Статья:

Модель и технологии подготовки персонала к производственным рискам в дополнительном профессиональном образовании

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Репях Л.П., Белоновская И.Д. Модель и технологии подготовки персонала к производственным рискам в дополнительном профессиональном образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 34-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Модель и технологии подготовки персонала к производственным рискам в дополнительном профессиональном образовании

Репях Лариса Петровна
преподаватель АНО ДПО «Верифис», РФ, г. Оренбург
Белоновская Изабелла Давидовна
д-р. пед. наук, профессор Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

MODEL AND TECHNOLOGIES OF PREPARATION OF THE PERSONNEL TO PRODUCTION RISKS IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

 

Larisa Repyakh

Teacher ANO DPO "Verifis", Russia, Orenburg

Isabella Belonovskaya

dr. ped. sciences, professor Orenburg State University, Russian Federation, Orenburg

 

Аннотация. Рассмотрена подготовка в условиях ДПО персонала газораспределительной организации к риску с использованием техно­логий визуализации и моделирования проблемных производственных ситуаций. Проведен педагогический эксперимент с использованием автоматизированной системы управления производственными процес­сами сетей газораспределения для моделирования и визуализации в учебном процессе. Установлено повышение уровня сформированности компетенций слушателей, мотивации и значимости обучения.

Abstract. Preparation of the personnel of the gas-distributing organization for risk in the conditions of DPO with use of technologies of visualization and modeling of problem production situations is considered. Pedagogical experiment with use of an automated control system for productions of networks of gas distribution for modeling and visualization in educational process is made. Increase of level of formation of competences of listeners is established, to motivation and the importance of training.

 

Ключевые слова: производственный риск; дополнительное профессионально обучение; персонал; визуализация; моделирование.

Keywords: production risk; additional training; the personnel; visualization; modeling

 

Одной из востребованных программ дополнительного профессионального образования является подготовка персонала к производственному риску. Особое значение такая подготовка при­обретает в отраслях нефтегазодобычи и газораспределения. Изучение риска в настоящее время представляет собой интенсивно развивающееся научное направление. Рискология – наука, ориентированная на анализ, диагностирование, прогнозирование, программирование и планирование рисков в производстве, управлении рисками в самых разных сферах жизнедеятельности человека.

Современная сфера рискологии имеет разнообразные аспекты приложения, обусловленные спецификой той или иной профес­сиональной деятельности. В XXI веке проблемы риска представлены в обширной номенклатуре отечественных периодических изданий (более 30 журналов), исследующих этот феномен в медицине, фармакологии, техносфере, экономике, менеджмента, информатизации, образовании, промышленном производстве и др.

Одним из видов риска является риск производственного характера. Основные позиции, характеризующие отношение к производствен­ному риску, отражены в трудовом кодексе Российской Федерации, в национальной системе стандартов безопасности труда (см. например, ГОСТ 12.0.001-2013). Так, например, основанием для направления работника на повышение квалификации в сфере производственного риска является ст. 209 Трудового кодекса РФ, где введено понятие «Профессиональный риск». Это понятие характеризует вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) производственных факторов. Трактовка понятия «Производственный риск» предполагает не только необходимость мер по его предотвра­щению, но и подготовленность работника к управлению таким риском, к минимизации самой возможности такого риска.

Проблемы подготовки персонала к производственному риску являются достаточно новым направлением педагогических исследований. К настоящему времени на уровне диссертаций кандидатского уровня изучен ряд вопросов формирования рискологической культуры (Е.С. Минкова [1]), ценностного отношения к проблемам риска, подготовки обучающихся к управлению рисками (И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская [2], Е.Ю. Половнева [3]) и другие. Задачи риско­логической подготовки в последние годы значительно усложнились внедрением в России риск-ориентированного подхода [4]. Новым направлением педагогики стало формирование эмоционально-ценностного отношения в риску (Е.И. Петрова [5]).

В то же время анализ научно-педагогической литературы показал, что в условиях ДПО проблема подготовки персонала к рискам газораспределения малоизучена и требует поиска результативных профессионально-ориентированных образовательных технологий.

Представим наш опыт использования технологий визуализации и моделирования производственных процессов в подготовке персонала газораспределительной организации к риску.

АНО ДПО «Верифис» и АО «Газпром газораспределение Оренбург» при поддержке Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проводят непрерывную подготовку и повышение квалификации персонала газораспределительных организаций в сфере требований промышленной безопасности для опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления [6].

Модель подготовки АНО ДПО «Верифис» по согласованию с заказчиком включает актуализацию знаний персонала о технике безопасности, ознакомление с новыми требованиями отраслевых нормативов, работу с учебной версией автоматизированной системы моделирования производственного процесса с использованием геоин­формационных технологий, итоговое тестирование сформированных компетенций.

