Статья:

ПРЕПОДАВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАМКАХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Конференция: XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Никитина Т.Г., Пакудина О.В. ПРЕПОДАВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАМКАХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(97). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Обсуждение статей состоится 10.06.2025
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕПОДАВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАМКАХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Никитина Татьяна Германовна
канд. филол. наук, доцент, Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия Московского, РФ, г. Тольятти
Пакудина Олеся Вячеславовна
магистрант, Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия Московского, РФ, г. Тольятти

 

TEACHING FOLKLORE WITHIN THE FRAMEWORK OF A CULTUROLOGICAL APPROACH

 

Nikitina Tatyana

Candidate of Philological, Associate Professor, Volga Region Academy of Education and Arts named after St. Alexy, Metropolitan of Moscow, Russia, Togliatti

Olesya Pakudina

Master's student, Volga Region Academy of Education and Arts named after St. Alexy, Metropolitan of Moscow, Russia, Togliatti

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к изучению фольклора, описывается его связь с ментальностью. Взаимосвязь культуры и фольклора отражена в проблематике преподавания литературы. Делается попытка обобщить опыт преподавания фольклора в средней школе, анализируются учебные пособия по литературе в аспекте изучения фольклора. Проведенный анализ показал специфику преподавания фольклорного текста, который выходит за рамки литературного жанра и представляет более широкую картину русской лингвокультуры. В статье делается вывод о возможности преподавания фольклора с применением внеучебных форматов. Статья содержит примеры и практические рекомендации по применению таких форматов в преподавании литературы. Результаты проведенного исследования могут быть применены в практике изучения фольклора в средней школе.

Abstract. The article considers approaches to the study of folklore, describes its connection with mentality. The relationship between culture and folklore is reflected in the problems of teaching literature. An attempt is made to systematize the experience of teaching folklore in secondary school; the textbooks on literature are analyzed in the aspect of studying folklore. The conducted analysis showed the specifics of teaching a folklore text, which goes beyond the literary genre and represents a broader picture of Russian linguistic culture. The article concludes that it is possible to teach folklore using extracurricular formats. The article contains examples and practical recommendations for the use of such formats in teaching literature. The results of the conducted study can be applied in the practice of teaching folklore in secondary school.

 

Ключевые слова: фольклорный текст; культура; урок литературы; ментальность; культурная компетенция.

Keywords: folklore text; culture; literature lesson; mentality; cultural competence.

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной педагогике проблема взаимосвязи фольклора и культуры является определяющей в выборе подходов к преподаванию различных жанров фольклорного текста. Изучение фольклора через систему жанрово-стилистических характеристик особое внимание уделяет композиции фольклорного текста, системе образно-выразительных средств [4, с. 36]. При исследовании фольклора с применением культурологического подхода Фольклор рассматривается через призму национальной ментальности, в которой отображаются универсальные мировоззренческие установки, основные представления человека о себе, своем местоположении в природе и обществе, о структуре мироздания и т.д.

Фольклор является прямым отражением этнического менталитета. В фольклоре отражена история, осознание своей национальной идентичности, бытование народа и его язык. Преподавание фольклора становится неотъемлемой частью формирования культурной идентичности, которая проявляет себя через общекультурную компетенцию. В настоящей статье делается попытка обобщить опыт преподавания фольклора в средней школе, описать взаимосвязь фольклорного текста и культуры. Объектом исследования является образовательный процесс в средней школе (5-7 классы) на уроках литературы. Цель данного исследования состоит в описании тех компонентов культуры, которые отражены в программных произведениях народного творчества и способах их представления на уроках литературы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА

В многочисленных исследованиях фольклора отмечается, что он связан с разными направлениями современной гуманитарной науки: психологическими, культурологическими, лингвистическими и др. [3, с. 12; 9, с. 24; 1, с.101ю].

