Выбор специальности молодежью и качество образования
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Выбор специальности молодежью и качество образования
YOUTH CHOICE AND QUALITY OF EDUCATION
Shakhlo Makhkamova
Cand. econ. sciences, head of department Institute of Fiscal Studies under the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan, Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. Рассмотрены предпочтения выпускников колледжей и лицеев по выбору специальностей, проведению досуга, отношения к качеству образования, имеющиеся проблемы, и перспективные планы на базе социологического опроса, также разработаны соответствующие предложения.
Abstract. The preferences of graduates of colleges and lyceums in choosing specialties, spending leisure time, attitudes to the quality of education, existing problems, and long-term plans on the basis of a sociological survey are also considered, relevant proposals are also developed.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; анкетирование; самостоятельность; ориентация; юноши; девушки.
Keywords: professional self-determination; questionnaire; independence; orientation; boys; girls.
В целях последовательного продолжения и выведения на новый, современный уровень работы по развитию сферы науки и просвещения, воспитания молодежи личностями, обладающими глубокими знаниями, высокой культурой и духовностью, формирования конкурентоспособной экономики в Узбекистане объявлен 2020 год - Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики [1]. В этих условиях Достаточно актуальными для молодых людей являются профессиональное самоопределение и выбор профессии. Профессиональная ориентация по существу определяет начало жизненного пути подрастающего поколения. В связи с этим в обследовании особое внимание уделяется вопросам выбора дальнейшего обучения в колледжах и лицеях. Основным инструментом проведенного исследования является выборочный опрос выпускников колледжей и лицеев путем анкетирования.
На вопрос «Самостоятельно ли Вы выбирали колледж (лицей)?» учащиеся ответили: 77,2% - «самостоятельно», а 22,8% - «не самостоятельно» (по подсказке и рекомендациям со стороны).
Положительным является относительно высокий уровень самостоятельности молодежи при выборе места учебы. Если рассмотреть полученные ответы через призму благосостояния семей учащихся, то здесь результаты несколько другие, чем средние показатели. Так, доля ответов учащихся из семей с высоким уровнем благосостояния, самостоятельно определившихся в колледж (лицей) для учебы, больше чем, из малообеспеченных семей. Юноши имеют больше самостоятельности в принятии решения относительно выбора профессии, чем девушки.
Определенный интерес представляет анализ факторов, повлиявших на выбор профессиональной ориентации среди молодых людей, несамостоятельно определившихся с местом своего обучения. На ориентацию молодежи по выбору колледжа (лицея) оказывают влияние советы (пожелания) родителей: несамостоятельно принявшие решения составили 38,4%, в т.ч. в городах - 44,1%, на селе – 33,3%. Объективными представляются ответы девушек относительно выбора места учебы согласно советам родителей. Их число больше (41,7%), в отличие от юношей (32,5%).
Значимым фактором по выбору места учебы оказалось удобное месторасположение колледжей (лицеев). Доля ответов при этом составила 12,3%. В сельской местности данный показатель (18,8%) значительно выше, чем в городах (4,9%), что показывает важную роль транспортной доступности в сельских районах. Настораживают полученные результаты, что у молодежи не было возможности после окончания школы поступить в желаемый колледж (лицей). Ответы по данному фактору составили в целом 29,7%, в т.ч. в городской местности - 30,4% и сельской местности - 29,1%. Данный показатель в Навоийской области - почти половина (48%) юношей, в Ташкентской области и г.Ташкенте составляет соответственно 25,6% и 28,8%. Все это свидетельствует о проблемах молодежи, возниающих при выборе профессии, о недостаточном внимании на профессиональную ориентацию в период обучения в общеобразовательной школе.
Выпускники колледжей (лицеев) в ходе опроса смогли дать собственную оценку качеству образования за годы обучения. На вопрос “Удовлетворены ли качеством образования в данном колледже (лицее)” 61,8% опрошенных ответили, что “удовлетворены”, “частично удовлетворены” - 31,4%, “не удовлетворены” – 4,2%. Несмотря на положительные результаты, более трети ответивших о частичной удовлетворенности и неудовлетворенности качеством образования требуют внимательного анализа их причин.
