ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ»
Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования

XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ»
Сегодня в современном мире обладание функциональной грамотностью необходимо в жизни каждому человеку. После окончания школы у учащихся возникают разного рода проблемы, однако, успешность при обучении в школе не всегда способствует успеху в жизни. Многие проблемы состоят в том, что у учащихся не на должном уровне сформировано умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
В свете современных подходов к обучению и воспитанию детей в общеобразовательных школах все более актуальным вопросом становится необходимость развития у учащихся функциональной грамотности. К основным показателям качества образования, получаемого в школах, сегодня без сомнения можно отнести функциональную грамотность выпускников. Едва ли не к самым важным элементом функциональной грамотности можно отнести математическую грамотность. При формировании устойчивого интереса в изучении функциональной математической грамотности школьников необходима правильная постановка вопросов и формулировок задач, ориентированных на практический опыт. Выбор тем для задач, знакомых учащимся, несомненно, вызовет интерес и тем самым будет мотивировать их на поиск нестандартных решений. Основным подходом в обучении функциональной грамотности является решение практико-ориентированных задач, необходимых в повседневной жизни.
Для наглядности рассмотрим некоторые аспекты формирования функциональной математической грамотности учащихся на примерах задач по теме «Проценты».
5-й класс (задача на проценты).
На семейном совете в семье ученика Н, было решено купить новую осеннюю куртку со следующими условиями:
- она должна нравиться ученику;
- стоимость куртки должна составлять от 2000 руб. до 3.000 руб. не больше.
Ученик Н отправился в торговый центр и выбрал две понравившиеся ему куртки:
- куртка бренда Storeez стоит 4 000 руб., скидка на куртку составляет 25%,
- куртка бренда Тортор 2 700 руб., в этом месяце произошло повышение цены товара на 15%.
- Вопрос: какую куртку купит ученик Н?
6-й класс (задача на проценты и бюджетирование).
Месячный доход семьи из 4 человек составляет 130 000 руб. В семье проживает 2 взрослых и два ребенка школьного возраста, на коммунальные услуги семья тратит 6 000 руб., продуктовая корзина составляет 25% месячного дохода, на питание детей в школе уходит 3000 руб.
- Вопрос: сколько рублей в месяц составляет экономия в семье, если на непредвиденные расходы в семье составляют 10%.
- Вопрос: возможно ли семье накопить сумму 120 000 руб. за 6 месяцев.
- Задание: составьте такой бюджет, который позволяет накопить нужную сумму.
7-й класс (задача на проценты).
Кузнецкий угольный бассейн, известный как Кузбасс, входит в число крупнейших месторождений угольного сырья в мире. Количество угля в Кузбассе оценивается в 700 млн. тонн - это свыше 70% всех объемов запасов в стране.
Добыча угля в Кузбассе в последние годы составляет:
Годы |
Годовая добыча угля в тоннах |
2021 |
255 млн тонн |
2022 |
224 млн тонн |
2023 |
214 млн тонн |
2024 |
198 млн тонн |
- Оформить решение в текстовом редакторе, используя правила оформления текста и таблиц.
- Вопрос: используя таблицу, определите в каком году добыча угля была самая высокая?
- Вопрос: на сколько процентов уменьшилась добыча угля в 2022 по сравнению с 2021 годом?
- Вопрос: на сколько процентов уменьшилась добыча угля в 2024 году по сравнению с 2021 годом?
- Задание: составь график зависимости добычи угля в процентном соотношение от лет?
- Задание: сделай свой прогноз на 2025 год?
- Выводы оформить на текущей странице.
8-й класс (задача на проценты и кредитование).
Иван Петрович купил себе участок для постройки дачи за 120 000 руб., разработал проект застройки этого участка дом, беседка, цветник, дорожки, баня. На реализацию этого проекта ему не хватает 500 000 рублей. Недостающую сумму он решил взять в банке, для этого рассмотрел ряд предложений от баков:
- банк « Н», ключевая ставка составляет от 12.4-25,7% , срок до 5 лет;
- банк «В», ключевая ставка 3%, срок 25 лет.
Вопросы.
1. Какое из предложений банков является более выгодным для Иван Петровича?
2. Что еще необходимо учесть для оформления кредита Иван Ивановичу?
3. Возможно ли построить комплекс без взятия кредита?
4. Внести предложения о том, как можно построить комплекс без взятия кредита.
Решение.
Составить программу на языке программирования для реализации задачи. При составлении программы учесть все вопросы, заявленные в задаче.
9-й класс (задача на проценты и бюджетирование).
Предприниматель Иван Петрович Федров решил открыть свое предприятия «Н» Для реализации своего плана снял место-точку, за которую он должен платить 10 000 руб. в месяц, взял кредит в банке на сумму 1 000 000 руб. под 19% годовых на 5 лет без капитализации. Доход в месяц составил 100 000 руб.
- Задание: используя электронные таблицы, рассчитайте, какую сумму по кредиту он должен выплатить за 5 лет?
- Задание: используя электронные таблицы, сколько рублей составит чистая прибыль?
- Вопрос: является ли предприятие самоокупаемым?
- Вопрос: какое предприятие это может быть?
- Вопрос: какие пути выхода из данной ситуации вы можете предложить?
- Составить диаграмму для представления данных.
Задачи, представленные в качестве примера выше, имеют прикладную направленность, ориентированную на получение знаний и приобретение опыта расчетов и решения практических вопросов непосредственно в повседневной жизни. Решение задач, аналогичных приведенным, способствует развитию у учащихся логического мышления, способности аналитически рассматривать предложенную ситуацию, навыков разработки алгоритмов, а также постановки целей и вариабельности решений задач. При решении данных задач ученик применяет приобретенные математические знания по данной теме, имеющийся собственный жизненный опыт и способность аналитического мышления.
