Статья:

Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Храбан Е.А. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы

Храбан Екатерина Алексеевна
магистрант, Московский городской университет (МГПУ), РФ, г. Москва

 

Аннотация. В 21 веке проблема раннего обучения продолжает волновать многих психологов и лингвистов, поэтому по сей день активно продолжается изучение возрастных психологических особенностей дошкольников, которым предстоит изучать иностранный язык. В данной статье были рассмотрены основные плюсы и минусы, которые возникают перед родителями в начале раннего обучения иностранного языка.

 

Ключевые слова: иностранный язык; раннее обучение.

 

В 21 веке всё больше родителей начинают обучать своих детей иностранному языку чуть ли не с самого рождения. Размышляя о том, что сейчас, в век современных технологий, когда английский (будучи мировым языком) внедрился в нашу жизнь и стал тесно связан с нашей повседневностью, родители стремятся создать для своих детей максимально комфортное будущее.

В целом, их мотив начать обучение с самых ранних лет довольно прост и понятен. Дети в дошкольном возрасте обладают прекрасно развитой долговременной памятью, обладают довольно гибким речевым аппаратам и всегда готовы творчески развиваться (если предлагаемое творческое занятие им интересно и не вызывает острого дискомфорта). Дети, помимо хорошо развитой памяти, могут прекрасно взаимодействовать с окружающими людьми в виду своей любопытности, что в значительной мере сказывается при игровой деятельности во время обучения чему-либо.

Преимущества владения двумя языками сразу позволяет формировать вокруг себя больший круг общения, чем возможно при владении только одним, родным языком. Это прекрасная возможность знакомиться с информацией, которую не перевели на родной язык, посещать виртуальные музеи других стран и просто взаимодействовать с иностранцами.

Конечно, дошкольнику вряд ли нужны музеи, произведения на оригинальном языке. В виду своего возраста они не готовы заполнять мозг сложной для понимания информацией.

Поэтому вопрос раннего изучения активно изучается современными философами, психологами, методистами, филологами.  Данная тема уже довольно давно занимает мысли различных учёных, которые на протяжении нескольких столетий так и не смогли найти однозначного ответа на довольно простой вопрос – есть ли смысл начинать обучение иностранному языку с ранних лет, или это совершенно не нужно?

Знаменитый философ Жан-Жак Руссо в одном из своих текстов говорил о том, что считает неправильным обучать ребёнка иностранному языку с малых лет, считая это обучение довольно бесполезным. Он считал, что ребёнок в возрасте 12-15 лет просто не в состоянии загрузить в свой мозг сразу два языка [3]. Изучать иностранный язык, по мнению философа – значит овладевать совершенно иным мышлением, разительно отличающегося от мышления на родном языке, поэтому обучать ребёнка другому языку, пока у него не сформировалось мышление на родном просто не нужно.

Возрастная психология, которая является одной из важных отраслей психологической науки, как раз и занимается решением вопроса раннего обучения. Она рассматривает такие понятия, как «возраст» и «детство». По мнению великого психолога Л.С. Выготского, возраст – довольно замкнутый цикл детского развития, который имеет свою особую структуру. Если отталкиваться от его точки зрения, то можно сделать вывод, что возраст – настолько субъективное понятие, что судить о нём можно лишь на конкретном примере конкретного ребёнка, брать в учёт индивидуальные особенности дошкольника, его умение приспосабливаться к определённым жизненным ситуациям. Более того, изучив ряд исследований в этой области и взяв в учёт такое понятие, как «хронологический возраст» (записанный у ребёнка в свидетельстве о рождении), можно сделать вывод, что хронологический и психологический возраст не только ребёнка, но и взрослого человека могут не совпадать по ряду факторов.

