Нейросетевая педагогика как новый подход к теоретической педагогике
Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Нейросетевая педагогика как новый подход к теоретической педагогике
Neural network pedagogy as new way to theoretical pedagogy
Grigoriy Zakharov
Teacher Training Institute of Irkutsk State University, Russia, Irkutsk
Аннотация. Нейропедагогика включает в себя разработки теории машинного обучения и нейрофизиологии, чтобы усовершенствовать теорию педагогики.
Abstract. Neural network pedagogy include deep learning and neurophisiology progress to improve pedagogical theory.
Ключевые слова: нейросеть; нейропедагогика
Keywords: neural network; neuropedagogy
В конце XX - начале XXI века на стыке кибернетики, нейробиологии, педагогики и ряда других наук стала возникать концепция под названием “нейропедагогика”.
Возникновение её тесно связано с изучением человеческого мозга и появлением теории нейронных сетей.
Начиная с середины XX века в кибернетике и информатике активно изучалась и решалась проблема машинного (теоретического) обучения. К концу XX века решения этой проблемы сформировали теорию нейронных сетей.
Если попытаться объяснить её популярно, то нейронные сети - схемы, состоящие из соединенных между собой нейронов.
Нейрон в теории нейросетей - условный элемент, имеющий некоторое количество входов и один выход и принимающий определенные состояния. Входы имеют название “синапс”, значение функции состояния нейрона зависит от параметров на входах и удельных весов каждого входа и обычно его представляют как ответ на некоторый вопрос в диапазоне от “нет”(0) до “да”(1).
Рисунок 1. Нейрон [1]
Рисунок 2. Функция нейрона (примеры) [3]
Ключевой особенностью нейрона, что и привела эту модель к использованию в машинном обучении, является то, что нейрон может быть обучен отвечать на этот произвольный вопрос. Например - при подаче на входы различных изображений верно отвечать на вопрос «есть ли там человек?» в зависимости от того, есть там человек или нет.
Обучением нейрона называется процесс расстановки удельных весов синапсов нейрона. Это происходит в режиме обучения нейрона, в котором при подаче на входе нейронов некоторого набора данных, для которых заранее известно значение функции нейрона (положительное либо отрицательное), соответственно положительно или отрицательно изменяются удельные веса соответствующих синапсов (см. рис.1, w1-wn).
После обучения нейрона его можно использовать для, например, распознавания образов - значение функции нейрона будет тем выше, чем ближе данные на входе к обучающим данным. В режиме использования веса синапсов используются и не изменяются.
В случае с нейросетью, состоящей из многих нейронов, обучение и применение их от случая с одиночным нейроном отличаются незначительно. Стоит упомянуть только наличие в этом случае скрытых слоёв между входным и выходным нейронными слоями.
Рисунок 3. Нейросеть из трёх слоёв со скрытым слоем [1]
Более популярно работа и применение искусственных нейронных сетей показаны в статьях [1-4].
Мозг человека, как и нервная система любого животного, является нейронной сетью, состоящей из аналоговых нейронов.
Рисунок 4. Нейрон человеческого мозга
Аналогично нейронам искусственным, нейроны естественного происхождения имеют функцию состояния, входы и выход, могут обучаться, но есть ряд характерных особенностей, которые кардинально изменяют задачу обучения:
1. У естественных нейронов нет выделенного режима обучения. Режим обучения и режим работы у естественных нейронов слиты воедино, и поэтому можно даже сказать о сравнении естественных нейросетей с квантовыми объектами - любое измерение/воздействие изменяет состояние (обученности нейрона).
2. Сейчас нет инструментов, позволяющих напрямую считать состояния и удельные веса синапсов нейронов естественной нейросети. Значения на входах и выходах естественных нейросетей вводятся и выводятся через промежуточные нейросети органов чувств и исполнительных механизмов, в частности, речевого и опорно-двигательного аппаратов.
3. Обучение естественной нейросети точно так же, как и искусственной, оказывается связанным с поощрением и наказанием, точнее, положительными и отрицательными стимуляциями, а именно - обозначением верных и неверных обучающих данных соответственно.
4. В отличие от обычно жёстко заданных структурно искусственных нейросетей, естественные нейросети умеют изменять собственную конфигурацию в некоторых пределах. В частности через соединение близких нейронов дендритными выростами.
Эти отличия приводят к ряду интересных следствий.
Поговорим об этих следствиях.
Первое следствие. ЦНС человека и его мозг в частности имеет смысл рассматривать как набор разнообразных нейросетей, по-разному обученных и с разнообразными целевыми задачами - а также отличающихся исходной структурой, чьё развитие зависит от генетики и эпигенетических факторов (т. н. врожденные особенности).
Второе следствие. Воспитание, образование и обучение ребёнка есть лишь различные наборы данных. Обучение ребёнка при нейропедагогическом подходе совпадает практически с определением обучения нейросети. Отдельно сформулировать это можно следующим образом:
· Обучение естественной нейросети есть ввод известных наборов данных с практически однозначно соответствующими и известными значениями функций состояния нейросетей, при котором близость получаемого значения функции состояния к заранее известному стимулируется положительно, а удаление - отрицательно.
· Воспитание есть обучение нейросетей на всей поступающей извне информации.
· Образование есть обучение ребёнка конкретными наборами данных, направленное на получение им знаний, умений и навыков.
Третье следствие. Относительно четвертой особенности стоит заметить, что подвижность биологических нейронов может приводить не только к качественному росту нейронной сети, но так же и к качественной же её деградации - потере обученности. Другой же особенностью человеческого мозга является рост числа нейронов до 7 лет и последующее снижение числа нейронов к старости, достигающее половины от исходной величины [5], что отрицательно сказывается на возможности обучения и переобучения. Возрастные изменения даже более характерны, поскольку с возрастом теряются не только нейроны, но и возможности связей между ними [6].
Четвертое следствие. Очень интересен тот факт, что измерение обученности нейросети возможно только через отклик самой нейросети, и сам факт измерения чего-либо изменяет нейросеть.
Из этого же вытекает особенность памяти нейросети, памяти человека. Можно провести параллели с т. н. DRAM - динамической памятью современных компьютеров, а именно: в памяти типа DRAM значения в ячейках памяти обновляются, перезаписываются каждый такт. Аналогия же в том, что память нейросетей так же обновляется - но не периодическим сигналом, а при повторных обращениях к одному и тому участку нейросети. Без такого обновления информация в памяти понемногу теряется, для компьютерной памяти DRAM это наносекунды, для памяти живых нейросетей это может составлять год и более.
В настоящем времени нейропедагогика как наука только начинает развиваться, и выделяют отдельно нейрообучение, нейропедагогику, нейродидактику (примеры см. [7-9]), и вариант, описанный здесь, лишь один из списка частных подходов к проблеме формулирования данной перспективной науки.
Но осознанно понимать принципы обучения живых нейросетей необходимо каждому, поскольку обучающиеся нейросети - это все вокруг нас, в том числе и мы сами.