ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
PRESENTATION COMPETENCE OF A MODERN SPECIALIST
Demid Gadalov
Graduate student, Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. Доминантой качественного мирового образования XXI века признан компетентностный подход, основанный на формулировке и развитии значимых для выпускника личностных характеристик – компетенций, среди которых обнаруживается способность представлять себя и результаты своей деятельности, определяемая в педагогической науке как «презентационная компетентность». В статье рассматривается сущность презентационной компетентности, обосновывается значимость формирования презентационной компетентности для обеспечения конкурентоспособности современного специалиста на основе анализа российских и зарубежных исследований.
Abstract. The competence approach based on the formulation and development of personal characteristics – competences, significant for the graduate, among which the ability to present oneself and the results of one's activity, defined in pedagogical science as «presentation competence», is recognized as the dominant feature of quality global education of the 21st century. The article considers the essence of presentation competence, substantiates the significance of presentation competence formation for ensuring the competitiveness of a modern specialist on the basis of analyzing Russian and foreign studies.
Ключевые слова: презентационная компетентность, компетентностный подход, универсальные компетенции, ключевые компетенции, коммуникация.
Keywords: presentation competence, competence approach, universal competences, key competences, communication.
Настоящий период цивилизационного развития характеризуется неопределённостью, непредсказуемостью, сложностью и неоднозначностью [7]. Научно-технический прогресс вызывает изменение требований к главному ресурсу – человеческому капиталу, качество которого определяет скорость процессов совершенствования ноосферы. Требования к выпускникам учебных заведений отвечают запросам государства, работодателя и в целом релевантны общественному историческому контексту. Подготовка специалиста в XX-м веке предполагала обучение через механическое усвоение знаний: преимущественно лекционный формат, а также перенятие опыта с наиболее точным повторением эталонного действия предшественника. Известные профессиональные задачи, не предполагающие нестандартных ситуаций и отклонений, позволяли лишь прямое перенятие без переосмысления [9].
Напротив, деятельность современного специалиста включает в себя множество открытых задач, не имеющих готовых ответов. Нередко профессионалу необходимо самостоятельно сформулировать первично даже саму задачу [5]. Образовательная среда информационного общества ориентирована на непрерывное обучение, нацеленное на подготовку к различным вызовам внешней среды. Гибкость образовательного процесса обеспечивается использованием компетентностного подхода, в рамках которого происходит определение, формулировка, развитие и оценка личностных характеристик, называемых компетенциями (совокупность требований к подготовке) или компетентностями (деятельностное выражение) [10]. Мировая классификация, включая российский ФГОС ВО 3++, разделяет компетенции на две большие группы [4]:
- Профессиональные – направленные на определенный вид деятельности;
- Универсальные (надпредметные, ключевые, мягкие) – используемые в разных контекстах, без привязки к определенной профессиональной сфере.
Ключевые компетенции сегодня крайне востребованы работодателями как в российской, так и зарубежной среде, поскольку позволяют специалисту выполнять прямые профессиональные обязанности наиболее продуктивно [11]. Совет Европейского союза отмечает, что ключевые компетенции необходимы каждому для личностной реализации и саморазвития, а также приводит восемь групп ключевых компетенций, среди которых обнаруживаются способности, связанные с действием в различных коммуникативных ситуациях [14]. Помимо прочих, в педагогической науке с начала XX века находит своё отражение феномен презентационной компетентности, определяемый как «интегративная динамическая личностная характеристика индивида, выражающаяся в способности результативно представлять себя, свои идеи, а также достижения личной и коллективной профессиональной деятельности с вовлечением всех доступных сенсорных возможностей аудитории для установления деловых связей, получения ресурсов и достижения экспертного одобрения» [3].
Значимость презентационной компетентности как неотъемлемой ключевой личностной характеристики, составляющей портфель компетенций современного специалиста, раскрывается в психолого-педагогических исследованиях.
В статье Sümer et al. говорится, что презентационная компетентность формируется ещё в раннем школьном возрасте, но впоследствии имеет тенденцию к постоянному совершенствованию [12], и это положение подтверждается в диссертации Van Ginkel, где презентационная компетентность называется одной из ключевых для профессионала с высшим образованием [13].
Н.М. Полетаева и Е.А. Борисова определяют «профессиональную презентационную компетентность», которая помогает специалисту привлечь внимание аудитории к своему публичному представлению, и тем самым повысить его результативность [8].
Н.В. Мартынова отмечает, что молодым профессионалам необходимо уметь грамотно выстраивать публичный имидж с помощью овладения принципами, стратегиями, тактиками и техниками самопрезентации [6].
С.В. Васильева утверждает, что успешность презентации себя и своих идей влияет в целом на процесс коммуникации как в профессиональной, так и личностной сфере, что в свою очередь определяет гармоничность развития индивида [1].
Мир неопределенности и стремительных изменений формирует поле профессионального взаимодействия, в котором современному специалисту необходимо иметь набор компетенций, связанных с проведением коммуникации, обеспечивающих его конкурентоспособность, а также личную и коллективную результативность деятельности. Образовательная система, как передовая, развивающаяся интенсивнее материальных систем, имеет опережающую направленность по отношению к личностным характеристикам обучающихся и создает условия для формирования у выпускников ключевых компетенций, востребованных обществом, работодателем и государством. В числе прочих портфель ключевых компетенций специалиста XXI века обогащает презентационная компетентность, значимость формирования которой подтверждается в актуальных отечественных и зарубежных тематических работах.