Статья:

Обоснование инновационного проекта «Лингвокоммуникативная среда института»

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Бударин Н.Ф., Санжеева Л.В. Обоснование инновационного проекта «Лингвокоммуникативная среда института» // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 31-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обоснование инновационного проекта «Лингвокоммуникативная среда института»

Бударин Николай Федорович
канд. техн. наук, профессор, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования», РФ, г. Санкт-Петербург
Санжеева Лариса Васильевна
доктор культурологии, профессор Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования», РФ, г. Санкт-Петербург

 

The rationale of the innovation project "Linguo-communicative environment of the Institute"

 

Budarin Nikolai

candidate of technical sciences, professor, Institute of design, applied art and humanitarian education, Russia, St. Petersburg

Sanzheeva Larisa

doctor of Culturology, professor Institute of design, applied art and humanitarian education, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В современных условиях научный интерес к формированию лингвокоммуникативной среды постоянно растет, что предопределило создание инновационного проекта «Лингвокоммуникативная среда «Школа-ВУЗ»».  Обоснование проекта носит междисциплинарный характер, что связанно с широким диапазоном исследовательских направлений.

Abstract. In modern conditions scientific interest in the formation of linguo-communicative environment is constantly growing, which predetermined the establishment of the innovative project "linguo-communicative environment "School-UNIVERSITY"". The rationale for the project is interdisciplinary due to the wide range of research areas.

 

Ключевые слова: лингвокоммуникативная среда; проект, методы обучения; технологии обучения.

Keywords: linguo-communicative environment; project; training methods; teaching techniques.

 

В начале ХХI века в России сложилась ситуация, отражающая процессы трансформации образования в современных высших учебных учреждениях. Образовательная среда института создается в процессе обучения не только на занятиях, но и в процессе творческой деятельности. Поэтому главная задача, стоящая перед институтом сегодня, заключается в формировании такой образовательной среды, которая способствует развитию личности и предоставляет широкие возможности для самореализации обучающегося в коммуникативной среде не только института, но и в профессиональной деятельности.

В комммуникативной среде вуза большое значение имеет компетентностное обучение, которое включает множество ориентиров в образовательной парадигме. Важными направлениями являются общение, коммуникации, взаимодействие и межличностные отношения студента и преподавателя. Одним из актуальных направлений образования становится обучение иностранным языкам, как необходимое условие социализации личности в постоянно расширяющемся пространстве глобального мира. Открытые границы интернет-пространства требуют знание языков, в большей степени английского, так как информационное поле динамично открывает все новые горизонты познания на английском языке, несмотря на то, что появляются и активно живут интернет-порталы на других языках.

Актуальность проекта определена тем, что постоянно растет научный интерес к формированию лингвокоммуникативной среды высших, среднеспециальных и общеобразовательных учреждений. Появляются междисциплинарные исследовательские работы, открывающие разные возможности философского, педагогического, психологического, культурологического проектирования коммуникативной среды. В связи с этим необходимо создать инновационный образовательный кластер формирования лингвокоммуникативной среды, который будет способствовать эффективному обучению иностранным языкам, поможет раскрыть индивидуальные способности студента на основе коммуникативных технологий.

Понятие «среда» впервые употребил известный педагог П. Ф. Лесгафт, установивший связи определенного типа личностного развития с соответствующим типом педагогической среды. Воздействие среды на развитие человека рассматривалось как в трудах классиков зарубежной педагогики - К.А. Гельвеция, Я. А. Коменского, Р. Оуэна, Ж. Ж. Руссо и др., так и в работах отечественных педагогов и общественных деятелей П. Ф. Каптерева, О. Б. Крупениной, Л. Н. Толстого, В. П. Шульгина и др. Большое внимание к разработке вопросов взаимосвязи среды и образовательного процесса уделялось в советской педагогике Н. Н. Иорданским, Н. К. Крупской, А. В. Луначарским, С. С. Моложавым, А. П. Пинкевичем, С. Т. Шацким, и др., а также в более поздних работах Е. А. Аркина, Г. С. Костюка, О. П. Околелова. Важность значения среды в воспитании человека подчеркивали К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др. Дефиниция «лингвокоммуникативная среда» разрабатывается в концепциях: Е. И. Тихомировой, С. Е. Шабалкиной. [1].