Поэтому выделять плюсы и минусы раннего обучения иностранным языкам следует на примере какого-то определённого ребёнка, поскольку особенности и умения у всех детей разные. Родитель, путём долгих наблюдений за психологическим и физическим развитием своего ребёнка должен сам решить, стоит ли сейчас внедрять в его жизнь обучение иностранному языку. Если возрастные особенности дошкольника позволяют ему начать изучение нового, довольно сложного предмета, то психологи не видят в этом ничего плохого. Если ребёнок по ряду причин пока не способен полностью охватить тот пласт знаний, который предлагает современная методика раннего обучения, то, возможно, на данном этапе стоит повременить и подождать.

В этой статье мы приведём ряд объективных плюсов и минусов раннего обучения, на которые могут ориентироваться родители при наблюдении за развитием своего ребёнка.

Если говорить о плюсах раннего обучения, то первым плюсом, который может прийти на ум, является положительное влияние иностранного языка на знание родного. Такое влияние было доказано ведущими советскими специалистами, такими как Л.С. Выготский и Л.В. Щерба, а исследования ведущих зарубежных специалистов показали, что у детей, владеющих сразу двумя языками познавательные способности развиты лучше, чем у детей, которые говорят только на одном языке.

В исследованиях не только отечественных, но и зарубежных специалистов есть мнение о том, что дети овладевают иностранным языком куда лучше, чем взрослые (это лежит в особенностях их речевого аппарата и прекрасной работой долговременной памяти), но длительность сензитивного периода каждый из исследователей выделяет по разному: для кого-то это возраст от четырёх до восьми лет, у кого-то этот период начинается с полуторогодовалого возраста и заканчивается в семь лет. Дети в этом возрасте – специалисты по овладению речью. В дальнейшем мозговые механизмы станут менее активными и гибкими, перестраиваться на новый вид деятельности ему будет сложнее.

Большим плюсом является такое понятие, как социализация. Изучая иностранный язык, дети получаются возможность общаться с другими детьми, взрослыми, могут смотреть мультфильмы на языке оригинала, совмещая приятное с полезным. Социализация расширяет будущие возможности дошкольника, так как в дальнейшем ему предстоит стать полноценным членом социума, проявлять свои коммуникативные способности и адаптироваться к общению с другими представителя общества.

Изучение иностранного языка даёт особую перспективу для будущего. Изучение конкретно английского языка, который приобрёл статус мирового, открывает перед дошкольником множество путей для личностного развития. Возможность переезда практически в любой город мира, работа в иностранной компании, шанс обучаться в университетах с мировым именем, доступ к актуальной информации.

Огромное количество родителей плюсом для изучения иностранного языка выделяет довольно неожиданный фактор – высокая зарплата. Конечно, для детей этот фактор максимально несущественный. Они ещё не научились понимать силу и ценность денег. Но родители заботятся о будущем своих детей, а знание языков открывает перед людьми большие финансовые возможности.

При изучении иностранного языка значительно улучшается знание родного. Дети начинают ценить свой язык, данный ему от рождения, замечать красоту лексических конструкций, погружаться в глубины грамматического строя на том уровне, на котором могут позволить их психологические и умственные данные. Изучение второго языка помогает увеличить словарный запас родного, помогает развивать разговорные и коммуникативные навыки.

У детей в раннем возрасте довольно плохо развита концентрация. Они не могут долго сидеть на одном месте, им постоянно нужно движение, они любопытны и любят познавать что-то новое. Они не могут сосредоточиться на каком-то задании, поэтому методисты стараются разрабатывать различные упражнения с внедрением иностранного языка, которые помогут ребёнку улучшить концентрацию своего внимания. Родители и учителя должны принимать во внимание тот факт, что порой даже взрослые не могут сконцентрироваться на каком-либо задании в виду лени, нежелания тратить время впустую и ещё целому ряду сопутствующих факторов. Что уж говорить о детях, которым приходится выбирать между игрой и занятиями иностранным языком. Тут на помощь может прийти основной вид деятельности в раннем обучении – игровая деятельность. Сейчас методистами разработано бесчисленное множество разнообразных видов игровой деятельности, которые в полной мере могут разнообразить процесс обучения, сделать его весёлым, плодотворным, а главное приносящим пользу для дальнейшего развития ребёнка.

