Особенности эмоционального развития дошкольников на занятиях хореографией в танцевальном коллективе
Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Особенности эмоционального развития дошкольников на занятиях хореографией в танцевальном коллективе
Актуальность выбранной тематики обосновывается тем, что эмоциональность исполнения любой хореографической постановки является важнейшим компонентом зрелищности в танце – обеспечивается энергетическим посылом танцора, вовлекающим зрителей в действие и делающим их соучастниками происходящего. При этом направленность эмоций танцора может быть различной: 1) на себя, свое исполнение, свои удачи и промахи; 2) на зрителя, желание привлечь его внимание; 3) на создание эмоционально-двигательного образа.
Разная направленность эмоций у детей на занятиях хореографией и во время выступления обуславливает разный содержательный уровень их выразительности. Что же касается эмоциональности и раскованности, то дети в младшем возрасте достаточно непосредственны и открыты и даже если случается, что в группе есть ребенок или даже несколько детей эмоционально зажатых, они легко раскрываются в игре. Здесь же и вырисовывается одна из важнейших задач педагога: сохранение и дальнейшее развитие эмоциональной свободы, умения выразить чувства и образность в танце. В современной педагогике взят курс на формирование эмоционально образованной, творческой личности, адекватно реагирующей на стремительные изменения в мире и соответствующей современным требованиям жизни. Психологи и педагоги указывают на тесную связь мышления, интеллекта и эмоциональных процессов; уровень эмоционального развития непосредственно влияет на формирование личностных черт, интеллектуальное и социальное развитие человека. Приоритетным направлением развития современного образования является сохранение физического и психического здоровья детей. Всеобще известно, что дошкольное детство - период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Уделяя внимание физическому здоровью детей, и их безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье, эмоциональном благополучии детей. Анализируя целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, можно отметить особую актуальность формирования социально-личностных качеств ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, у дошкольника формируются любознательность и эмоциональная отзывчивость, он узнает способы общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, у него развиваются способности управлять своим поведением, планировать действий, умения решать интеллектуальные и личностные задачи. То есть у ребенка должны быть развиты познавательные, коммуникативные и регуляторные способности, что невозможно без развития эмоциональной сферы [1]. Показателями эмоционального благополучия человека являются: нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Э. Эриксоном в качестве условий обеспечения эмоционального благополучия были выделены следующие: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, умение создавать близкие отношения, умение проявлять активность.
Из научной литературы (Л.С. Выготский, А.Д. Кошелева и др.) известно, что наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание, особую роль при котором имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. В нашем случае это игровая и музыкально-эстетическая деятельность.
На базе МБОУ «Гимназия № 8» г. Энгельса, в танцевальном коллективе «Арабески» должны проводится занятия для детей старшего дошкольного возраста, задачами которого будет является: формирование «умных» эмоций, умение выражать свои эмоции, приобщение к эстетической культуре. Затруднение будет заключатся в подборе более надежных и валидных методов диагностики, раскрывающих эффективность выполнения поставленных задач, отсутствие координации взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя по данному вопросу. В результате анализа работы кружка и потребности дошкольного учреждения в дополнительной деятельности по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о необходимости доработки программы танцевального коллектива «Арабески», и сопровождения данной работы педагогом-психологом.
Четко определив цель экспериментальной деятельности – формирование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста средствами дополнительного образования по хореографии и психологического сопровождения, мы приступили к решению следующих задач:
1. совершенствовать авторскую программу дополнительного образования по хореографии «Арабески», и обеспечить ее психологическим сопровождением;
2. создать оптимальные условия для реализации деятельности по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
3. привлечь родителей к обеспечению эмоционального благополучия детей с помощью нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Эксперимент предполагает организацию работы по обновленной программе дополнительного образования (кружка) по хореографии «Арабески» для детей старшего дошкольного возраста. Деятельность кружка включает в себя: занятия по ритмики, хореографические уроки, музыкально-хореографические досуги, развлечения с использованием классических, современных, народных и релаксационных музыкальных произведений, с применением интерактивной музыкальной системы (бесконтактного музыкального инструмента на основе высокотехнологичного и безопасного лазерного контроллера) Beamz BZ. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня, длительностью – каждое не более 30 минут. Психологическое сопровождение работы танцевального коллектива заключается в проведении диагностики, групповых и индивидуальных занятиях с детьми, включающие песочную терапию (с применением кинестетического песка и игровых модулей), игротерапию, арт-терапию (сказкотерапию, изотерапию), коррекционно-развивающие занятия (с применением настольного аквариума, оснащенного инновационным осветительным модулем LEDDY SMART, светового куба). Педагогом-психологом проводятся консультации педагогов и родителей в области обеспечения эмоционального благополучия детей. Родители привлекаются к работе по обеспечению эмоционального благополучия детей с помощью: родительских конференций, круглых столов, предоставления подобранной библиотеки по вопросам эмоционального развития ребенка, «анонимной почты». Учитывая занятость родителей, разбор волнующих тем может происходить на персональной странице каждой возрастной группы в сети интернет (с возможностью обратной связи), а также на персональном сайте педагога-психолога дошкольного учреждения.