Цель создания инновационного проекта заключается в формировании лингвокоммуникативной среды института для эффективного обучения иностранным языкам и внедрения в профессиональную сферу деятельности студента. Задачи: 1. Проанализировать педагогическую, философскую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования и выявить сущность и специфику формирования коммуникативной и лингвокоммуникативной среды. 2. Уточнить сущность базового понятия «лингвокоммуникативная среда» в контексте разработки инновационного проекта. 3. Разработать инновационный проект лингвокоммуникативной среды. 4. Провести мониторинг, анкетирование и выявить уровень подготовки студентов к формированию лингвокоммуникативной среды. 5. Выявить методы и технологии для формирования лингвокоммуникативной среды. 6. Определить технологии внедрения инновационного проекта в лингвокоммуникативную среду института.

Подготовка инновационного проекта: мониторинг и анкетирование.

Основные этапы исследования: Первый этап - Постановка проблемы, формулирование цели и задач, научное обоснование. Второй этап - Разработка проекта инновационного проекта. Мониторинг. Анкетирование. Третий этап -обработка результатов анкетирования; анализ полученных данных; обобщение проведенного исследования; выработка технологий применения инновационных подходов в обучении для формирования лингвокоммуникативной среды; обобщение выводов исследования.

Для внедрения инновационного образовательного кластера в формировании лингвокоммуникативной среды института проведен мониторинг состояния коммуникативной среды в институте. Были проведены беседы со студентами и преподавателями по уровню владения иностранными языками, выявлены особенности языковой среды института. Так, было выяснено, что большинство студентов плохо владеют иностранными языками, при этом интерес к языкам не развит. Именно поэтому существует необходимость формирования лингвокоммуникативной среды института, выполняющая подготовительную функцию, являющуюся, по сути, необходимым условием для самоопределения студента и в конечном итоге владением языка в профессиональной деятельности и личностного роста. Программа мониторингового исследования включает: концепцию развития института, статистические данные, научное обоснование, метод анкетирования, метод включенного наблюдения.

Целью мониторинга является получение объективной информации об интересах студентов, о возможностях педагогического состава к формированию лингвокоммуникативной среды института. Планируется предпрофильная подготовка по языковым курсам.

Реализация инновационного проекта связана непосредственно с информационными технологиями и интернет-ресурсами, обеспечивающими доступ к информации. Информация способствует распространению образовательных услуг и, в связи с этим, необходимость использования данных ресурсов постоянно растет. Конечно, использование цифровых электронных средств в лингвокоммуникативной среде возможно только при условии владения электронными носителями и умении их использования. Новые технологии в цифровой информации позволяют интегрировать в одном носителе языковые тексты, графику, видео и т.д. Поэтому при формировании лингвокоммуникативной среды необходимо учитывать уровень подготовки студентов.

Многообразие технологий и методов с одной стороны позволило использовать множество методов, с другой стороны вызвало затруднение в связи с разными стратегиями развития. В связи с этим предлагается комплекс технологий и методов для внедрения инновационного образовательного кластера для формирования лингвокоммуникативной среды.

Термин «технология» пришел из производства и обозначал процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом. В педагогике термин «технология образования» понимается как процесс применения аудиовизуальных средств в учебном процессе с помощью информационных технологий.

Современные технологии рассчитаны на все уровни образования. Мы предлагаем метод проектирования с использованием информационных технологий. Метод проектирования в контексте личностно-ориентированного подхода в учебном процессе занимает важное место. Личность обучаемого, рассматривается нами как субъект образовательной деятельности, и как субъект межкультурной коммуникации, что определяет процесс освоения иностранных языкови овладение языковых приемов. В ситуации формирования лингвокоммуникативной среды необходимо применять метод «…творческой поисковой деятельности, предполагающей формирование механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию» [1]. Таким образом, метод проектирования дает возможность студенту создавать проекты, связанные синостранным языком, в котором создаются лингвистические языковые формы, модели, способствующие овладению языком. 

