Статья:

Особенности методики преподавания истории в старших классах

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Попова С.Л., Алексеева Е.Н. Особенности методики преподавания истории в старших классах // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 96-100.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности методики преподавания истории в старших классах

Попова Светлана Леонидовна
кандидат филос. наук, доцент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Алексеева Елена Николанвна
студент Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Features of methodology of teaching history in high school

 

Svetlana Popova

Candidate of Philosophical Sciences, associate Professor, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-don

Elena Alekseeva

StudentDon State Technical University, Russia, Rostov-on-don

 

Аннотация. В статье рассмотрено значение преподавания истории и ее функции. Также представлены индивидуально-личностная и дискуссионная методики и технологии преподавания.

Abstract. The article discusses the importance of teaching history and its functions. Also represented individual personality and discussion of the methods and techniques of teaching.

 

Ключевые слова: история; функции истории; индивидуально-личностная методика; дискуссионная методика; дискуссия.

Keywords: history; function history; individual method; discussion method; debate.

 

Качество и безопасность жизни зависят от степени цивилизованности общества, которую в свою очередь определяет уровень образования населения. Согласно современной реформе российского образования большую часть образовательной программы ученики школ и студенты должны осваивать самостоятельно. В связи с этим у учителей и преподавателей ВУЗов появляется возможность для более качественного закрепления изученного материала.

В настоящее время ввиду политических, экономических, технических и социальных преобразований человеку необходимо иметь базовый уровень знаний по всем предметам, изучаемым в средней школе. Однако особое внимание следует уделить преподаванию гуманитарных дисциплин, в особенности истории – науке, изучающей прошлое, конкретные проявления и закономерности исторического процесса, развитие общества и деятельность людей во всём её многообразии [1]. Таким образом, история представляет собой не просто перечень дат и событий, а учит анализу, синтезу и систематизации имеющихся сведений для верного понимания актуальных ситуаций и их возможных последствий.

Изучение курса истории определяется ее важными социальными функциями как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, включающая в себя изучение различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории; описательная функция, которая сводится к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации; воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция и функция социальной памяти, которые отвечают за складывание культурно-исторического сознания, самоидентификацию общества и личности; прогностическая (позволяющая определить тенденции развития общества и государства) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе функции подразумевают использование опыта прошлого для решения задач современности [2].

В настоящее время существует множество различных методик преподавания истории, однако для реализации единства вышеуказанных функций и формирования навыков, необходимых для получения в будущем высшего образования необходимо умелое сочетание различных технологий. Так, в старшей школе можно выделить индивидуально-ориентированную и дискуссионную методики, каждая из которых имеет определенные технологии.

Среди форм индивидуально-ориентированной методики можно выделить так называемые «пятиминутки» или разминки, представляющие собой перечень нешаблонных вопросов, подготовленных учеником по теме пройденного материала. Например, предложить классу понять о ком идет речь: «Он происходил из семьи бедного фермера, его отец даже не умел читать. Он был лесорубом, плотником, стал членом конгресса, а затем президентом», в случае отсутствия верного ответа дать его самому: «А. Линкольн». «Пятиминутки» необходимо чередовать с «политминутками» во время которых 2-3 ученика должны осветить актуальные политические и экономические новости.  Первая технология развивает нестандартное мышление, а вторая позволяет «оттачивать» навык анализа происходящих на политической арене событий, связывая их с экономикой.

Следующую форму работы – решение текстов с ошибками можно использовать для письменного контроля. Технология предполагает зачитывание учителем текста для записей на листе ошибок учениками.

Для индивидуально-ориентированной методики также актуальны видеолекции, которые необходимо проводить в технически оснащенных классах. Возможны различные варианты применения фильма. Так, при изучении темы «Перерастание противостояния в гражданскую войну и диктатуру пролетариата (июль 1917 – 1920 гг.)» будет уместно использование фильма «От февраля к октябрю» как полностью, так и частично с комментариями учителя. Если учитель ставит задачу закрепить изученный материал, тогда необходимо попросить учеников во время видеолекции составить тезисный план. Данная форма работы тренирует навык вычленения важной информации из общего потока текста.

Также в рамках рассматриваемой методики будет уместна работа с живописью, для которой необходимо подготовить две или более работы разных художников со схожей тематикой. Задача ученика – определить автора картины, название, жанр и дать ее описание.