Выполнив задачи подготовительно-информационного и подготовительно-документального этапов экспериментальной деятельности, мы приступили к основному этапу: организуем работу в соответствии с разработанным планом; ведем обязательную документацию - дневник экспериментальной работы; проводим мониторинг на начало и конец учебного года, при необходимости (решении экспериментальной группы) в середине учебного года; анализируя данные полученные в результате мониторингов, вносим коррективы в ход экспериментальной деятельности; подготавливаем отчетную документацию.
По окончанию экспериментальной деятельности, ожидаем получить следующие результаты:
· устойчивые показатели эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, выражающихся в преобладании стабильно положительного эмоционального состояния воспитанников, адекватной самооценки, проявлении активности, стремлении детей к конструктивному характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
· расширение организационно-методических условий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах эмоционального благополучия детей; - разработка нового методического продукта по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Также ожидается эффект:
· успешная социализация детей, и повышение уровня достижений воспитанников с общим недоразвитием речи, как следствие эмоционального благополучия;
· установление более тесной и продуктивной взаимосвязи в системе «педагог-ребенок-родитель».
По результатам промежуточного мониторинга, через год после начала экспериментальной работы, можно констатировать положительные перемены в эмоциональном состоянии детей старшего дошкольного возраста, посещающих танцевальный коллектив «Арабески».
В ходе исследования нами были выделены закономерности эмоционального развития: а) эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития; б) деятельность – основа эмоционального развития; в) эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности; г) онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития; д) на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).
В старшем дошкольном возрасте повышается точность распознавания базовых эмоций по лицевой экспрессии, а внешнее проявление эмоционального состояния человека становится своеобразным объектом познания и побуждает детей к поиску причин его возникновения. Более высокая точность опознания лицевой экспрессии по схематическим изображениям в сравнении с фотографическими аналогами объясняется большей степенью обобщенности признаков отображаемых эмоций.
Перед родителем и его ребёнком существует огромный выбор хореографических коллективов, которые различаются и по своим видам, и по своим жанрам. Ребёнок может выбрать тот хореографический кружок, студию, или школу, которая ближе ему по содержанию и пониманию.
Хореографическое искусство способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Занятия танцевальным видом искусства приносят детям широкий диапазон эмоциональных переживаний, связанных с творческим преодолением трудностей. Через хореографию закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой хорошего, плохого, красивого, уродливого. Дети – это особая категория людей, особая субстанция. Все они индивидуальны, каждый со своим характером. Они очень эмоциональные и легко ранимые. Важно поощрять творческую инициативу детей, подростков и взрослых участников коллектива в желании и осуществлении задуманного. И нередко, включившись в творческую хореографическую атмосферу, активно занимаясь с руководителем аналитической работой для грамотного понимания содержательной стороны танцевального искусства, участники ансамбля выбирают профессию хореографа.
Проведенное исследование на базе танцевального коллектива «Арабески» показало на констатирующем этапе, что дети в своем большинстве имеют положительное отношение к овладению хореографическим искусством как средству их эмоционального развития (неустойчивый уровень развития), при этом показатели когнитивного и деятельностно-творческого критериев находятся на более низком уровне (начальный) эмоционального развития. Было предложено, что психологическое сопровождение работы танцевального коллектива должно заключатся в проведении диагностики, групповых и индивидуальных занятиях с детьми, включающие песочную терапию (с применением кинестетического песка и игровых модулей), игротерапию, арт-терапию (сказкотерапию, изотерапию), коррекционно-развивающие занятия (с применением настольного аквариума, оснащенного инновационным осветительным модулем LEDDY SMART, светового куба). Педагогом-психологом проводится консультации педагогов и родителей в области обеспечения эмоционального благополучия детей.
По окончанию экспериментальной деятельности, ожидаем получить следующие результаты:
· устойчивые показатели эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, выражающихся в преобладании стабильно положительного эмоционального состояния воспитанников, адекватной самооценки, проявлении активности, стремлении детей к конструктивному характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
· расширение организационно-методических условий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
· внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах эмоционального благополучия детей;
· разработка нового методического продукта по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.