В рамках культурологического подхода фольклор рассматривается как транслят культуры, а его изучение зависит и от самого понимания культуры. Елизарова Г.В., например, считает термин «культура» относящимся к разряду аксиологических, поскольку: «Определяя развитие культурной идентичности, Сергеева К.В. определяет следующие компоненты культуры: образ культуры в целом, образ языка (через художественные произведения), образ религии, духовных ценностей, образ страны, образ людей, образ русского мира, истории, традиций; образ справедливости, социального порядка, благополучия [14, с. 17]. Такой же точки зрения придерживается Бердяева О.С., отмечая, что фольклор прежде всего направлен на формирование культурно-нравственного компонента культурной идентичности [2, с.41].

Воспитательный потенциал фольклора является предметом рассмотрения в работах Бондарчука А.И., Гришиной И.С., Крусановой Л.А., Гончарова П.П., Алмазовой Е.Н. [4, с. 38; 6, с. 10; 10, с.2; 5, с. 8]. Авторы называют фольклор инструментом народной педагогики, который помогает развить в ребенке необходимые черты и, наоборот, нивелировать отрицательные качества (например, обратить внимание на ценность трудолюбия и пагубность лени) [4, с. 40].

Гришина И.С. пишет о том, что фольклор не только помогает обозначить морально-нравственные границы, он также способствует развитию художественного вкуса, гармонизирует личность ребенка, настраивает его на общение в социальной среде [6, с. 70]. В работе Крусановой Л.А. особое внимание уделяется историческому аспекту фольклора, поскольку народные песни и сказания описывают историю России, воспитывают гордость за свою страну, обеспечивает историческую преемственность поколений [10, с. 8]. Исследователи подчеркивают особую важность изучения фольклора в современный период, когда Воспитательный потенциал фольклора является предметом рассмотрения в работах Бондарчука А.И., Гришиной И.С. [4, с.39; 6, с.18]. Авторы называют фольклор инструментом народной педагогики, который помогает развить в ребенке необходимые черты и, наоборот, нивелировать отрицательные качества (например, обратить внимание на ценность трудолюбия и пагубность лени) [4, с. 40]. Гришина И.С. пишет о том, что фольклор не только помогает обозначить морально-нравственные границы, он также способствует развитию художественного вкуса. Авторы подчеркивают, что изучение фольклора особенно важно в современный период, поскольку оторванность от родной культуры, утверждающей духовность, ответственность, эмпатию, привела к формированию у современных детей таких отрицательных качеств как цинизм, равнодушие, тунеядство, социальная апатия [5, с. 40].

Многочисленные работы по методике преподавания фольклора подчеркивают, что преподавание фольклора неразрывно связано с одним из компонентов культуры. Фольклор представлен на всех этапах изучения литературы [11, с. 9]. Он также представлен и при изучении музыки [13, с. 8; 16, с. 24]. Многие фольклорные жанры связаны с ритмической, музыкальной формой: песни, потешки, считалки, дразнилки, скороговорки. Здесь можно говорить о формировании фольклорно-музыкальной культуры, в которой также отражены основные ценностные составляющие культуры: нацеленность на интересы коллектива, уважение к товарищам. Музыкальные жанры фольклора способствуют развитию эстетического вкуса, воспитывают любовь к красоте народного слова и мелодии. Фольклорные песенные жанры также эмоционально окрашены, способствуют развитию эмпатии, развивают эмоциональный интеллект [8, с. 102].

Формы изучения фольклора также могут быть различны: фольклорные праздники, игры, театральные постановки [12, с. 10; 2, с. 18; 6, с. 4].

Обобщая научные подходы к изучению фольклора, следует отметить его многообразный педагогический потенциал, который соответствует сложной структуре понятия «культура». Можно предположить, что преподавание фольклора будет наиболее эффективным, если опираться на культурно маркированные формы фольклора: сочетание с музыкой, игрой, театрализованным представлением.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Преподавание раздела «Фольклор» в современной федеральной рабочей программе основного общего образования по предмету «Литература» происходит в 5 и 6 классах.

В программе подчеркивается, что «особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально[1]эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта» [15, с. 28].

