Статья:

Инновационные технологии в профессионально-техническом образовании

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Калиниченко Е.Д. Инновационные технологии в профессионально-техническом образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 29-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновационные технологии в профессионально-техническом образовании

Калиниченко Елена Дмитриевна
докторант, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным. В статье речь идет об инновационных технологиях в системе профессионально-технического образования. Уточнена роль инноваций в образовательном процессе и рассмотрено определение инновационных технологий.

 

Ключевые слова: инновации; технологии обучения; учебный процесс; информационно-коммуникационные технологии; совершенствование учебного процесса.

 

Цифровые технологии развивается семимильными шагами, технологии, ориентированные на образование, не могут и не должны отставать. Однако, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему профессионально-технического образования (ТиПО) представляет собой сложную инновацию. Прежде всего потому, что ТиПО ориентировано на трудовую деятельность и традиционно не академическое. Часто это ручной труд или практические занятия, связанные с определенной профессией или ремеслом. Очень часто профессиональные колледжи редко имеют актуальные ресурсы для обучения студентов, не могут позволить себе современное оборудование, необходимое для подготовки выпускников, готовых к работе, поэтому они начинают все больше полагаться на стажировки, которые позволяют студентам найти возможность для развития квалификации, с последующим трудоустройством [3]. Такая ситуация препятствует значительному обновлению и инновациям, которые могут оказаться необходимыми для оказания влияния на профессионально-техническое образование во многих колледжах. Кроме этого текущее состояние ТиПО приводит к институциональной политике, согласно которой инновации в обучении требуют массовых изменений в педагогическом измерении структуры обучения, полностью поддерживаемой технологическими устройствами в благоприятной атмосфере процессов обучения и преподавания. С другой стороны, мастера производственного обучения и преподаватели предметов профессионального цикла играют жизненно важную роль в реализации учебной программы и развитии грамотности посредством контекстных проектов, культурного просвещения и разработки учебных программ. Они должны интегрировать методы электронного обучения в учебные программы и найти способы подтверждения обучения, достигнутого с помощью технологий в  информационной среде. В то же время, возможно, потребуется создать новые инструменты, чтобы гарантировать, что обучение с использованием технологий, выходящих за рамки профессионального образования, будет подтверждено, а также для поощрения учащихся к более активному участию в открытой практике. Эти новые инструменты должны соответствовать принципам профессионально-технического образования. Таким образом, сектор ТиПО страдает от замедленного роста, в то время как мир технологий совершенствуется с каждым днем не по дням, а по часам.

Все инновации в области образования связаны с внедрением передового образовательного опыта. Образовательный процесс, занимающий видное место в современной науке, направлен на привитие учащимся знаний, умений, навыков и формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию. Улучшения, предпринимаемые в образовании, должны продвигаться в учреждениях учебных заведений, и следует учитывать, являются ли они простыми эфемерными улучшениями, которые быстро забываются, или изменениями, в которых приобретается опыт, развивающими эффективные преобразования, которые оставляют видимыми образовательные инновации. В сфере образования важно учитывать улучшение институционального развития, которое подразумевает использование адекватных стратегий обучения, методов и ресурсов для передачи содержания, то есть осмысленного обучения, которое позволяет усваивать информацию, развивая идеи, которые способствуют к решению проблем [1]. 

Образовательные технологии — это область знаний, относящаяся к моделям построения, реализации и оценки всего образовательного процесса с учетом целей обучения. Она основана на результатах исследований процессов обучения людей, использующих как человеческие, так и материальные ресурсы. Цель технологии обучения — обеспечить рост эффективности учебного процесса. Технологию обучения нужно понимать как неотъемлемую часть постоянной и комплексной деятельности, целью которой является повышение эффективности совместной деятельности учеников и учителей, в которой технические средства играют важную роль. Здесь важно помнить, что технология в образовании не ограничивается несколькими механическими аксессуарами, она воплощает рациональную концепцию построения обучающей системы, основанной на современных средствах передачи информации.

