Статья:

Особенности эмоционального развития дошкольников на занятиях хореографией в танцевальном коллективе

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Осипова Д.В., Рахимбаева И.Э. Особенности эмоционального развития дошкольников на занятиях хореографией в танцевальном коллективе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 30-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности эмоционального развития дошкольников на занятиях хореографией в танцевальном коллективе

Осипова Дарья Васильевна
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Институт искусств, РФ, г. Саратов
Рахимбаева Инга Эрленовна
профессор, директор, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Институт искусств, РФ, г. Саратов

 

Актуальность выбранной тематики обосновывается тем, что эмоциональность исполнения любой хореографической постановки является важнейшим компонентом зрелищности в танце – обеспечивается энергетическим посылом танцора, вовлекающим зрителей в действие и делающим их соучастниками происходящего. При этом направленность эмоций танцора может быть различной: 1) на себя, свое исполнение, свои удачи и промахи; 2) на зрителя, желание привлечь его внимание; 3) на создание эмоционально-двигательного образа.

Разная направленность эмоций у детей на занятиях хореографией и во время выступления обуславливает разный содержательный уровень их выразительности. Что же касается эмоциональности и раскованности, то дети в младшем возрасте достаточно непосредственны и открыты и даже если случается, что в группе есть ребенок или даже несколько детей эмоционально зажатых, они легко раскрываются в игре. Здесь же и вырисовывается одна из важнейших задач педагога: сохранение и дальнейшее развитие эмоциональной свободы, умения выразить чувства и образность в танце. В современной педагогике взят курс на формирование эмоционально образованной, творческой личности, адекватно реагирующей на стремительные изменения в мире и соответствующей современным требованиям жизни. Психологи и педагоги указывают на тесную связь мышления, интеллекта и эмоцио­нальных процессов; уровень эмоционального развития непосредственно влияет на формирование личностных черт, интеллектуальное и социальное развитие человека. Приоритетным направлением развития современного образования является сохранение физического и психи­ческого здоровья детей. Всеобще известно, что дошкольное детство - период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Уделяя внимание физическому здоровью детей, и их безопасности, нужно помнить, что столь же важно заботиться и о психическом здоровье, эмоциональном благополучии детей. Анализируя целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, можно отметить особую актуальность формирования социально-личностных качеств ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, у дошкольника форми­руются любознательность и эмоциональная отзывчивость, он узнает способы общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, у него развиваются способности управлять своим поведением, плани­ровать действий, умения решать интеллектуальные и личностные задачи. То есть у ребенка должны быть развиты познавательные, коммуни­кативные и регуляторные способности, что невозможно без развития эмоциональной сферы [1]. Показателями эмоционального благополучия человека являются: нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, воз­можность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Э. Эриксоном в качестве условий обеспечения эмоцио­нального благополучия были выделены следующие: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, умение создавать близкие отношения, умение проявлять активность.

Из научной литературы (Л.С. Выготский, А.Д. Кошелева и др.) известно, что наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание, особую роль при котором имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. В нашем случае это игровая и музыкально-эстетическая деятельность.

На базе МБОУ «Гимназия № 8» г. Энгельса, в танцевальном коллективе «Арабески» должны проводится занятия для детей старшего дошкольного возраста, задачами которого будет является: формирование «умных» эмоций, умение выражать свои эмоции, приобщение к эстети­ческой культуре. Затруднение будет заключатся в подборе более надежных и валидных методов диагностики, раскрывающих эффектив­ность выполнения поставленных задач, отсутствие координации взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя по данному вопросу. В результате анализа работы кружка и потребности дошкольного учреждения в дополнительной деятельности по форми­рованию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о необходимости доработки программы танцевального коллектива «Арабески», и сопровождения данной работы педагогом-психологом.

Четко определив цель экспериментальной деятельности – форми­рование эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста средствами дополнительного образования по хореографии и психологического сопровождения, мы приступили к решению следующих задач:

1. совершенствовать авторскую программу дополнительного обра­зования по хореографии «Арабески», и обеспечить ее психологическим сопровождением;

2. создать оптимальные условия для реализации деятельности по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;

3. привлечь родителей к обеспечению эмоционального благо­получия детей с помощью нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Эксперимент предполагает организацию работы по обновленной программе дополнительного образования (кружка) по хореографии «Арабески» для детей старшего дошкольного возраста. Деятельность кружка включает в себя: занятия по ритмики, хореографические уроки, музыкально-хореографические досуги, развлечения с использованием классических, современных, народных и релаксационных музыкальных произведений, с применением интерактивной музыкальной системы (бесконтактного музыкального инструмента на основе высоко­технологичного и безопасного лазерного контроллера) Beamz BZ. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня, длительностью – каждое не более 30 минут. Психологическое сопровождение работы танцевального коллектива заключается в прове­дении диагностики, групповых и индивидуальных занятиях с детьми, включающие песочную терапию (с применением кинестетического песка и игровых модулей), игротерапию, арт-терапию (сказкотерапию, изотерапию), коррекционно-развивающие занятия (с применением настольного аквариума, оснащенного инновационным осветительным модулем LEDDY SMART, светового куба). Педагогом-психологом проводятся консультации педагогов и родителей в области обеспечения эмоционального благополучия детей. Родители привлекаются к работе по обеспечению эмоционального благополучия детей с помощью: роди­тельских конференций, круглых столов, предоставления подобранной библиотеки по вопросам эмоционального развития ребенка, «анонимной почты». Учитывая занятость родителей, разбор волнующих тем может происходить на персональной странице каждой возрастной группы в сети интернет (с возможностью обратной связи), а также на персональном сайте педагога-психолога дошкольного учреждения.

