Статья:

Формирование представлений о защитниках родины у детей 7 года жизни

Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Филиппова Е.В., Усова Н.И. Формирование представлений о защитниках родины у детей 7 года жизни // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 38-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование представлений о защитниках родины у детей 7 года жизни

Филиппова Елена Васильевна
магистр, Оренбургский педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Усова Нелли Ильинична
кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье автор раскрывает проблему формирования представлений о защитниках родины у детей 7-го года жизни. Автор утверждает, что именно с дошкольного возраста следует знакомить детей с людьми, которые защищали нашу Родину в тяжелые годы.

 

Ключевые слова: «патриотизм», «патриотическое воспитание», «защитники Родины».

 

«Никто не забыт, ничто не забыто» – известные слова О. Берггольц, которые знает даже ребенок. Память народа из поколения в поколение передает подвиг нашего героев, который подарил нам мирное небо над головой. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание является процессом освоения, наследия и усвоения знаний и представлений личности о традиционной отечественной культуре своего народа, формирования отношения к стране и государству, где живёт человек [2, с.159].

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры своего края, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим [3, с.189].

 Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности [1, с.172].

По словам Н.И. Усовой, сущность воспитания патриотизма у детей старшего возраста состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству [6,с.43].

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека не матери, не т отца, но есть Родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине …»

В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу, чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей Родины.

Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все. Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея, когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы [4, с.49].

Все мы помним, как ещё в 80-е годы люди гордились близкими, служившими в армии, бережно хранили фотографии разных поколений, военную форму. Как со слезами вспоминали годы войны. За последние 10–15 лет изменились и герои в глазах детей. На место отважному защитнику-солдату пришли иные: человек-паук, бэтмен, супермен и прочие. Это случилось ни потому что дети отдают предпочтение этим героям, а потому что они их видят везде: на экранах телевизоров, в журналах и детских книгах, на одежде, в магазинах на полках с игрушками. Таким образом, настоящие герои – защитника нашего Отечества, ушли на второй план. Поэтому задача взрослых – возродить память о людях, благодаря которым мы живем.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Родине», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и многие другие, необходимо прививать из личного опыта, на примере старших членов семьи ребенка – их дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны. Детям нужно рассказать, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родители и взрослые личным примером должны показать, что они помнят и чтят героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Проанализировав литературу по проблеме формирования представлений о защитниках Родины у детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к диагностическому обследованию.

Целью констатирующего этапа нашего исследования было выявление уровня сформированности знаний и представлений детей о защитниках отечества.

Наша работа была разделена на три блока: «Великая Отечественная война», «Никто не забыт-ничто не забыто», «Защитники Родины».

С целью определения уровня знаний и представлений детей 7-го года жизни о ВОВ нами была проведена беседа на тему « Что мы знаем о Великой Отечественной войне». Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Мы хотели узнать, знают ли дети дни, посвященные военным действиям; какие знают они военные праздники; знают ли, зачем сейчас горит Вечный огонь.

В ходе беседы, мы сделали вывод, что уровень знаний детей о Великой Отечественной войне недостаточно высок. Дети обладают частичными знаниями.

Также, мы предложили детям игру «Угадай мелодию».

Мы использовали аудиозаписи с военными музыкальными произведениями («Катюша» М.Исаковский, «День Победы» В. Харитонов, «Мы солдаты» Г. Ларионова, «Три танкиста Б. Ласкин » и др.), которые дети должны были угадать и назвать.

Ребята с удовольствием слушали музыкальные представления, вспоминали их название и время, когда они слышали их, делились воспоминаниями. Результаты таковы: высокий уровень – 10%, средний – 45, и низкий – 45%.

Целью реализации третьего блока «Никто не забыт- ничто не забыто» было выявление уровня сформированности у детей знаний и представлений о героях войны.

С целью определения представлений детей о том, как хранится память о героях войны, была проведена беседа и организовано занятие по изобразительной деятельности на тему: «Рисуем войну»

Дети единогласно сказали, что нам необходимо помнить подвиг нашего народа, а почему это нужно делать, не ответил никто, кроме 1 мальчика: «Вдруг на нас фашисты нападут».

