Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
С момента появления человека на свет, он всегда окружен людьми. Сначала это родные люди, потом детский сад, школа, институт, коллеги, друзья, знакомые и вовсе чужие люди. Отделить человека от общества невозможно, так как мы в нем живем и им являемся.
Все действия человека: поступки, стиль общения, взаимоотношения, зависят от нашего поведения. Именно в нем раскрывается личность, характер, темперамент, взгляды и желания. Все эти характеристики зависят от воспитания, от нравственной культуры человека.
Под культурой общения рассматривается правильная, выразительная и точно построенная речь. Но еще не менее важно это умение понимать чужую речь. Речь в жизни человека выполняет много функций. Общаясь, люди обмениваются информацией, поддерживают контакты и многое другое. Умение правильно общаться является главенствующим условием для нормальной адаптации в обществе. Поэтому в настоящее время актуально рассматривается вопрос о проблеме формирования культуры общения детей в дошкольном возрасте. Ведь именно в это время у детей развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется культура общения, нравственные рамки в поведении.
Существует много приемов в воспитании культуры общения дошкольников. Один из действенных это метод проектной деятельности, который заключается в понимании роли каждого ребенка в условиях воспитания в детских учреждениях. Этот метод помогает детям развивать творческие способности, коммуникативные умения, развивает у детей навыки синтеза, полученных знаний, путем экспериментов, что позволяет более успешно адаптироваться ребенку к школьному обучению.
Под проектной деятельностью Н.Е. Веракса понимает сложный процесс, который выстроен организованно. Этот процесс включает изменения всего учебного и воспитательного процесса в детском саду, а не просто некоторые изменения в занятиях, применяемых методик. Проектная деятельность подразумевает под собой активность ребенка, которая проявляется в детских учреждениях логически построенным процессом. Именно поэтому этот процесс отличается от стандартной программы (сетки занятий) в дошкольном учреждении.
А вот А.О. Кравцов проектную деятельность определяет, как профессиональную деятельность воспитателя, которая включает в себя создание процессов развивающих личность. Создание определенных ситуаций в учебнообразовательной среде, где дети смогли бы раскрыть свой внутренний мир. Чтобы у детей был свободный выбор своих действий для достижения успеха.
Л. Свирская считает, что проектную деятельность можно представить в виде отрезка времени, выполняя познавательную и творческую работу взрослыми и детьми вместе, а не выполнение стандартных занятий по программе, в которых игры и упражнения связаны по теме.
Л.И. Лебедева и Е.В. Иванова рассматривают метод проектов как общую работу педагога и детей по определенной теме имеющую значение в жизненных ситуациях. По рекомендациям Е.С. Евдокимовой для построения модели проекта алгоритмы действий формируются с учетом возрастных особенностей ребенка. При этом необходимо учитывать, что построение модели в практике охватывает несколько этапов.
В первом этапе участвуют дети дошкольного возраста от 3,5 до 5 лет. На этом этапе проектная деятельность формируется по принципу подражания. Главная роль принадлежит взрослому.
Во втором этапе участвуют дети в возрасте от 5 до 6 лет. На данном этапе проектная деятельность выступает на развивающемся уровне. Взрослый активно включает в работу идеи детей. У ребенка в процессе накапливается социальный опыт (опыт общения между собой, с взрослыми, переживания, формируется самоконтроль). На данном этапе происходит развитие проектной деятельности:
- выбирают проблему;
- ставят цель;
- сами определят проблему;
- находят пути разрешения для получения результатов.
Действия взрослого и ребенка происходят пошагово:
- Учитывая трудности детей, выделяют проблему (или ребенок, или взрослый);
- Определяют цель проекта для достижения результатов совместно (взрослый и ребенок);
- Определяют средства реализации, обсуждаются действия детей при минимальной помощи взрослого;
- Дети выполняют действия практически самостоятельно, помощь взрослого дифференцировано;
- Совместное оценивание работы (действия всех по отдельности, обсуждения успеха или неудач);
- Вместе планируют действия для развития проекта.
На третьем этапе участвуют дети в возрасте 6 – 7 лет (старшие дошкольники). У детей здесь начинается творческий уровень. Взрослый ставит цель, чтобы создать все необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников. При формировании разных сторон личности ребенка на этом этапе наблюдается большой интерес к творческой деятельности. Для этой сложной задачи существуют специальные игры и упражнения.
Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты с целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.
Данный метод проектов в детском саду выполняет главную роль для ребенка – дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана - схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план - схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
При организации совместной проектной деятельности детей и родителей необходимо учитывать три правила:
1 - информированность: родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов, поэтому им нужна информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о способе презентации проекта.
2 - добровольность и возможность выбора: родителям заранее предлагают варианты участия в проекте, проводится обучение и консультирование желающих участвовать в работе над проектом.
3 - чувство успешности: и родители, и дети должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности, поэтому участие всех членов семьи в проектной деятельности должно поддерживается и поощряться.
Проект культуры общения у детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре блока:
- неречевые средства общения;
- страна вежливых слов;
- культура и мы;
- общение в дружбе.
В первом блоке работа с детьми идет над осмысленным проявлением своих чувств и чужих. Дети встречаются впервые с разными эмоциями и учатся культурно их проявлять.
Здесь активно используются занятия; подвижные игры, дидактические игры; чтение стихотворений; рисование различных масок с выражением эмоций, озвучивание героев стихотворения и сказок с различной интонацией.
Второй блок направлен на ознакомление норм, установленных культурой, речевых связей, использовавших в различных ситуациях. Здесь проводят занятия, составляют словарь вежливых слов; анализируют разные жизненных ситуации; наклеивают вежливые слова на специальное отведенное место для картинок, в зависимости от ситуации в утреннее и вечернее время; чтение сказок; заучивание и инсценирование стихотворений, анализ пословиц и поговорок.
Третий блок направлен на воспитание у дошкольников культурного общения и хорошего поведения в общественных местах, более расширяется и чаще употребляется речевой этикет. Здесь объясняются поговорки; анализируют стихи; часто используются сюжетно-ролевыми играми; экскурсиями; решениями различных жизненных ситуаций и обыгрывание их с куклами.
Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей со своими сверстниками. Все виды деятельности формируют представления детей о дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают: анализ поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ педагогических ситуаций; анализ поступков героев сказок и рассказов, сравнение этих поступков; рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Таким образом, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества, имеет форму интегрированного обучения. Ее основная цель заключается в развитии свободной творческой личности, которое определяется задачами развития деятельности детей. Поэтому нужно чаще применять проектную деятельность в воспитательно-образовательной работе в дошкольных учреждениях.