В рамках изучения раздела «фольклор» ученикам 5 класса предлагаются разделы: малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх). В 5 классе к изучению можно предложить прибаутки (они легко поддаются несложной инсценировке), во внеурочной деятельности можно использовать игры-песни, так как они позволяют сменить вид деятельности детей на подвижный.

В рамках изучения раздела «фольклор» ученикам 6 класса предлагаются разделы: русские былины (не менее двух). Например, «Илья Муромец и Соловей[1]разбойник», «Садко». Народные песни и баллады народов России и мира (не менее трёх песен и одной баллады). Например, «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и другие.

Фольклорные произведения представлены как в учебнике В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина «Литература» (в 2-х ч.), так и предлагаются детям для самостоятельного внеклассного чтения.

Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Известно, что сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

На примере  русской народной сказки «Журавль и цапля» увидим, какие духовные ценности прививаются детям, какие темы и проблемы поднимаются в ней.

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания. Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому. В сказках про животных обычно высмеиваются людские пороки, а поэтому животным присваиваются те или иные черты человеческого характера. Например: заяц – трус; Лиса – хитрая, плутоватая; Волк – злой; Медведь – силён, но неуклюж и не расторопен... и так далее.

Сказка «Журавль и цапля» – русская народная сказка, которая впервые появилась в печати в обработке А.Н. Толстого. Это история о глупых и легкомысленных птицах, которые хотели создать семью, но не могли добиться желаемого из-за своей гордыни.

«Журавль и цапля» – сказка о животных. В ней присутствуют специфичные языковые элементы, которые характерны для жанра русской сказки. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой – «сова – веселая голова». Концовка – краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж...» Присутствуют устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой». Так, видим определенную культурную специфичность сказки, позволяющую с высокой точностью идентифицировать народ и такое произведение устного народного творчества как «сказка».

В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в других фольклорных жанрах, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех над нелепой ситуацией. Через юмор, юный читатель, сможет проанализировать ситуацию и сделать важный вывод: хорошенько подумать, прежде чем принимать какое-то важное решение. Нужно учиться слушать и слышать другого человека – только тогда можно прийти к взаимопониманию. Сочиняя сказки о животных, люди получают возможность посмотреть на себя, своё поведение и поступки со стороны. Такие сказки учат детей тому, как нужно вести себя в разных жизненных ситуациях. Учат нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию, а также быть более внимательными.

Символизм сказки позволяет нам раскрыть глубокое содержание текста, «маскирующего» древние поверья, обряды, инициации. В этом заключён её гносеологический потенциал. Через сказку осуществляется не только процесс социализации, через сюжетную линию и образы происходит познание ключевых понятий этики и ассоциаций.

Можно сделать вывод о том, что устное народное творчество –неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей. Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей. В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение.

В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, обряды, традиции, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка – все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.

На уроках литературы в 5 и 6 классах, преподавание по теме «фольклор» было направлено в первую очередь на работу учеников на уроке, где дети взаимодействовали непосредственно с художественным текстом и речью. Они учились артикулировать, интонировать, импровизировать, инсценировать текст, строить диалог на заданную тему, учились подбирать рифмы к словам. Дети знакомились с бытовой и праздничной сторонами традиционной жизни.

Особенность работы была в том, что в средних классах не использовались традиционные формы преподавания фольклора, а ставилась задача пробуждения интереса к устному народному творчеству через игру. У детей формировалось понимание, что они являются носителями фольклора, так как хорошо знакомы с такими жанрами, как анекдот, частушка, считалка, дразнилка, которые они использовали или используют в обиходе. Ученикам важно почувствовать народный текст, а не заучить и запомнить. Кроме того, учащиеся пробовали себя в качестве сочинителей текстов, стилизованных под фольклорный. Эксперимент позволял ученику лучше понять и освоить стилевые особенности устного народного творчества, в частности, былин.

На уроках литературы учащимся было предложено творческое задание. Дети пробовали себя в качестве сочинителей былин. Вот фрагмент одного из них:

Добрынюшке-то матушка говаривала,

Да Никитичу-то матушка наказывала:

«Ты не езди-ка в школу далече на троллейбусе,

Там сомнут тебя, в бифштекс заделают!