К основным причинам неудовлетворенности можно отнести: «недостаточность оборудования для проведения практических занятий» (49,3%) и «недостаточность практических занятий» (43,1%) а в сельской местности (88,9%): «низкое качество и нехватка учебников и учебно-методических пособий» (23,8%), «знания преподавателей не на должном уровне, скучно на уроках » (30,8%) и «плохая дисциплина» (20,5%). Среди полученных ответов особого внимания требуют «недостаточность оборудования и недостаточность практических занятий», «низкая дисциплина». Решение этих проблем представляется первоочередным.
Достаточно актуальным представляется для целенаправленного проведения молодёжной политики определение системных проблем, с которыми они сталкиваются. По многим проблемам, с которыми сталкивается молодёжь, совпадают взгляды в разрезе городской и сельской местности. На селе относительно острыми являются проблемы, по сравнению с городом, решение жилищного вопроса (в селе - 4,5% и в городе - 0,9%) и нехватка спортивных комплексов (19,6% и 7,8%). В городе основные проблемы - это трудности с получением высшего образования, (в городе -57,7%, в селе - 53,9%), трудоустройство после учебы, в т.ч. найти хорошо оплачиваемую работу (49,7% и 42,2%).
Анализ проблем молодежи в зависимости от благосостояния их семей показал, что для представителей ниже среднего достатка «проблема трудоустройства после учёбы, в т.ч. нахождение хорошо оплачиваемой работы» стоит на первом месте (75%); для малообеспеченных - после проблемы материальных трудностей (50%) это проблема стоит на втором месте (45,5%). 36,6% молодежи из малообеспеченных семей указывают, что «плохо организованы задачи по профориентации». Для представителей молодежи высшего и среднего слоя первостепенная проблема - это «трудности с получением высшего образования (маленькая квота для поступающих, репетиторство, высокая оплата контракта)». Важной является, наряду с учебным процессом, организация досуга молодежи в свободное время. Позитивным можно назвать занятия в свободное время: оказание помощи родителям в домашнем хозяйстве (63,4%), чтение книг, газет (38%), посещение различных курсов (41,1%), занятие спортом (37,4%) и посещение библиотек (16,8%). Относительно высокая доля ответов о просмотре телевизора (27%), проведении свободного времени с друзьями на улице (12,1%), времяпровождение за компьютером (11,1%), а также низкий уровень посещения театров, кино и музеев (4,9%) вызывают определенную настороженность, требующую принятия мер по рационализации проведения свободного времени молодежью. Важным направлением проведенного обследования явилось изучение текущих и перспективных планов молодежи. Выбранные молодым поколением социальные ориентиры и предпочтения во многом определяют будущее развитие страны и общества. В ходе опроса сначала определены планы выпускников колледжей (лицеев) после их окончания. Результаты исследования показали, что почти все (98%) опрошенные учащиеся имеют конкретные планы после окончания колледжа/лицея. Самый приоритетный план после колледжа/лицея для молодежи - поступление в вуз (68,8%). Интерес к поступлению в вуз выше у девушек (72,3%), чем у юношей (64,6%). Если сравнить регионы, то можно увидеть, что в Ташкентской области (62,8%) меньше интерес к высшему образованию, чем в Навоийской (73,5%).
Вопрос трудоустройства после среднего специального образования, в т.ч. сложность найти хорошо оплачиваемую работу - это основные проблемы молодежи. Анализ показывает, что это беспокоит почти половину респондентов (45,7%). В результате проведенного исследования рекомендуются:
- необходимо разработать конкретные механизмы и формы существенного расширения интеграции обучения с производством, значительно увеличив объемы практических занятий;
- в рамках организации досуга, наряду с расширением спортивных комплексов, целесообразно создание сети небольших инновационно-технических центров (для стимулирования молодежи) для работы на высокотехнологичных предприятиях;
- требуют учета желания молодежи относительно их трудоустройства, (прежде всего, гарантированная средняя заработная плата, в соответствии с полученной специальностью);
- необходимо дальнейшее совершенствование механизма трудоустройства через многосторонние соглашения путем разработки конкретных гарантий и обязательств для всех участников заключаемого договора;
- при определении конкретного количества выпускников, нуждающихся в трудоустройстве, необходимо учесть их планы и намерения после завершения учебы, в т.ч. факторы поступления и непоступления в вуз, службу в армии, обучение для получения новой специальности, создание семьи и др.