Простота, мониторинг и адаптация пользователей — вот основные аспекты, на которых образовательные технологии могут сосредоточиться для создания новых инструментов и новых методов работы в системе ТиПО. Учитель должен уметь определять образовательные ресурсы, которые лучше всего соответствуют его целям обучения, группе учащихся и их стилю преподавания.

Дидактический ресурс — это любой материал, подготовленный с целью облегчить работу учителя и, в свою очередь, ученика. Следовательно, дидактические ресурсы — это те материалы или инструменты, которые полезны в образовательном процессе [2].  Следует подчеркнуть, что помимо содействия в учительской работе, они делают процесс обучения более доступным для студента, так как через эти ресурсы учитель имеет возможность представления знаний в более тесном и более конкретизированном пути к студентам.

Основные функции образовательных ресурсов можно резюмировать в следующих пунктах:

- Они способствуют обучению студентов, предоставляя им информацию.

- Являются руководством к обучению, поскольку помогают учителю систематизировать информацию, которую он хочет передать.

- Они помогают тренировать и развивать навыки, поскольку они обеспечивают среду для самовыражения учащихся, либо путем заполнения формы посредством беседы, в которой учащийся и учитель взаимодействуют, либо посредством ролевых игр.

- Пробуждают мотивацию, усиливают ее и вызывают интерес к ее содержанию.

- Позволяют оценивать знания учеников в любое время, так как обычно содержат серию вопросов, чтобы ученик задумался.

К сказанному следует добавить, что с появлением новых технологий в класс вошли многочисленные образовательные ресурсы, облегчающие работу учителя.

Так называемые образовательные ресурсы технологических сред состоят из цифровых досок, различных приложений, цифровых книг, планшетов, мобильных телефонов и Интернета. Для использования этих инструментов требуется идеальная среда. Это может быть либо класс с компьютерами на каждого студента, либо класс с компьютером и проектором, либо класс с цифровой доской, либо класс с планшетом или мобильным телефоном на каждого студента [5]. И мы не можем забывать, что фундаментальным аспектом для правильного использования этих ресурсов является хорошее подключение к Интернету вместе с мощной сетью Wi-Fi.

Новизна и привлекательность этих ресурсов состоит в доступе к аутентичным и реальным материалам, необходимым для изучения любых предметов, в том числе и профильных. Это также позволяет адаптировать содержание к различным уровням и потребностям студентов, дифференцируя их как по степени сложности, так и по интересам. При использовании средств массовой информации, которые очень близки учащимся, обучение становится более увлекательным и легким для усвоения, поскольку они позволяют им чувствовать себя отождествленными с предметом или вовлеченными персонажами. Точно так же они позволяют студенту выражать себя более спонтанно и свободно, что невозможно в других случаях, когда он должен следовать строгой структуре, в которой его ответы могут быть только «правильными» или «неправильными», без места для собственного мнения.

Однако до применения данных технологий учитель должен хорошо изучить, какими технологическими ресурсами он располагает, среду, в которой они работают, и действительно ли они адаптированы к учебным целям. Не следует забывать, что для того, чтобы найти соответствующие дидактические ресурсы, необходимо четко понимать, чему вы хотите учить, а затем четко и прямо систематизировать информацию. Материалы должны быть привлекательными, так как ключ к успеху лежит в первом контакте со студентом. Кроме того, важно помнить о важности близости ресурса. Другими словами, ресурс должен быть известен и доступен студенту. С одной стороны, ресурс должен иметь приятный внешний вид для учащегося, что, в свою очередь, позволяет ему быстро увидеть предмет, о котором идет речь, и тем самым создавать для него привлекательный стимул. С другой стороны, очень важно, чтобы учащийся знал ресурс и знал, как с ним обращаться.