Довольно неожиданным плюсом при изучении второго языка может оказаться улучшение математических способностей. Как бы удивительно это не звучало, ассоциация учёных пришла к выводу, что дети, которые с раннего детства учат иностранный язык, намного лучше разбираются в математике, чем дети, которые никогда его не учили. Изучение языка благотворно влияет на логическое мышление, что несомненно важно при занятиях математикой, где основной упор как раз и направлен на формирование логического мышления.

У детей, занимающихся иностранным языком, повышается креативность. Когда мы говорим на родном языке, нам довольно просто выразить свои мысли и чувства словами, поскольку мы говорим и изучаем этот язык буквально с самого рождения. Когда ребёнок начинает разговаривать на иностранном языке, ему сложно выражать мысли, потому что он не смог накопить достаточного объёма лексических средств. Тут в бой вступает креативность. Ребёнок может нарисовать то, что пытается выразить, попытается подобрать синонимы, антонимы, или же выразить мысль при помощи активной жестикуляции. В дальнейшем креативность сыграет особую роль в психологическом и личностном развитии ребёнка, поскольку этот фактор как нельзя лучше помогает человеку индивидуально отличаться от других людей.

Вопрос о минусах возникает у людей, которые принимают решение обучать своих детей не английскому языку, а довольно редкому, например, греческому. Этот язык редко используется в мировом масштабе, на нём говорят люди, которые живут в определённой стране. Поэтому для изучения этого языка должна быть конкретная причина (возможный переезд в эту страну и т.д.).

Основным минусом, который способен отложить изучение языка на неопределённый срок, являются деньги. Выше мы уже говорили о том, что изучение иностранного языка в будущем может улучшить финансовое положение, поскольку людей, знающих несколько языков, ценят в обществе. Но ведь для того, чтобы этот самый язык выучить, так же нужны деньги. Репетитор стоит денег. Учебное заведение с уклоном на изучение иностранных языков так же стоит денег. Курсы, направленные на обучение дошкольников, опять же, стоят денег. Без достаточного количества денег в современном мире довольно сложно качественно обучить своего ребёнка иностранному языку, поэтому родители, которые не имеют финансовой возможности не способны в данный момент дать своему ребёнку необходимые знания.

Вторым основным минусом раннего обучения иностранного языка является время. Не все родители имеют достаточно времени, чтобы заниматься со своим ребёнком индивидуально, водить его на занятия, уделять время на проверку домашнего задания и стараться общаться с ним на изучаемом языке. Большинство современных родителей тратят много времени на работу, чтобы обеспечить своим детям благоприятное будущее (опять же, всё сводится к деньгам). Время и деньги в современном мире – две основных преграды, которые перекрывают путь к качественному обучению не только иностранных языков, но и обучению в целом.

Ещё одним минусом может стать смешение языков. Такое чаще встречается, когда ребёнок с раннего детства изучает иностранный язык, в семьях, где родители являются носителями двух языков, и дети рождаются билингвами. Смешение языков может стать серьёзной проблемой в дальнейшем, когда мозг не может сфокусировать внимание на одном языке, и слова начинают мешаться в голове. Вследствие этого ребёнок не может подобрать нужное слово и впадает в ступор.

Но всё-таки, несмотря на перечисленные выше недостатки изучения иностранных языков, достоинств у раннего обучения всё же больше, поэтому при любой возможности стоит начать обучение ребёнка второму языку с дошкольного возраста, опираясь на его психологические и умственные способности.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
2. Ломакина Г. Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина, А.А. Лаер // Молодой учёный. – 2014. −  № 20(79). – С. 597-599. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: //https://moluch.ru/archive/79/137757/ (дата обращения:27.02.2021).
3. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах. − Том 1. Эмиль, или О воспитании. – М.: Педагогика, 1981 – с. 74-75.