ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
THE USE OF NEURAL NETWORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS: OPPORTUNITIES TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING
Alla Ketrova
Teacher of the highest qualification category, Krasnoyarsk College of Radioelectronics and Information Technologies, Russia, Krasnoyarsk
Elena Stefanovskaya
Teacher of the first qualification category, Krasnoyarsk College of Radioelectronics and Information Technologies, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. Внедрение нейросетей в образовательный процесс как необходимое условие для подготовки конкурентноспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Эффективность применения нейронных сетей, невозможность отрицания их использования в образовании сегодня. Качества современного преподавателя, которые наиболее важны с точки зрения обучающихся - представителей поколения Z. Изменение роли преподавателя в образовательном процессе.
Abstract. The introduction of neural networks into the educational process as a necessary condition for the training of competitive specialists in demand in the labor market. The effectiveness of the use of neural networks, the impossibility of denying their use in education today. The qualities of a modern teacher that are most important from the point of view of students from generation Z. Changing the role of the teacher in the educational process.
Ключевые слова: образование; нейросети; нейронные сети; поколение Z; поколение Альфа; преподаватель; методы образования.
Keywords: education; neural networks; neural networks; generation Z; generation Alpha; teacher; educational methods.
Проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, цифровизация и упрощенный доступ к информации - реальность сегодняшнего дня. Технологии стремительно развиваются, знания быстро устаревают. От человека требуется реагировать на изменения, быстро адаптироваться к ним и эффективно формировать необходимые компетенции. Жизнь изменяется, и, очевидно, подготовка к ней должна изменяться. А значит, должна претерпеть изменения и роль преподавателя в системе профессионального образования будущих специалистов.
Если пару веков назад роль преподавателя заключалась преимущественно в том, чтобы передать свои знания обучающимся, то сегодняшние реалии диктуют еще и сами методы передачи этой информации. У поколения Z, а именно это поколение обучающихся сегодня сидит за партами в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, рассеянное внимание — фокус внимания держится в среднем в течение восьми секунд [1]. Удержать их внимание, используя при этом только маркерную доску и свои знания, невозможно. Да, именно невозможно. И это не равно «расписаться в своей беспомощности/непрофессионализме» как преподавателя или как узкого специалиста в своей области, это констатация факта, который стоит принять и перестроить свою методику работы.
В отличие от предыдущих поколений, поколение Z не признает названного лидера. Если ранее преподаватель у студентов вызывал неоспоримый авторитет, уважение, признание профессионального мастерства только потому, что он работает в этой должности, то сегодня, чтобы «добиться» такого отношения со стороны обучающихся, нужно делиться с ними экспертным опытом, тем самым подтверждая свой профессионализм, и корректно ставить учебные задачи для выполнения: пояснять их смысл, подробно описывать требования, обозначать сроки и предлагать помощь в случае необходимости. И невозможно все это осуществить без знания современных информационных технологий и специального программного обеспечения.
Можно тут возразить: а разве раньше было не так? Нет, далеко не так. Сегодня преподавателю по графическому дизайну недостаточно владеть теоретическими знаниями и навыками работы в графических редакторах. Он должен ориентироваться среди многообразия графических нейросетей, уметь с ними работать, правильно формулировать мета-теги и уметь применять результаты работы нейронных сетей в своей деятельности. Время создания графического контента с нуля уже в прошлом. Сейчас один из главных критериев успеха – это скорость. Знаменитая фраза политического деятеля Бенджамина Франклина «время — деньги» сегодня актуальная как никогда.
Графический дизайн – это только одна из многочисленных областей, где нейросети успешно применяются и продолжают совершенствоваться, чтобы максимально заменить человека-специалиста при выполнении однотипных рутинных задач. Об этом подробно рассмотрено в статье [4].
И вместо того, чтобы научить студентов профессионально сосуществовать рядом с нейросетями, потому что для всех становится очевидным, что это наше ближайшее будущее и уже не особо важно, как к этому каждый из нас относится, большинство преподавателей не разрешают использовать студентам результаты работы нейронных сетей в образовательном процессе, отрицая их пользу и практическое применение.