Для закрепления пройденного материала значительного объема, учитель может проводить «аукционы знаний», развивающие творческое мышление. Так, за две недели до урока необходимо дать задание, суть которого состоит в подготовке материала по определенной теме (например, «Наполеон Бонапарт», «М.И. Кутузов», «Александр I» и т.д.). Далее, на аукционе, учащиеся «продают» свои знания, получая за это жетоны разной расцветки. В ходе аукциона допускается зачитывание стихов, показ иллюстраций, фотографий и т.п., за это также получают жетоны (красные – 5 баллов, синие – 4, зеленые – 3, желтые – 2). Подсчитав баллы, учитель выставляет оценки в журнал и объявляет победителя аукциона.

Таким образом, эффективное стимулирование учебного процесса осуществляется путем применения нестандартных способов обучения, включенных в индивидуально-ориентированную методику, исключающую возможность искажения и трансформации знаний за счет домашней подготовки и контроля знаний в классе.

В настоящее время существенно возрос интерес к дискуссионной методике в обучении, в рамках которой проводятся «круглые столы» и тематические игры.

Так, игра «Вертушка», цель которой состоит в закреплении, обобщении и расширении знаний по теме, рассчитана на двадцать пять человек. В аудитории необходимо расставить пять пронумерованных столов по пять стульев за каждым; заготовить двадцать пять маршрутных листов и на каждом столе разложить вопросы. Игра проходит в пять туров, на каждый из которых отводится не более пятнадцати минут. Каждый ученик отвечает на тот вопрос, который указан в маршрутном листе и получает оценку, выставленную учащимися, учитель в конце урока забирает маршрутные листы и выставляет суммарную оценку.  

Также в рамках рассматриваемой методики возможно проведение правового конкурса. Так, игра в форме КВНа «Глас Фемиды» для 10 класса имеет одновременно несколько целей: воспитание правовой культуры, расширение правовых знаний и формирование интереса к правоведению. В качестве членов жюри, ведущих, составителей вопросов викторины выступают одиннадцатиклассники и учителя истории и права. Конкурс включает проведение следующего ряда этапов: подготовительного, представления команд, викторины, конкурса капитанов и творческого конкурса. Подготовительный этап предполагает формирование команд, выбор капитанов, названия, эмблем и девизов. Каждая команда получает творческое домашнее задание «Старые сказки на правовой лад», необходимо подготовить мини-спектакль по мотивам известных сказок, мультфильмов, введя в сюжет как можно больше ситуаций, регулируемых правовыми нормами. Во время представления команд участники должны выступить с приветствием в адрес команд-соперниц. Следующий этап – викторина включает в себя ряд вопросов, предполагающих краткие ответы. В случае, когда команда затрудняется с ответом или не отвечает, то право ответить получают другие команды. За каждый правильный ответ предусмотрен один балл. В конкурсе капитанов последним предлагается решить ситуативные задачи с помощью различных источников права (Конституции, кодексов). На подготовку капитанам дается пять минут, а максимальное количество баллов – 5. Завершает игру творческий конкурс, в котором команды представляют подготовленные инсценировки сказок с измененным сюжетом. Соперники в них должны найти и классифицировать обстоятельства, регулируемые законом. После выступления команда дает свой вариант правовой оценки разыгранных ситуаций. Максимальное количество баллов – 10. В конце игры жюри подводит ее итоги и награждает победителей [3].

Учитывая современные реалии, актуально проведение политических выборов среди учеников. Такая форма работы возможна при изучении темы «Революционные потрясения 1905—1907 гг.». Ученикам предлагается выбрать одну из политических партий времени первой российской революции (конституционно-демократическая партия, партия октябристов (“Союз 17 октября”), «Союз русского народа», Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), партия социалистов-революционеров), подготовить ее предвыборную программу и выступить от лица лидера партии. После предвыборной речи оставшимся ученикам необходимо проголосовать за понравившегося кандидата. По итогам подсчета голосов определяется победитель и проводится круглый стол, где ученики выделяют сильные и слабые стороны программ политических партий 1905-1907.

Таким образом, вышеописанные технологии дискуссионной методики способствуют как развитию творческого мышления, так и быстрому настрою учеников на активную работу за счет высокого темпа проведения подобных мероприятий.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: вышеописанные технологии позволяют развивать нестандартное мышление, учат анализировать события и систематизировать знания, формируют культурно-историческое сознание, а также развивают такие навыки как: работа в группе, умение выстраивать отношения во время проведения дискуссий, что позволяет в будущем успешно адаптироваться к учебе в ВУЗе.

 

Список литературы:
1. История. //Большая российская энциклопедия /https://bigenc.ru/domestic_history/text/2025855 (Дата обращения 01.11.2017).
2. История: учеб.-метод. пособие для студентов неисторических специальностей. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 128 с.
3. Правовой конкурс "Глас Фемиды"/ Л. П. Куренная // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2007. - N 9; Экономика и право в школе. - 2007. - N 9. - С. 79-80.