Статья:

Оздоровительная методика приобщения студентов к здоровье сберегающему физкультурно-спортивному образу жизни в вузе

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Туманов Д.О., Покацкая А.П., Смирнова Л.Г. Оздоровительная методика приобщения студентов к здоровье сберегающему физкультурно-спортивному образу жизни в вузе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 91-95.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оздоровительная методика приобщения студентов к здоровье сберегающему физкультурно-спортивному образу жизни в вузе

Туманов Дмитрий Олегович
студент Иркутского государственного университете путей и сообщения, РФ, г. Иркутск
Покацкая Анастасия Павловна
студент Иркутского государственного университете путей и сообщения, РФ, г. Иркутск
Смирнова Людмила Георгиевна
старший преподаватель, Иркутского государственного университете путей и сообщения, Россия, Иркутск

 

Аннотация. В данной статье представлены наблюдения за двумя разными группами лиц, за теми, кто решил часть себя посветить гиревому спорту и тех кто решил не связывать свою жизнь со спортом.

 

Ключевые слова: спорт, гиревой спорт, выносливость, физическое развитие, гири, тренер, саморазвитие, сила.

 

Рыночная экономика, присущая всем сферам деятельности, предъявляет новые более высокие требования к специалистам высшей квалификации. Эффективность любого предприятия определяется производительностью труда, в связи с этим, вполне очевидно, что молодой специалист должен быть здоров, физически закален, инициативен, обладать необходимыми профессионально важными качествами, ориентированными на успешную трудовую деятельность.

Однако, как подтверждают исследования, показатели здоровья, физическая подготовленность у студенческой молодежи ежегодно снижаются. По материалам врачебно-медицинских обследований 30-35 % от общего количества бакалавров по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе. Проблема здоровья подрастающего поколения и студенческой молодежи является приоритетным направлением социальной политики нашего государства. В силу этого, темпы современной жизни, профессиональные требования становятся для них непосильными. Поэтому, для успешного решения государственных задач в области физической культуры студенческой молодежи необходимы поиск и внедрение более совершенных форм, методов организации учебных занятий, выявление неиспользованных возможностей для повышения эффективности физической подготовки студентов, разработки оздоровительной методики, ориентированной на развитие и совершенствование профессионально важных качеств средствами физической культуры.

Для разработки оздоровительной методики студентов по здоровье сберегающему физкультурно-спортивному образу жизни нами проделан комплекс мероприятий и методов организации учебных занятий физической культурой студентов в отдельно взятом учебном заведении.

В Красноярском институте железнодорожного транспорта в целях пропаганды и привлечения внимания студентов к здоровье сберегающему физкультурно-спортивному образу жизни работают секции по 12 видам спорта. Приоритетными спортивными секциями у студентов являются плавание, футбол, баскетбол, хоккей, гиревой спорт, лыжный спорт. Для их проведения созданы все необходимые условия.

В своей работе мы решили подробно рассмотреть такое направление в спорте как гиревой спорт. Гиревой спорт – это циклический вид спорта, в основе которого лежит подъём гирь максимально возможное число раз за отведённый промежуток времени в положении стоя. Опыт спортсменов и утверждения медиков доказывают, что работа с гирями не только помогает увеличить объем мышечной массы, но и развивает силу, выносливость и хорошую координацию движений. Также такой вид спорта помогает отвлечься от обыденных дел, не требует больших финансовых затрат и большого пространства для тренировок - одна гиря может расположиться под столом у офисного работника, заниматься можно каждый день, даже когда повышается утомляемость и понижается работоспособность.

Преимуществами гиревого спорта, по сравнению с другими видами спорта, являются:

·      безопасность;

·      простота упражнений;

·      требуются минимальные затраты на спортивный инвентарь;

·      экономия пространства;

·      задействуются все группы мышц.

По мнению руководителей секций, данный вид спорта необходимо прививать со студенческих лет. Для того чтобы узнать насколько эффективен данный вид спорта нами были проведены некоторые наблюдения.

Наблюдения проводились за шестью студентами, обучающимися на первом курсе. Им были присвоены номера «1», «2», «3», «4», «5», «6». Студенты с номерами «1», «2», «3» на первой неделе обучения решили выбрать гиревой спорт для своего физического развития, а студенты с номерами «4», «5», «6» решили не связывать свою жизнь со спортом. На первом этапе было проведено тестирование эмоционального состояния с целью выявления слабых сторон спортсмена, умственного и социального развития, так же был проведен медицинский осмотр для определения их физического состояния. По результатам проверки были сделаны выводы, о том, что все спортсмены были эмоционально не стабильны: спокойствие быстро сменялось гневом; тестирование на уровень IQ дали низкие результаты; 5 наблюдаемых из 6 чувствовали себя не комфортно при общении с новыми людьми за исключением наблюдаемого под номером «2», были сильно зажаты. Физическое развитие у всех наблюдаемых было ниже среднего уровня, исходя из нормативов по физической культуре для высших учебных заведений.