Выполнив задачи подготовительно-информационного и подготовительно-документального этапов экспериментальной деятель­ности, мы приступили к основному этапу: организуем работу в соот­ветствии с разработанным планом; ведем обязательную документацию - дневник экспериментальной работы; проводим мониторинг на начало и конец учебного года, при необходимости (решении экспериментальной группы) в середине учебного года; анализируя данные полученные в результате мониторингов, вносим коррективы в ход экспери­ментальной деятельности; подготавливаем отчетную документацию.

По окончанию экспериментальной деятельности, ожидаем получить следующие результаты:

· устойчивые показатели эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, выражающихся в преобладании стабильно положительного эмоционального состояния воспитанников, адекватной самооценки, проявлении активности, стремлении детей к конструктивному характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

· расширение организационно-методических условий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

· внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах эмоционального благополучия детей; - разработка нового методического продукта по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Также ожидается эффект:

· успешная социализация детей, и повышение уровня достижений воспитанников с общим недоразвитием речи, как следствие эмоцио­нального благополучия;

· установление более тесной и продуктивной взаимосвязи в системе «педагог-ребенок-родитель».

По результатам промежуточного мониторинга, через год после начала экспериментальной работы, можно констатировать положитель­ные перемены в эмоциональном состоянии детей старшего дошкольного возраста, посещающих танцевальный коллектив «Арабески».

В ходе исследования нами были выделены закономерности эмоционального развития: а) эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития; б) деятельность – основа эмоционального развития; в) эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности; г) онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития; д) на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познава­тельные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).

В старшем дошкольном возрасте повышается точность распозна­вания базовых эмоций по лицевой экспрессии, а внешнее проявление эмоционального состояния человека становится своеобразным объектом познания и побуждает детей к поиску причин его возникновения. Более высокая точность опознания лицевой экспрессии по схематическим изображениям в сравнении с фотографическими аналогами объясняется большей степенью обобщенности признаков отображаемых эмоций.

Перед родителем и его ребёнком существует огромный выбор хореографических коллективов, которые различаются и по своим видам, и по своим жанрам. Ребёнок может выбрать тот хореографический кружок, студию, или школу, которая ближе ему по содержанию и пониманию.

Хореографическое искусство способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Занятия танцевальным видом искусства приносят детям широкий диапазон эмоциональных переживаний, связанных с творческим преодолением трудностей. Через хореографию закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой хорошего, плохого, красивого, уродливого. Дети – это особая категория людей, особая субстанция. Все они индивидуальны, каждый со своим характером. Они очень эмоциональные и легко ранимые. Важно поощрять творческую инициативу детей, подростков и взрослых участников коллектива в желании и осуществлении задуманного. И нередко, включившись в творческую хореографическую атмосферу, активно занимаясь с руководителем аналитической работой для гра­мотного понимания содержательной стороны танцевального искусства, участники ансамбля выбирают профессию хореографа.

Проведенное исследование на базе танцевального коллектива «Арабески» показало на констатирующем этапе, что дети в своем большинстве имеют положительное отношение к овладению хореогра­фическим искусством как средству их эмоционального развития (неустойчивый уровень развития), при этом показатели когнитивного и деятельностно-творческого критериев находятся на более низком уровне (начальный) эмоционального развития. Было предложено, что психологическое сопровождение работы танцевального коллектива должно заключатся в проведении диагностики, групповых и инди­видуальных занятиях с детьми, включающие песочную терапию (с применением кинестетического песка и игровых модулей), игротерапию, арт-терапию (сказкотерапию, изотерапию), коррекционно-развивающие занятия (с применением настольного аквариума, осна­щенного инновационным осветительным модулем LEDDY SMART, светового куба). Педагогом-психологом проводится консультации педагогов и родителей в области обеспечения эмоционального благополучия детей.

По окончанию экспериментальной деятельности, ожидаем получить следующие результаты:

· устойчивые показатели эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста, выражающихся в преобладании стабильно положительного эмоционального состояния воспитанников, адекватной самооценки, проявлении активности, стремлении детей к конструктивному характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

· расширение организационно-методических условий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

· внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах эмоционального благополучия детей;

· разработка нового методического продукта по формированию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Список литературы:
1. Андреенко Т.А., Алекинова О.В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 27-29.
2. Бабанова Е.Д. Психология управления эмоциями // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 322-354.
3. Востриков А.А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия. М.: МЕЗАППИ, 1998. 484с.
4. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1995. 145с.
5. Коврижкина Д.Г. Использование игр при обучении выражению эмоций (на примере эмоции радости) //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-1 (39). С. 78-81.
6. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. 418с.
7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1994. 326 с.
8. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. Кошелевой А.Д. М.: Просвещение, 2007. 269 с.