько они тратят денег на фастфуд? Где предпочитают питаться? и т.д. Студенты провели опрос, проанализировали данные, оформили их в виде графиков, сравнили привычки в питании русских студентов и лиц 30-33 лет и русских и немцев. Форма презентации: отчет в виде графиков.

Вторая группа работала над информационным проектом «Öko-Produkte», который был направлен на сбор информации об экологически чистых продуктах, ознакомление участников проекта с этой информацией. В ходе работы студенты собрали и обобщили материал по био-продуктам Германии, выделили 10 основных продуктов, назвали их стоимость, рассказали, где в Костроме можно купить экологически чистые продукты. Форма презентации: картинки с продуктами, устное сообщение, ссылки на сайты.

Третья группа представила практико-ориентированный проект «Arbeitsschutz in Deutschland». В ходе работы над проектом студенты изучили статьи по теме «Система организации охраны труда на предприятиях Германии», обобщили материал, создали рабочие карточки для работы над материалом. Работа состояла из двух частей – теоретической и практической. Форма отчета: демонстрация учебного мультфильма на немецком языке с предварительным предоставлением задания на распечатках. Задание – вставить в пропуски подходящие по смыслу слова и затем с помощью этих слов создать схему, демонстрирующую систему организации охраны труда на предприятиях Германии.

Четвертая группа занималась проектом «Schutzkleidung». Студенты рассмотрели варианты спецодежды для разных профессий в Германии (больше 20), систематизировали их, рассказали об особенностях использования. Форма отчета: Презентация Power Point видов спецодежды, карточки с картинками и немецкими обозначениями профессий, презентация с показа спецодежды студентами КГУ.

Во время работы над проектом автором были выделены плюсы и минусы проектной деятельности, которые следует учитывать в проектной деятельности. К плюсам проектной работы можно отнести следующие:

1)    развитие навыков самообразования и самоконтроля;

2)    моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат;

3)    развитие навыков групповой деятельности;

4)    индивидуальный подход;

5)    интерес к познавательной деятельности.

Минусом можно считать то, что студенты часто попадают в стрессовые ситуации (переоценка возможностей, выступление перед группой, технические накладки), психологические коммуникативные проблемы, проблема субъективной оценки. Следует отметить, что нагрузка на преподавателя также существенно возрастает.

Для работы по данной методике автором активно используются следующие ресурсы:

1. Научно-методические ресурсы:

Европейский языковой портфель [2] – это личный документ, который позволяет оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и контакты с другими культурами. Он включает:

а) языковой паспорт, в котором отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком», сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов;

б) языковую биографию;

в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков.

Европейский языковой портфель позволяет оценить степень способностей общаться на иностранном языке. Портфель поможет объяснить, где и как изучались языки, а также ваши знания, умения и навыки в области изучения иностранных языков.

2. Материально-технические ресурсы:

a) учебно-методические материалы (учебники, учебно-методические пособия, раздаточные материалы, словари, справочную литературу);

б)  компьютерный класс;

в)  аудио- и видео- технику;

г)  мультимедийный проектор;

д)  Интернет-ресурсы.

Работая над проектом, обучаемый, по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе самостоятельной учебной деятельности по усвоению иностранного языка, превращается из пассивного объекта воздействия учителя в полноправного соучастника учебного процесса. Педагогическая актуальность формируемой в информационно-обучающей среде системы языковых знаний и умений состоит в том, что обучаемому должна быть предложена для усвоения именно такая система знаний, которая ему необходима на данном этапе своего развития, впоследствии дающая возможность решать задачи возрастающего уровня сложности.

 

Список литературы:
1. Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов, примерная программа. / Под ред. С. Г. Тер-Минасовой. – М., 2009 – С. 1- 4). 
2. Европейский языковой портфель для России. М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2001.
3. Проектное обучение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node19.html. 
4. Fachportal des Landesbildungsservers [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.schule-bw.de/faecher-und-schularten/sprachen-und-literatur/deutsch/unterrichtseinheiten/projekte/projhilfe/bewertung
5. Refdb.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1736534.html.