Тренировки проводились 3 раза в неделю: в понедельник, среду и четверг в вечернее время. За каждым из студентов велось постоянное наблюдение и контроль за выполнением упражнений.

Особенность методики проведения тренировок заключалось в том, что все спортсмены учились выполнять упражнения методом «от противного». Тренер давал спортсменам возможность самостоятельно попробовать добиться правильности выполнения упражнений с малыми весами гирь. Когда у спортсменов что-то не получалось, тренер подводил спортсменов к правильному умозаключению, после чего все спортсмены выполняли упражнения правильно, и затрачивали на это меньше усилий, так как им удавалось прочувствовать «цену совершенной ошибки».

По данной методике все спортсмены через 6 месяцев тренировок добились высокого уровня освоения техники выполнения упражнения, но у всех спортсменов она была индивидуальной.

В конце учебного года были проведены повторные осмотры спортсменов и были получены следующие результаты: спортсмены, занимавшиеся гиревым спортом, стали эмоционально более стабильны; уровень физического развития значительно вырос; общение с новыми людьми уже не были так трудны для них; давление, пульс и кардиограмма были в отличном состоянии. А сами спортсмены отмечали, что они стали чувствовать себя намного увереннее в любых экстренных ситуациях.

Наблюдаемые под номерами «4», «5», «6» из-за учебной нагрузки стали еще более раздражительны, уровень физического развития был не изменен, повысились утомляемость и сонливость, давление и пульс были немного повышены, но все оставалось в пределах нормы.

В летний период времени все тренировки были прекращены, а после окончания этого периода состоялась беседа с каждым из наблюдаемых, и были подведены следующие итоги.

Наблюдаемые под номерами «1», «2», «3», в середине лета стали ощущать дискомфорт, выражающийся в недостатке физических нагрузок и непреодолимым желанием возобновить тренировки. В летний период эти студенты занимались полюбившимся им видом спорта самостоятельно. После легкой тренировки студенты чувствовали сильную утомляемость и сонливость, но на следующее утро вставали бодрыми и полными новых сил и энергии, которой хватало, по их словам, на несколько недель. После проведенных тестов, уровень стрессоустойчивости у испытуемых спортсменов стал выше, уровень физического состояния стал ниже, но все же выше первоначальных показателей.

Испытуемые под номерами «4», «5», «6», чувствовали себя обычно, за летние каникулы они все эмоционально отдохнули поле напряжённой сессии. Все показатели были практически схожи с теми, что и при первоначальном наблюдении.

Со второй половины сентября тренировки возобновились, и уже в октябре все спортсмены вернули свою былую физическую подготовку, а к наступлению декабря месяца произошел резкий скачек уровня физического развития студентов. При участии в соревнованиях по гиревому спорту: двое спортсменов «1» и «3» выполнили первый взрослый разряд, а спортсмен «2» - второй разряд.

Временами у спортсменов возникал упадок сил и энергии, но все это проходило после посещения зала. Однако в конце второго учебного года испытуемый под номером «2» прекратил занятия спортом, однако все так же находился под наблюдением. Уровень его физического развития незначительно уменьшился, стрессоустойчивость стала слабее, наблюдаемый стал постепенно замыкаться в себе, что было очень заметно окружающим. На просьбу тренера вернуться к занятию он сказал:

- У меня нет на это времени.

Тогда тренер предложил ему расписать свой день полностью, и все выполнять по расписанию, но в место занятий спортом он просто выделил ему свободное время и запретил заниматься учебой, приготовлением пищи и прочими делами в это время. Это время составляло 40 минут. Уже через 4 дня наблюдаемый вернулся к тренировкам и через месяц вернул свою прежнюю форму.

Данные наблюдения были продолжались в течение 3-х лет. По итогу были сделаны следующие выводы: гиревой спорт действи­тельно помогаем людям найти себя в этом мире и чувствовать себя при этом очень уверенно. Также он учит не сдаваться и добиваться желаемого результата; развивает силу, выносливость; повышает нравственные и моральные качества; после занятий повышается работоспособность; стабилизируется настроение. Данный вид спорта идеально подходит для тех, кто работает в кабинетах за рабочим столом.

Развитие и совершенствование физических качеств – это длительный процесс целенаправленного всестороннего воздействия физических упражнений на организм и личность обучающегося. Выполнение физических упражнений активизирует функционирование всех систем организма, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает физические и психологические качества, влияет на личность, обогащает опыт физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивает развитие прикладных качеств, которые в наибольшей мере необходимы специалисту в дальнейшей трудовой деятельности.

 

Список литературы:
1. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.
2. Т.А. Мартиросова, Методика педагогического контроля практических занятий по физической культуре на примере учебного процесса СибГТУ г. Красноярска / Т.А. Мартиросова // Восток–Россия–Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: Материалы VII между¬народного симпозиума. – Орел: ОрелГТУ. - 2010. - С. 115-120. 
3. Физическая культура: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Я. Виленского. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 424 с. – (Бакалавриат).
4. http://kak-bog.ru/girevoy-sport-chem-polezen-i-kakie-myshcy-kachaet.