Там согнут тебя да в три погибели

И прижмут тебя ко стеночке к железненькой,

А та стеночка в троллейбусе тонюсенькая,

И окажешься ты на холоде.

В этом случае и воплощалась игра детей со словом, которая позволяет достичь эффекта, когда фольклор становится интересен, вызывает отклик, а это в свою очередь создает базу для более глубокого понимания устного творчества при обращении к нему в старших классах.

Данный эксперимент позволяет найти удобный способ собрать воедино полученные о жанре знания, потому что ребята показали, как поняли материал через акт творчества, когда приходилось думать о соблюдении канонов.

Внеурочной формой изучения той же сказки «Журавль и Цапля» может быть конкурс на лучший пересказ сказки от лица одного из героев. Оценивается и то, как ребенок смог вжиться в «роль» и интерпретация характера «героя». Дети сами выбирают победителя, анализируя выступление конкурсанта, конструктивно указывая его «минусы» и «плюсы».

Чаще всего дети в школе не проявляют интереса к фольклору и народной культуре. Здесь многое, конечно же, зависит от личности преподавателя и его заинтересованности, как это было показано раньше. Современное образование, вставшее на путь инноваций, вынуждает учителя искать новые пути и подходы освоения материала, направленного на решение культурных, эстетических, воспитательных задач. Учитель стремится найти новое педагогическое, методическое решение. Вот здесь важна и степень талантливости учителя, степень его образованности и понимания самой стихии фольклора.

Благодаря применению новых форм обучения, удалось привлечь внимание детей к фольклору, заинтересовать с позиции его изучения, более широкого охвата разнообразных фольклорных жанров. По мнению других педагогов, новая форма преподавания фольклора повышает уровень культурного развития детей, делает их эмоционально более вовлеченными в устное народное творчество, позволяет повысить интерес к родной культуре.

Знакомство с фольклором (корневой основой всего национального «древа» культуры) – наиболее верный шаг к формированию национального самосознания, один из важнейших факторов эстетического развития и нравственного воспитания школьников.

Так, изучение сказки в 5 классе подготавливает восприятие несказочного нарративного фольклора, с которым учащиеся встретятся в 6 классе. Представление о былине, полученное в 6 классе, дает возможность глубже осознать специфику таких жанров, как историческая песня и духовный стих, включенные в программу 7 класса.

Предлагаемые формы изучения фольклора позволяют сформировать у детей представление о фольклоре как об особой области художественного (главным образом, словесного) творчества и вместе с тем показать его органическую связь со всем укладом народной жизни и культурным опытом этноса (совокупностью проявлений быта, верованиями, мастерством, правилами поведения, ритуалами, обычаями, способами общения и т.д.).

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ преподавания фольклора в средней школе показал, что культура тесно связана с фольклором. В фольклорном тексте можно найти все компоненты культуры. У учащихся формируется представление о русской культуре в целом, о ее истории, ценностной составляющей. Культурологический аспект фольклора может стать предметом изучения как на занятиях по литературе в рамках школьной программы, так и во внеурочной деятельности. На занятиях рекомендуется применять культурологический комментарий, включать учащихся в выполнение групповых обсуждений, выполнение проблемных заданий, проектов. Примерами внеурочных форм преподавания фольклора могут стать фольклорные постановки, театрализованные народные праздники, конкурсы и викторины.

Данное исследование не закончено, требует уточнения и детального описания методика преподавания фольклора в средней школе. Перспективу дальнейших исследований составляет рассмотрение тех форм преподавания фольклора, которые наиболее точно отвечают психолого-педагогическим потребностям учащихся 5–7 классов и апробации таких форм в процессе преподавания русской литературы.