И получается диссонанс. Рассмотрим на примере специалистов по разработке веб-приложений. Студенты 4-5 лет обучаются разрабатывать приложения с нуля в «Блокноте», затрачивая при этом неимоверное количество времени на решение стандартных, однотипных задач, а по данным [3] работодатель на рынке труда ищет специалистов, которые должны уметь создавать эти приложения, работая в нейросетях и специализированных сервисах-конструкторах по веб-разработке. Напомним, время – деньги.
Очевидно, подход к методам образовательного процесса и содержанию программ обучения нужно менять. Причем, как можно оперативнее. Это понимает и та малая часть преподавателей, которая уже внедряет практику использования нейросетей в свой педагогический опыт, и сами студенты, которые отслеживают изменение требований к специалистам на рынке труда. Образование переходит в цифровую среду, причем как основное, так и дополнительное. Анализ этого перехода рассмотрен в статье [2].
Согласно плану мероприятий в рамках Года педагога и наставника авторами статьи был проведен круглый стол «Преподаватель будущего» со студентами специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Результаты проведения еще раз подтвердили все вышесказанное.
Среди наиболее значимых признаков современного образовательного процесса студентами были выделены:
- Знание дисциплины преподавателем
Несмотря на доступность информации, преподаватель остается основным ее носителем. Глубокие и всесторонние знания предмета - основа работы преподавателя.
Важно, чтобы преподаватель думал не только о своем предмете, но воспринимал его как часть общего процесса формирования специалиста.
- Умение преподавателя объяснять сложные вещи просто
Автор теории относительности Альберт Эйнштейн говорил: «Просто объяснить сложное сложно. Сложно объяснить сложное просто»
- Преподаватель - наставник в профессиональной области
Преподаватель не просто передаёт обучающемуся объем знаний и оценивает его. Он понимает интересы и особенности ученика и предлагает ему персональную траекторию освоения материала, помогая достигнуть профессиональных успехов.
- Практическая направленность обучения
Меньше теории, больше практики. При изобилии и доступности теоретических сведений нет необходимости тратить время на их запись и запоминание в форме жестких формулировок. Важнее научиться делать то, что описывается в теории. Собственный практический опыт лучше запоминается.
- Ориентация на новые технологии и их использование в образовательном процессе.
Наличие у преподавателя так называемой «цифровой» компетенции даже не ставится под знак сомнения. Умение удаленно коммуницировать с обучающимися, владение навыками работы с современными информационными технологиями, умение настраивать нейросети для ускорения процесса решения поставленной задачи вместо выполнения четкой инструкции по учебнику, внедрение интерактивных методов при ведении занятий – это то, что интересно поколению Z, и то, что необходимо современным работодателям.
Если продолжать оказывать сопротивление внедрению новых технологий и придерживаться классической системы образования, где невозможно себе представить обучающегося, за которого часть задачи выполняет нейронная сеть, то с обучающимися поколения Альфа у преподавателя вообще не будет точек соприкосновения, а это, в свою очередь, неэффективно скажется на результате образовательного процесса в целом.
Еженедельно Альфа-детей рождается более 2,5 млн. Предположительно к 2025 году их количество приблизится к 2 млрд человек. Это будет самое большое поколение в истории человечества, которое ежедневно потребляет огромное количество информации буквально с рождения. И те методы обучения, которые были эффективны для обучающихся поколения Z, для детей этого поколения будут неактуальными и, скорее всего, абсолютно бесполезными.
Система профессионального образования не должна являть собой искусственно созданный мир, основанный на неактуальных педагогических методах и технологиях – она должна отражать потребности реального мира и готовить специалистов, востребованных на рынке труда сегодня, а лучше завтра.
И роль преподавателя по-прежнему велика. Просто она претерпела большие изменения, к которым каждый из педагогического сообщества должен быть готовым.