РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ
Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ
THE ROLE OF THE TEACHER IN DEVELOPING THE MUSICAL-IMAGINATIVE THINKING OF THE PERFORMER
Liliya Seitmulina
Master of Arts, Kazakh National University of Arts, Kazakhstan, Astana
Аннотация. Педагог играет ключевую роль в создании условий для раскрытия потенциала ученика и его способности к глубокой интерпретации музыкальных произведений. Статья подчеркивает важность эмоциональной отзывчивости и творческого подхода в обучении музыке, что является основой для становления полноценного музыканта.
Abstract. The teacher plays a key role in creating conditions for the student’s potential to be revealed and their ability to deeply interpret musical works. The article emphasizes the importance of emotional responsiveness and a creative approach in music education, which serves as the foundation for the development of a complete musician.
Ключевые слова: музыкально-образное мышление, музыкальное образование, творческий процесс, восприятие музыки, развитие воображения, музыкальная педагогика.
Keywords: musical-visual thinking, music education, creative process, music perception, imagination development, music pedagogy.
Основной составляющей исполнения музыкального произведения является звуковой образ, связанный с акустическими характеристиками инструмента (высота и длительность музыкальных звуков, тембр, объем, вибрации и т.д.). Но говоря об образности мышления исполнителя, мы подразумеваем что конкретно используется для раскрытия идеи музыкального сочинения. Для интерпретации произведения конкретный человек использует себя как целостную личность, прибегая к своему воображению, характеру, темпераменту, воли. Поэтому наше внимание обращено не к самому музыкальному произведению, а к личности музыканта-исполнителя. Задача педагога – эту личность раскрыть [2, с. 31].
Музыкально-педагогическая деятельность включает в себя не только обучение игре на музыкальном инструменте, но и воспитание эстетического вкуса учащихся, раскрытие воображения и эмоций. Музыкально-образное мышление – это способность воспринимать музыку не как набор звуков, а как целостный образ, который вызывает эмоциональные, чувственные и интеллектуальные реакции. Оно помогает лучше понять музыкальное произведение, ощутить его внутреннюю структуру, выявить динамику и смысл. Музыкально-образное мышление и эмоционально-эстетическая сторона исполнителя взаимосвязаны. Педагог должен способствовать формированию и развитию личности учащегося, тем самым развивая его интеллект, индивидуальные способности, формируя его сознание, развивая мышление. Музыкальное мышление формируют духовные, нравственные качества исполнителя. Происходит саморефлексия, проявление духовной красоты личности музыканта.
Натаскивание определённых навыков и умений игры на инструменте – это малоэффективный путь обучения. Установка на творчество должна присутствовать с первых занятий музыкой. Для доминирования творческой атмосферы на уроках, преподаватель должен активно включать ученика в учебный процесс, создавая тем самым все условия, направленные для развития художественно-образного мышления учащегося.
Педагог в процессе обучения играет ключевую роль в формировании музыкально-образного мышления у молодого исполнителя. Наставник своим примером демонстрирует, как эмоционально переживать музыку, интерпретировать её и доносить до слушателя. Его профессионализм, педагогическая интуиция вдохновляют ученика на постижение глубинного смысла музыкального искусства. Педагогический вклад включают не только обучение техническим аспектам игры на инструменте, но и развитие воображения, творческого подхода, способности к интерпретации музыкальных произведений. Это предполагает выполнение следующих задач:
1. Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Для того чтобы музыкально-образное мышление развивалось, необходимо, чтобы ученик научился воспринимать музыку не только через технические категории, но и через эмоциональные переживания. Объясняя, как различные элементы музыки (темп, динамика, ритм) могут вызывать те или иные ассоциации и образы, педагог помогает ученику развивать способность эмоционально откликаться на музыку, понимая её настроение, характер и драматургию.
2. Визуализация и использование ассоциаций
Педагог может использовать методы визуализации, предлагая ученику представить музыку как живые образы, стимулируя тем самым воображение ученика, предлагая ассоциации, аналогии с литературными, визуальными или жизненными образами, которые помогают лучше понять содержание музыки. Например, ученику можно предложить представить, что происходит в природе или в жизни людей во время исполнения определённого произведения. Это способствует формированию ассоциативных связей между музыкой и визуальными образами, что расширяет горизонты восприятия музыки и помогает глубже понять её смысл.
3. Развитие творческих способностей
Музыкально-образное мышление связано с творчеством и импровизацией. Педагог, поощряя учащегося к творческим экспериментам и интерпретациям, помогает развить его способность создавать уникальные образы через музыку. Например, педагог может предложить ученику экспериментировать с темпом, динамикой или интерпретацией произведения, чтобы вызвать различные эмоциональные отклики.
4. Анализ музыкальных произведений
Для глубокого понимания музыкального произведения, а значит, и формирования музыкально-образного мышления, важно проводить с учениками детальный анализ музыкальных произведений. Педагог может научить ученика выделять ключевые моменты композиции, такие как тема, гармония, тембр, ритм, и анализировать, как эти элементы взаимодействуют для создания целостного образа. Учитель должен вводить учащегося в процесс осмысления структуры, интонаций и смысловых акцентов, которые определяют художественный образ произведения [1, с. 128].
Следует отметить, что формирование музыкально-образного мышления связано с рядом сложностей, которые педагог должен учитывать:
- Различие в уровнях восприятия учеников. Каждый ученик обладает уникальными способностями и эмоциональным восприятием, что требует индивидуального подхода.
- Отсутствие достаточной мотивации. Иногда ученики не проявляют интереса к глубокому анализу музыкальных произведений, и задача педагога — пробудить их интерес.
- Ограниченность времени на уроках. Зачастую учебное время ограничено, и педагогам приходится искать баланс между технической подготовкой и развитием музыкального мышления [3, с. 65].
Эффективное взаимодействие педагога и ученика строится на доверии и открытости. Педагог должен уметь слушать и понимать мысли и эмоции ученика, чтобы направлять его в нужное русло, но не подавлять его индивидуальность. Это взаимодействие позволяет формировать у ученика уверенность в своих творческих силах и стимулирует его желание работать над углубленным восприятием музыки [4, с. 82].
Целенаправленное совершенствование музыкального мышления является неотъемлемой частью развития личности в целом, открывая неограниченные возможности для развития творческих способностей и формирования духовной культуры человека. Роль педагога в формировании музыкально-образного мышления музыканта невозможно переоценить. Он не только обучает техническим навыкам, но и способствует развитию восприятия, воображения и творческого подхода. Именно через такие методики обучения и взаимодействия педагог помогает ученику осваивать музыку как искусство, которое выходит за пределы нот и аккордов, открывая перед ним богатство образов и эмоций. Только через развитие музыкально-образного мышления музыкант может достичь высокого уровня мастерства и полноценно выражать свои внутренние переживания через музыку.