 

Список литературы:
1. Абрамова О. А. Нравственноэстетические и ментальные ценности фольклора: автореф. дис. ... канд. филос. наук / О.А. Абрамова. – Барнаул, 2006.
2. Бердяева О.С. Фольклор в системе современного школьного и вузовского образования: к вопросу формирования личности // Ученые записки НовГУ. 2020. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklor-v-sisteme-sovremennogo-shkolnogo-i-vuzovskogo-obrazovaniya-k-voprosu-formirovaniya-lichnosti  (дата обращения: 16.10.2024).
3. Березкина Е. С. Этнонимическая лексика в устном народном поэтическом творчестве: автореф. дис. … канд. филол. наук / Е.С. Березкина. – Орел, 2001.
4. Бондарчук А. И. Использование педагогической культуры и фольклора русского народа в процессе воспитания // ЧиО. 2011. №2., с. 36-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskoy-kultury-i-folklora-russkogo-naroda-v-protsesse-vospitaniya  (дата обращения: 15.10.2024).
5. Гончаров П.П., Алмазова Е.Н. Этнопедагогическая культура учителя // Наука и образование. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogicheskaya-kultura-uchitelya  (дата обращения: 15.10.2024).
6. Гришина И. С. Воспитательный и социально развивающий потенциал фольклора // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-i-sotsialno-razvivayuschiy-potentsial-folklora  (дата обращения: 15.10.2024).
7. Елизарова Г.В. Культурологическая лингвистика : опыт исследования понятия в методических целях / Г. В. Елизарова ; [науч. ред. Н. В. Баграмова]. — Санкт-Петербург : Бельведер, 2000. — 138 с.
8. Климас И. С. Хранительница и эталон языка (рецензия на книгу: Хроленко А. Т. Введение в лингвофольклористику: учебное пособие. М. : Флинта : наука, 2010. 192 с. ) // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hranitelnitsa-i-etalon-yazyka-retsenziya-na-knigu-hrolenko-a-t-vvedenie-v-lingvofolkloristiku-uchebnoe-posobie-m-flinta-nauka-2010-192-s  (дата обращения: 15.10.2024).
9. Корнеева Т. С. Менталитет как социокультурный фактор: автореф. дис. … канд. филос. наук / Т.С. Корнеева. – Екатеринбург, 2001.
10. Крусанова Л.А. Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-doshkolnikov-k-russkoy-narodnoy-kulture-v-protsesse-oznakomleniya-s-folklorom  (дата обращения: 15.10.2024).
11. Малыхина И. Л., Груммет Д. В. Особенности изучения фольклора в образовательных программах по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и В. Я. Коровиной В 5-7 КЛАССАХ. Методическая разработка. URL: https://videouroki.net/razrabotki/osobiennosti-izuchieniia-fol-klora-v-obrazovatiel-nykh-proghrammakh-po-litieratu.html (дата обращения: 15.10.2024).
12. Новьюхова Г. Б. Реализация педагогического потенциала фольклорных праздников при формировании общекультурных компетенций младших школьников: на примере народного календаря народа ханты // Современное педагогическое образование. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-pedagogicheskogo-potentsiala-folklornyh-prazdnikov-pri-formirovanii-obschekulturnyh-kompetentsiy-mladshih-shkolnikov  (дата обращения: 15.10.2024).
13. Орлова К.А. Роль детского фольклора в русской народной песенной культуре // Вестник магистратуры. 2018. №4-1 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-detskogo-folklora-v-russkoy-narodnoy-pesennoy-kulture  (дата обращения: 15.10.2024).
14. Сергеева К.В. Культурная идентичность как фактор социализации современной молодежи: автореф. дис. ... канд. социолог. наук / К.В. Сернгеева – Москва, 2012.
15. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Литература» (для 5-9 классов образовательных организаций): ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» - Москва, 2022.
16. Шоназаров З.У., Муродов У.А. Сочетание фольклора и музыкальных знаний в формировании музыкальной культуры у молодежи // Просвещение и познание. 2021. №6 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sochetanie-folklora-i-muzykalnyh-znaniy-v-formirovanii-muzykalnoy-kultury-u-molodezhi  (дата обращения: 15.10.2024).