Также, мы показали картинки медалей и орденов ВОВ, оказалось, что дети даже и не знали, что это такое. Это говорит о том, что взрослые не заостряют внимание на награды, которые получали солдаты за их подвиги.

Затем, мы предложили детям нарисовать войну, как они себе ее представляют. Анализ рисунков показал, что дети представляют войну смутно и расплывчато, в основном по современным компьютерным «войнушкам». 30 % нарисовали пушки, танки, которые стреляют в противника. 20 % нарисовали ракеты, которые отрываются от земли и летят в небо, чтобы «взрывать самолеты». 15 % нарисовали роботов. Остальные дети нарисовали самолеты, которые с неба бросают бомбы.

В каждом рисунке прослеживается его характер, настроение, отношение ребенка к войне. Чувствуется жестокость к противнику, забота о советских солдатах (тепло одетых в окопах), ребята даже передавали дух нашего народа (бомбы, летящие с неба, падают точно на врага).

Также, нами было организованно мероприятие «Бессмертный полк».

Каждый год 9 мая на улицах нашего города выстраиваются вереницы людей, которые несут в своих руках фотографии родственников, которые защищали нашу родину в годы Великой войны. Участие в акции «Бессмертный полк» подразумевает, что люди, помня своего ветерана, деда, прадеда, выходят на улицы города с фотографией солдата, чтобы либо принять участие в параде 9 Мая в колонне «Бессмертного полка», либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся фотографию к вечному огню, либо иному памятному месту.

На базе нашего детского сада была создана выставка «Бессмертный полк». Предварительно, не рассказывая суть данной акции, мы посетили данную выставку и вернулись в группу.

Затем, нами была организована беседа о том, что же дети увидели. Какого было наше удивление, когда большинство детей с оживлением рассказывали, что подобную акцию они видели на празднике 9 мая, и что многие из них активно принимают в ней участие.

На вопрос: «Для чего организуется данное мероприятие?», дети давали очень правильные ответы: «Для того чтобы чтить память защитников», «Чтобы мы не забывали о героях нашей родины».

Однако, задав вопрос «Назовите фамилию хотя бы одного героя, защитника, который принимал участие в Великой войне», ответов мы не получили. Это значит, что уровень знаний старших дошкольников о защитниках Отечества поверхностный.

По результатам проведения данного цикла бесед, мы пришли к выводу, что дети имеют средний уровень знаний и представлений о героях Великой войны.

Для реализации блока «Защитники Родины» мы использовали комплекс бесед на основе использования материалов, предложенных Л.А. Кондрыкинской [5].

Беседа «Мир – это главное слово на свете!» была направлена на выявление степени сформированности понятий «война» и «мир»: определение, на основании каких критериев дошкольники судят о мирном времени.

В ходе беседы под названием «В старину в отечестве нашем» мы выявляли уровень сформированности у детей представлений об историческом прошлом нашей Родины и ее защитниках. Ведь каждый ребенок должен знать защитников Отечества старины, знать известных ему богатырей земли Русской, рассказать об их подвигах, отображать свои впечатления в свободной творческой деятельности.

В заключительной беседе «День Победы» мы выявляли сформированность у детей представлений о Великой Отечественной войне: владение информацией о Великой Отечественной войне, о празднике «День Победы». Знает ли названия городов-героев; героев войны, прославлявших нашу Родину, их подвиги; памятники и произведения искусства о войне.

По результатам реализации данного блока, можно сделать выводы, что дети обладают поверхностными знаниями, их ответы просты и односложны.

Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа нашего исследования дает возможность говорить о том, что уровень знаний детей по нашей проблеме недостаточно высок. Это говорит о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию представлений о защитниках Родины у детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы: 
1. Гусев, Д. А., Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников / Гусев, Д. А., Васильева К. В. // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. –С. 170–173.
2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М: Просвещение, 1983. – 288 с.
3. Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1985. 268 с.
4. Козлова, С. А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С. А. Козлова. – М: Просвещение, 1980. С. 45–74.
5. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л. А. Кондрыкинская – М.: Сфера, 2005.
6. Саидова З.Д., Усова, Н.И. Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста. / «Ступень в педагогическую науку: Материалы V Международного форума работников образования/29 ноября 2014 г.: Сборник научных трудов/научный ред. д.п.н.; проф. Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Спутник, 2014. С.42–44.