Метод симулятивного обучения сформировался в связи с появлением симуляционных компьютерных моделей [3]. На сегодняшний день разработано огромное количество компьютерных программ по разным дисциплинам, которые позволяют демонстрировать полученные знания и дают возможность самостоятельного решения применения иностранного языка в различных ситуациях. Также в реализации инновационного проекта необходимо применение метода ролевых и имитационных игр, развивающих способности оценки информации и выработке коммуникативных навыков.

Выработка стратегии обучения связана с организацией совместной деятельности студента и преподавателя, самостоятельной деятельности студента. Интерес к языку также развивается с помощью метода партнерских отношений, оказывающих стимулирующее действие на практическое применение языка. Метод партнерства предполагает групповое освоение языка, количественный состав группы может варьироваться от двух до пяти человек. Каждый учащийся получает задание, которое невозможно выполнить одному, только с участием других лиц, состоящих в группе. В результате формируется лингвистический багаж, зависящий от других. Таким образом, взаимозависимость участников развивает коммуникативные навыки общения и взаимопонимания, основанные на помощи и поддержке друг друга. Взаимообогащение иностранными словами приводит к результативности лингвокоммуникативной среды, применяемые методы дают возможность приобретения социальных навыковстудента, его адаптации к ситуативным изменениям в профессиональной деятельности.

Эффект достигается в результате комбинации различных образовательных технологий и методов: организации дискуссий (в процессе которых осуществляется выбор между предложенными вариантами); диалога (когда участники проводят обмен информацией); групповой работы, реализуемой в различной форме (коллективный способ обучения, кооперативное обучение, обучение в парах сменного состава и др.); проблемного обучения (когда деятельность группы направлена на решение конкретной проблемы); проектной деятельности (выполнение групповых проектов, с последующей демонстрацией полученного продукта и его обсуждением); организации учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Также, технологии должны:

– способствовать включению студента в различные виды деятельности (приоритет отдаётся проектной, творческой и исследовательской деятельности);

– позволить организовать самостоятельную деятельность по освоению содержания образования (приоритетной выступает технология модульно-рейтингового обучения);

– предусмотреть работу с различными источниками информации, так как информация сегодня используется не как цель обучения, а как средство организации деятельности (информационные технологии, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения);

– предусмотреть организацию группового взаимодействия, когда имеют место отношения партнёрства и сотрудничества (КСО, технология групповой работы, технология организации дискуссии и др.);

– позволить выявлять личностный аспект деятельности студентов, т. к. субъектная позиция студента становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личностное развитие выступает одной из главных образовательных целей (технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений и самоконтроля, технология самообразовательной деятельности);

– предусмотреть элементы контекстного обучения, позволяющие решать профессиональные задачи (технология анализа конкретных ситуаций, технология организации имитационных и ролевых игр, «кейс-стади» и др.) [3].

Специфика применения новых видов образовательных технологий в вузе обусловлена созданием условий для стимулирования самостоятельной поисковой и творческой деятельности, самоконтроля и самооценки образовательных результатов; постановки в активную позицию субъекта, диалогичным характером взаимодействия; повышением комфортности обучения и культуры отношений, расширением возможности для самореализации всех субъектов образовательного процесса. Новые образовательные технологии требуют совершенно иного масштаба исследований и опытных разработок.

Обоснование проекта показывает необходимость трансформации подходов в творческом использовании образовательных технологий, включающим информационные технологии, технологии управления знаниями, технологии обучения и т.д.

Современные реалии показывают необходимость создания лингвокоммуникативной среды в общеобразовательных учреждениях, как эффективный способ усвоения иностранных языков для адаптации обучающихся в цивилизационных, технологических обществах как реального, так и виртуального мирах.   

 

Список литературы:
1. Аяпова Т.А. Программа по предмету «Иностранный язык» // Иностр. языки в школах Казахстана. – 2002. – №1.
2. Брыкин Ю.В. Анализ понятия «Образовательная среда» в современных научных исследованиях // Вестник РМАТ, 2016. – С.85-87.
3. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учётом гуманитарных технологий: методические рекомендации / Авво Б. В., Ахаян А. А., Заир-Бек Е. С. и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008