Статья:

Работа над раскрытием художественного образа музыкального произведения в классе вокала и дирижирования педагогического колледжа

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Колпакова Э.Д. Работа над раскрытием художественного образа музыкального произведения в классе вокала и дирижирования педагогического колледжа // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 28-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Работа над раскрытием художественного образа музыкального произведения в классе вокала и дирижирования педагогического колледжа

Колпакова Эмилия Дмитриевна
концертмейстер, Новосибирский педагогический колледж № 2, РФ, г. Новосибирск

 

Working on the penetrating of the artistic image of musical composition in the vocal and conducting class of the college of education

 

Emilia Kolpakova

accompanier, Novosibirsk college of education 2, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В работе представлен психолого-педагогический подход к пониманию художественного образа музыкального произ­ведения и специфики его раскрытия учащимися СПО. Предложены отдельные приемы обучения и развития способностей учащихся к формированию художественного образа музыкального произведения.

Abstract. The paper presents a psychological-pedagogical approach to understanding the artistic image of a musical composition and the specifics of its disclosure by students of college. Some methods of teaching and developing students' abilities to form an artistic image of a musical composition are suggested.

 

Ключевые слова: художественный образ; музыкальное произ­ведение; интонационный анализ; культура восприятия; музыкальное образование.

Keywords: artistic image; musical composition; tone appreciation; culture of perception; musical education.

 

Из практики известно, что как бы хорошо не был выстроен учебный процесс с точки зрения доступности, системности, научности и т. п., какие бы объективные условия не были созданы для его успешности протекания, он может оказаться малоэффективным, если со стороны учащегося, не будет проявляться интерес к изучению предмета, осмысленное отношение к процессу обучения, увлеченность и инициативный творческий поиск, а также требовательность к себе. «Музыка – способ быть в мире, способ ценностного взаимодействия человека с миром. При этом музыка выводит человека на «внутренний диалог» с самим собой, с окружающей действительностью…» [2].

В процессе обучения и совместной творческой работы мы приходим к такому выводу, что к истине можно прийти только через художественный образ. Очень важно во время занятий задеть духовную сущность учащегося. Если это происходит, то он вклю­чается в процесс постижения замысла композитора. Включилась душа - заработала память.

На практике приходится сталкиваться с недооценкой студентами роли и значения урока вокала и дирижирования в настоящей и будущей деятельности. Отсюда и низкие мотивации учения, где зачастую преобладают мотивы «вынужденности». А ведь интерес, мотивы не только стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность, но и оказывают решающее влияние на подготовку учащихся к их будущей работе. Поэтому так важно в процессе обучения направлять интересы учащихся.

По мнению психологов, деятельность становится привлекательной для личности тогда, когда осознается нужность, полезность, значимость этой деятельности в настоящей и будущей работе. В этом случае может произойти «сдвиг мотивов» от «вынужденности» в сторону увлечения самим процессом обучения, появляется заинтересованность в эффективных результатах труда.

Музыкальный мир психологически разгружает человека и в какой-то степени освобождает от чрезмерного контроля за поведением. Есть возможность концентрации внимания и расслабления его или даже отключения его, в зависимости от объема чувственных пережи­ваний. Это надо учитывать, т. к. «особенность психологии искусства состоит в том, что художественное произведение изучается здесь не само по себе, как некая данность, а берется в отношении с одной стороны, к процессу художественного творчества, а с другой – к процессу художественного восприятия» [1].

Цель нашей работы на уроке - изменить взгляд на себя, на мир, на искусство, развивая уникальную способность человека испытывать наслаждение за счёт присущей ему потребности устранять хаос и неопределённость окружающего мира.

Главной целью нашей работы является грамотное, вместе с пре­подавателем вокала или дирижирования, раскрытие художественного образа музыкального произведения. «Но что же такое «художественный образ музыкального произведения», если это не сама музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с ее закономерностями и с ее составными частями, именуемыми мелодией, гармонией, полифонией и т. д., с определенным формальным строением, эмоциональным и поэтическим содержанием?» [4, с. 12]. Переход от стадии понимания музыкального произведения к стадии его интер­претации усиливает момент субъективации, переосмысления. Он связан с двойным диало­гическим обращением - к своему сознанию и сознанию других людей, связывающих cуждением конкретную, неповторимую форму произ­ведения с его содержанием, идеей, внутренним смыслом. Словесная интерпретация, углубляя музыкальную, строится на эмотивных суж­дениях, которые выражают эмоции, установки, настроения говорящего, чтобы передать слушателю и вызвать в нём подобное эмоциональное состояние. Как говорит В.В. Медушевский, «слово прорастает в интонационное слышание, а оно может быть описано словом».

