ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЕЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЛАНСА ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ МЫШЕЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЛАНСА ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
THE USE OF FITBALL GYMNASTICS TO CORRECT THE MUSCULAR AND FUNCTIONAL BALANCE OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Alexander Kapustin
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russia, Kirov
Galina Kovyazina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Vyatka State University, Russia, Kirov
Veronika Gazizova
Student, Vyatka State University, Russia, Kirov
Аннотация. Как показывает статистика, детский церебральный паралич является одним из самых часто встречающихся заболеваний. С начала 2000 годов по сегодняшний день, наблюдается рост больных детей с данной патологией. Чаще всего для таких детей характерны координационные нарушения, связанные с поддержанием равновесия в различных исходных положения. В связи с этим в статье рассматривается методика, которая способствует коррекции мышечно-функционального баланса и основана на выполнении специальных комплесов физических упражнений с фитболом.
Abstract. As statistics show, cerebral palsy is one of the most common diseases. From the beginning of 2000 to the present day, there has been an increase in sick children with this pathology. Most often, such children are characterized by coordination disorders associated with maintaining balance in various starting positions. In this regard, the article discusses a technique that contributes to the correction of muscle and functional balance and is based on performing special sets of physical exercises with a fitball.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, мышечно-функциональный баланс, фитбол-гимнастика, физические упражнения, методика.
Keywords: cerebral palsy, muscle and functional balance, fitball gymnastics, physical exercises, methods.
Введение. В настоящее время остро обсуждается проблема физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а именно детей, страдающих церебральным параличом [1, с. 4]. В общей статистике пациентов с данной патологией эта форма занимает 70–80 % пациентов [2, с. 82].
Большинство авторов отмечают, что основным средством коррекционной и реабилитационной работы являются физические упражнения. Применение фитбола в упражнениях и играх способствует укреплению мышц, исправлению искривлений позвоночника, снижению напряжения в мышцах благодаря вибрациям, улучшению баланса и координации, развитию моторики и оказывает благотворное влияние на психоэмоциональное состояние [3, с. 156].
Проанализировав научно-методическую литературу, удалось выявить противоречие между необходимостью коррекции мышечно-функционального баланса у детей с детским церебральным параличом и недостаточной разработанностью данного вопроса в методиках и программах физической реабилитации детей с детским церебральным.
Выявленное противоречие послужило для постановки научной проблемы исследования, а именно создание и апробация экспериментальной методики коррекции мышечно-функционального баланса детей подросткового возраста с детским церебральным параличом средствами фитбол-гимнастики.
В рамках исследования была создана специальная методика для улучшения координационных способностей у детей, страдающих определенными заболеваниями, через занятия на фитболе. На начальном этапе эксперимента участникам, детям в возрасте от 12 до 14 лет с диагнозом детский церебральный паралич, предложили пройти серию педагогических тестов.
Перед началом методической программы были проведены контрольные измерения для оценки моторных способностей детей. В качестве оценочных критериев использовались следующие тесты: подъем головы и плеч из положения лежа на животе, стойка на 3 точках опоры, удержание головы лежа спиной на мяче, определение динамического равновесия, определение статического равновесия.
Экспериментальная методика состоит из 20 занятий и делится на 3 этапа: ознакомительно-обучающий, основной и заключительный этап.
Первый этап предусматривает: обучение подводящим движений к последующим этапам; понижение тонуса в мышцах; адаптация организма ребёнка к физическом нагрузкам. Данный этап включал в себя упражнения, направленные на ознакомление с физическими свойствами фитбола; обучение различным исходным положениям (И.П.) на полу с фитболом.
Второй этап направлен на корректирование мышечно-функционального баланса; повешение уровня функционирования деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы; улучшение координации движений.
Задачи третьего этапа – закрепление наработанных физических упражнений на фитболе; закрепление приобретенных навыков самостоятельного применения упражнений лечебной гимнастики.
Во второй и третий этап входили различные комплексы упражнений, направленные на коррекцию мышечно-функционального баланса у детей с детским церебральным параличом.
Отличие третьего этапа от второго состоит в том, что дети уже совершенствуют приобретённые навыки по комплексам упражнений, пытаются самостоятельно под показ учителя их выполнять.
Занятие проводилось традиционно в условиях общеобразовательного процесса. Особенностью методики являлось включение специально-разработанных упражнений в основную часть занятия. Комплексы фитбол-гимнастики включались в экспериментальной группе в занятия лечебной физической культуры и применялись 3 раза в неделю по 25–30 минут.
После проведения серий занятий был проведен заключительный этап исследования с целью оценки эффективности использования экспериментальной методики адаптивной физической реабилитации средствами фитбол-гимнастики для коррекции мышечно-функционального баланса детей 12–14 лет с церебральным параличом. Для этого было проведено повторное тестирование.
В ходе сравнительного анализа результатов тестирования двигательных способностей учащихся, обучавшихся по экспериментальной методике, на начальном и заключительном этапах исследования были получены данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительные результаты тестирования уровня двигательных возможностей от начала к концу педагогического эксперимента (n=3)
Тест |
Результаты тестов экспериментальной группы |
t |
P ≤ (0,05) |
|
На начало |
На конец |
|||
Mэ± m |
Мк± m |
|||
Стойка на 3 точках опоры (сек) |
3,66±0,84 |
4,33 ± 1,26 |
0,41 |
p>0.05 |
Удержание головы и плеч в положении лёжа на животе (сек) |
4±0,84 |
5,66 ± 1,68 |
0,89 |
p>0.05 |
Удержание головы лежа спиной на мяче (сек) |
2,33±0,42 |
6,0 ± 1,68 |
2,12 |
p>0.05 |
Ползание по скамейке (сек) |
18±1,18 |
14± 1,18 |
3,20 |
p≤0.05 |
Проба Ромберга (сек) |
8,33±2,10 |
10 ± 1,68 |
0,62 |
p>0.05 |
Эти результаты демонстрируют значительное улучшение в тесте «ползание по скамейке», где было зафиксировано достоверное увеличение уровня развития координации, выносливости, силы, в других тестах наблюдаются улучшения, но нормативного значения не достигают.
Из таблицы видно, что среднее значение в первом тесте улучшилось на 10,65 %. Среднее значение во втором тесте улучшилось на 1,66 сек, что свидетельствует об улучшении на 17 %. Среднее значение в третьем тесте улучшилось на 18 %. Среднее значение в четвёртом тесте улучшилось на 15,33 %. Среднее значение в пятом тесте улучшилось на 13 %.
Сравнение показателей уровня двигательных возможностей у детей 12–14 лет с детским церебральным параличом на начало и конец педагогического эксперимента наглядно показано на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнение показателей уровня двигательных возможностей
Исходя из полученных результатов, можно судить о том, что занятия лечебной физической культурой по разработанной методике положительно повлияли на результаты тестирования. Оценивая полученные из таблицы данные уровня двигательных возможностей у детей 12–14 лет с детским церебральным параличом, в конце эксперимента наблюдается улучшение результатов по всем показателям.
Таким образом, в результате проведения формирующего педагогического эксперимента было выявлено, что уровень показателей повысился, что говорит об эффективности разработанной нами методики. Следовательно, используемая методика адаптивной физической реабилитации средствами фитбол-гимнастики может быть рекомендована к широкому применению в работе по коррекции мышечно-функционального баланса и развития двигательных возможностей у детей подросткового возраста с детским церебральным параличом, как дополнительное средство развития физических качеств при реализации комплекса адаптивной физической культуры.