ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS: THEORY AND PRACTICE
Alla Kramarenko
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool, Primary and Special Education, Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk
Yana Ishchenko
Master’s student, Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk
Аннотация. В статье рассматривается роль внеурочной деятельности в формировании экологической культуры младших школьников. Анализируются теоретические основы экологического воспитания, особенности организации внеурочной работы в условиях реализации ФГОС НОО. Представлены эффективные формы и методы экологического воспитания во внеурочной деятельности, обоснована их практическая значимость для всестороннего развития личности ребенка.
Abstract. This article examines the role of extracurricular activities in shaping the environmental culture of primary school students. It analyzes the theoretical foundations of environmental education and the specifics of organizing extracurricular work in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for Primary General Education (FSES PGE). Effective forms and methods of environmental education in extracurricular activities are presented, and their practical significance for the holistic development of a child's personality is substantiated.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, экологическое воспитание, младшие школьники, ФГОС НОО, экологическая культура, методы воспитания.
Keywords: extracurricular activities, environmental education, primary school students, FSES PGE, environmental culture, educational methods.
Экологическое воспитание подрастающего поколения становится одной из приоритетных задач образовательной системы России [5]. А.А. Сергеева подчеркивает необходимость формирования экологической культуры как основы устойчивого развития общества. В условиях «всестороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка» [7, с. 66]. Воспитание экологически грамотного подрастающего поколения является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете [4, с. 21].
Согласно ФГОС НОО, экологическое образование реализуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности [9, с. 15]. При этом внеурочная деятельность обладает особым потенциалом для развития экологоориентированных знаний и навыков. Экологическое воспитание младших школьников представляет собой «средство формирования в сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте» (А.В. Миронов) [6, с. 45]. Цель экологического воспитания заключается в «формировании и развитии экологически сообразного поведения у младших школьников» [1, с. 12]. Основными компонентами являются когнитивный компонент, эмоционально-ценностный компонент и деятельностный компонент.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом для экологического воспитания. Условием воспитания устойчивых форм поведения является не только правильная организация поведения детей, но и обеспечение тех мотивов, по которым оно осуществляется. Психологические особенности младших школьников включают эмоциональную восприимчивость к природным явлениям, непосредственность восприятия окружающего мира, высокую познавательную активность.
Внеурочная деятельность определяется как «организованная и целенаправленная образовательно-воспитательная работа учащихся, связанная с изучением представленной дисциплины, основанная на добровольном начале и проводимая во внеурочное время» [8, с. 89]. А.А. Сергеева указывает, что особенность внеурочной деятельности в экологическом воспитании проявляется в том, что внеклассная работа позволяет преодолеть определенные ограничения учебного процесса, дает возможность формировать способности к сотрудничеству [7, с. 68].
Наиболее эффективными для экологического воспитания являются духовно-нравственное направление, которое наиболее благоприятно для экологического воспитания младших школьников, открывает большие возможности для воспитания чувства ответственности и сознательного отношения к природе, социальное направление и общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Формы экологического воспитания во внеурочной деятельности включают экологические кружки и секции, проектную деятельность, экскурсии и походы, экологические акции и праздники, исследовательскую деятельность. Экологические экскурсии по мнению А.А. Миронова, представляют собой «одну из наиболее эффективных форм внеурочной деятельности, позволяющую наблюдать за природными объектами в естественных условиях» [6, с. 123]. Проектная деятельность способствует «формированию у школьников умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии» [1, с. 34].
Современная практика включает в себя использование цифровых технологий для экологического мониторинга, интерактивные экологические игры, создание экологических медиапроектов [10, с. 262]. Программы внеурочной деятельности экологической направленности строятся на принципах научности, доступности, практической направленности и региональности. Содержание включает изучение ближайшего окружения («Мой дом»), формирование представлений о взаимосвязях («Я и природа») и понимание антропогенного воздействия («Человек и окружающая среда»). Примерное тематическое планирование предусматривает изучение в 1 классе темы «Экология – это наука о доме, в котором мы живём», во 2 классе – «Мы – жители планеты Земля», в 3 классе – «Природа в опасности. Как ей помочь?», в 4 классе – «Я – защитник природы».
ФГОС НОО определяет планируемые результаты экологического воспитания. К личностным результатам относятся «ценностное отношение к природе, первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе» [9, с. 23]. Метапредметные результаты включают формирование экологического мышления, умение применять экологические знания в практической деятельности. Предметные результаты предусматривают знания о природных объектах, умения наблюдать и исследовать природу, навыки природоохранной деятельности.
Для оценки эффективности используются когнитивная диагностика для оценки экологических знаний, эмоционально-ценностная диагностика для изучения отношения к природе и поведенческая диагностика для наблюдения за практической деятельностью. «Эффективность формирования экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы достигается при условии формирования экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы» [7, с. 70]. Важными условиями являются создание материально-технической базы, подготовка педагогических кадров, взаимодействие с семьей и социальными партнерами. К методическим условиям относятся разработка авторских программ, использование разнообразных форм и методов работы, интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Таким образом, перспективными направлениями данной проблемы являются цифровизация экологического образования, международное сотрудничество, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, создание региональных центров экологического образования. Внеурочная деятельность представляет собой важнейший компонент системы экологического воспитания младших школьников. Ее специфика заключается в возможности использования разнообразных форм и методов работы, ориентированных на практическую деятельность и эмоциональное восприятие природы. Эффективность обеспечивается соблюдением принципов научности, доступности, практической направленности и региональности.