Для достижения этого необходимо приучить слух учащегося к усвоению музыки, как процесса интонирования, как живой речи, обращенной к слушателю. Во-первых, необходимо помочь учащемуся овладеть интонационным анализом, который отвечает природе самого искусства. Критерием искусства является автор, произведение которого является свидетельством его жизни и его отношения к миру. Каналом связи между исполнителем и композитором является интонация. В.В. Медушевский обращая внимание на специфику процесса обучения музыки, предлагает идти «от интонации как выражения смысла – к звуку», т. к. «музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек…» [3, с. 184]. Делая вместе интонационный анализ, мы ориентируемся на главное - наблюдать живое целое в его становлении.

Мы просматриваем развитие зерна - интонации до восприятия произведения в контексте истории. Учимся понимать, что интонация выступает как качество произношения мелодии в узком смысле и в то же время как смысл, заложенный в комплексе выразительных средств. Мы должны услышать интонацию автора, его духовную сущность, а познание духовной сущности возможно через наблюдение за жизнью. В то же время учащегося надо предупредить об опасности скатывания в наивно-реалистическое русло при анализе музыкального произведения. Допустим, «падает снег», «идет дождь», «шумят деревья» и т. д. А требуется понять «какое настроение, какие чувства» вызывает услышанное.

Следует предоставлять на уроке свободу учащемуся в проявлении своих вкусов, стремлений, желаний, которые образуют личностный смысл, как проявление своего отношения к миру, поводом для которого становится искусство.

Любое художественное произведение - это мировоззрение, философия и кредо автора. В процессе интонационного слушания мы с учащимся вступаем в диалог с композитором. У нас возникает желание как бы ответить на его вопросы, звучащие в самой музыке.

Задача концертмейстера на уроке помочь учащемуся сформи­ровать культуру восприятия и воплощения собственного и авторского замысла в яркую, выразительную звуковую форму. Для этого следует использовать такие творческие методы, как:

1. Метод художественного моделирования поисковой ситуации. Напр., «Если бы ты был композитором...»

2. Метод художественного контекста - это сравнение музы­кального произведения с художественным произведением.

3. Метод переинтонирования, т. е. пение с разными интонациями, сравнение их и выбор точной интонации и т. д.

Педагогика сотрудничества в классе дает хорошие результаты. Студент является уникальной, неповторимой личностью, ищущей и способной на очень многое.

Мы постоянно учимся слышать (не слушать) музыку. Слышание - это восприятие музыкального образа, которое является основой занятий музыкой. Восприятие музыки является средством восприятия жизни. Отсюда вытекает, что знания, умения и навыки не будут главной целью. Они будут средством проникновения в мир музыки, а через него и в жизненные проблемы.

Одним из важнейших условий хорошего звучания является мышечная свобода всего тела. Зачастую, чувствуя себя неловко, учащийся ничего не может показать из того, что приготовил к уроку, он весь зажат. Эта проблема касается, как правило, всех. Связано это с личностными комплексами, гиперволнением на уроке. А пластика и умение интонировать телом, руками, лицом очень важны. Проблема работа над пластическим интонированием продолжается зачастую весь процесс обучения. В решение этой проблемы важнейшую роль играет психологический климат на уроке. Нужны: доброе слово, теплая интонация, бережное прикосновение к зажатым мышцам руками преподавателя.

Результатом нашей работы является постижение учащимися науки восприятия музыки, и они постепенно учатся воспроизводить музыкальное произведение так, как этого хотел бы автор. Слышать такое исполнение всегда очень приятно.

Таким образом, к основным профессиональным результатам нашей деятельности следует отнести способность подготовки учащихся к регулярному и профессионально грамотному выступлению на концертах, а также проявлению ими своих профессиональных навыков и умений на зачетах, экзаменах и уроках практики.

 

Список литературы:
1. Каган М.С. Проблемы методологии/Избранные труды в VII томах. – СПб, 2006. – Т. 1. – С. 6.
2. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект: монография. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – 400 с. 
3. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993. – 184 с.
4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – М.: Госмузиздат, 1958. – 317 с.