С внедрением технологических ресурсов в образование, преподавание сделало гигантский шаг вперед, предоставив учителям средства, о которых они не мечтали несколько лет назад, но которые, тем не менее, создают ряд проблем для учителей из различных областей, которые имеют к лицу. Сами технологические ресурсы развиваются с такой скоростью, что преподаватель находится в процессе постоянного обучения, чтобы, с одной стороны, идти в ногу с развитием образования, а с другой — оценивать и развивать эти дидактические ресурсы, применимые к их педагогической работе. Не стоить забывать и о том, что очень важно, чтобы они чувствовали себя комфортно при использовании технологических ресурсов, учитывая, что в настоящее время студенты очень хорошо управляются в цифровой сфере. Хотя использование цифровых обучающих инструментов не следует путать с информационным шумом.

При инновационном образовании управление учебным процессом организовано так, что педагог играет роль проводника (наставника). Помимо классической версии, студент может выбрать дистанционное обучение, что экономит время и деньги. Меняется позиция студентов относительно варианта обучения, они все чаще выбирают нетрадиционные виды знаний. Приоритетной задачей инновационного образования является развитие аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки эффективности инновационной деятельности на высшем уровне учитываются следующие блоки: педагогико-методический, организационно-технический. К работе привлекаются эксперты - специалисты, умеющие оценивать инновационные программы [4].

Что касается вклада цифровых технологий в образование, исследования показывают, что нет никакой связи между использованием цифровых технологий и успеваемостью учащихся. С другой стороны, существует взаимосвязь между цифровыми инвестициями и более инновационными и эффективными образовательными стратегиями. Возникает вопрос о внедрении цифровых технологий в плане обновления педагогической практики. Эти новые педагогические методы требуют большей модульности, частой смены деятельности, групповой работы, включающей активности учеников и экспериментирование. Осуществление активной педагогики также включает сотрудничество между учителями, обмены и встречи с внешними партнерами, создание подходящих пространств и выделенного времени для этой деятельности.

Заключение. Образовательная среда технического и профессионального образования находится в процессе перехода. Общество переходит от индустриального мышления к полностью компьютеризированному подходу. Повседневная жизнь людей меняется, и они сталкиваются с новыми инструментами, которые заставляют исчезнуть старые методы осуществления деятельности. Примером этого является успех онлайн-покупок, а также подход к компаниям через социальные сети. Такое повседневное взаимодействие с технологиями изменило мир и, следовательно, методы обучения. Профессионально-технические колледжи должны отказаться от старых парадигм, которые готовят людей к миру, который перестает существовать, то есть к индустриальному обществу. Технологическое развитие принесло с собой изменение менталитета и, следовательно, переход к самой структуре образовательного поля, люди уже готовятся к цифровой эпохе, и есть рабочие места, о которых раньше нельзя было и мечтать.

Очень важно иметь образовательную систему, основанную на образовательных технологиях, которая охватывает и обеспечивает решение человеческих потребностей для проблем настоящего. Необходимо развивать обучение, ориентированное не на запоминание, а на анализ, концентрацию и принятие решений. Образовательные технологии представляют собой простые и адаптируемые инструменты к потребностям учащихся и общества, в котором они развиваются. Несмотря на все преимущества, техническое образование всегда ограничивалось ограниченным количеством учебных заведений. И хотя для этого есть много причин, например, более низкий спрос на этот вид образования по сравнению с традиционным школьным обучением, существует также проблема затрат, из-за которых содержание профессионально-технических колледжей намного дороже, чем обычных школ.

 

Список литературы:
1. Далингер В.А. Инновационные педагогические технологии – проводники новых образовательных стандартов // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 167-169; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4887 (дата обращения: 22.02.2021).
2. Кантюкова Э.А. Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <ahref="https://scienceforum.ru/2017/article/2017031484">https://scienceforum.ru/2017/article/2017031484</a> (дата обращения:  22.02.2021 ).
3. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза. [Текст]: методическое пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. – 237 с.
4. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А. В. Хуторской. 2-е изд. стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – С. 229-244.
5. Шадрин, А. Н. Коллективный способ обучения. Методика и теория [Текст] /А. Н. Шадрин. – Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1993. – С. 21-24.