Этап входного контроля выявил недостаточный уровень подготовки и мотивации персонала (рис. 1). Требовалось мотивировать слушателей к изучению проблем риска на предприятии газораспределения, а также обеспечить профессиональную специфичность используемых технологий обучения.

Проблема мотивации слушателей решалась с использованием метода проблемных ситуаций. Существенной педагогической под­держкой стала визуализация и свертка информации, представленной для анализа проблемных ситуаций в производстве в виде типографской продукции (комикс-календарей (выпуски 2017, 2018 года), миниафиш, иллюстрированных памяток), макетированной в АНО ДПО «ВЕРИФИС». Особый интерес слушателей вызвала информационная подборка по данным региональных СМИ о ситуациях, приведших к авариям в газораспределении с визуализации производственной событийности в форме презентаций, фотографий и видеороликов.

Слушателям были представлены и продемонстрированы в реальных условиях отслеживания перемещения бригад слесарей на основе внедрения геоинформационных технологий, системы телеметрии и телемеханики в АО «Газпром газораспределение Оренбург» [6, 7]. Мониторинг стал возможен благодаря новым техническим и организационным решением - использованию GPS трекеров как оборудования, определяющего текущие географические координаты объекта контроля.

В целях управления производственным риском была использована демоверсия автоматизированной системы управления производ­ственными процессами сетей газораспределения (АСУ ПП СГ), действующая на АО «Газпром газораспределение Оренбург». Система применена в учебном процессе для моделирования производственных процессов обслуживания сетей газораспределения. Технология моде­лирования дала возможность демонстрировать решение ряда задач снижения риска аварийности за счет средств автоматизации. Слушатели моделировали управление параметрами производственных процессов сетей газораспределения. Моделирование сопровождается визуали­зацией - динамичным отображением перемещения бригад слесарей на карте города и сетей газопровода. Визуализация поддерживается геоинформационными технологиями для принятия оперативных управленческих решений различными классами пользователей (диспетчерами, мастерами комплексно-эксплуатационных служб, инженерами производственно-технических служб предприятия).

Проведены опросы слушателей по результатам использования программных продуктов. Было опрошено 37 слушателей, представ­ляющих различные организации и уровни персонала. Результаты представлены на рисунке 1 и 2.

 

Рисунок 1. Оценка слушателями ДПО результативности обучения до и после внедрения технологий моделирования и визуализации

 

Проведенное исследование позволяет утверждать, что в целях подготовки персонала к производственным рискам целесообразно внедрение метода проблемных ситуаций совместно с технологиями визуализации и моделирования производства. Комплексность образова­тельного воздействия в этом случае обеспечивает как повышением заинтересованности и мотивации слушателей за счет когнитивной и информационной насыщенности содержания обучения, так и его эмоционального воздействия, максимального приближения к реаль­ности и событийности профессионального пространства слушателей.

 

Рисунок. 2. Динамика отношения к обучению по программе подготовки к производственному риску слушателей ДПО

 

Список литературы:
1. Минкова Е.С. Формирование готовности к риск-менеджменту инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2005. - 21 с.
2. Белоновская И.Д. Формирование готовности будущего инженера к управ-лению производственно-технологическими рисками / И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1 (25). С. 32-41.
3. Половнева Е.Ю. Подготовка будущего юриста к профилактике профес-сиональных рисков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского.- Чита, 2011.- 20 с. 
4. Файнбург Г.З. Проблемы внедрения риск-ориентированного подхода в практику обеспечения безопасности производства / Г.З. Файнбург // Актуальные проблемы повышения эффективности и безопасности эксплуатации горношахтного и нефтепромыслового оборудования. 2017. Т. 1. – С. 151-167.
5. Кушнарева О.В. формирование риск-ориентированного мышления обучающихся на основе акмеологического подхода / О.В. Кушнарева // В сборнике: Акмеология профессионального образования. Материалы 14 й Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 115-118.
6. Белоновский П.В. Автоматизация мониторинга обслуживания газораспреде¬лительных систем Оренбургской области / П.В. Белоновский, И.В. Влацкая // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015, № 4. – С. 172–176. 
7. Репях Л.П. Безопасность персонала и снижение рисков аварийности на основе моделирования процессов обслуживания сетей газораспределения в оренбургской области / Л.П. Репях, П.В. Белоновский // В сборнике: Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий Сборник материалов IV Международной научно–практической очно–заочной конференции. Самара-Оренбург, 2018. – С. 244-249.