Модель и технологии подготовки персонала к производственным рискам в дополнительном профессиональном образовании
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Модель и технологии подготовки персонала к производственным рискам в дополнительном профессиональном образовании
MODEL AND TECHNOLOGIES OF PREPARATION OF THE PERSONNEL TO PRODUCTION RISKS IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Larisa Repyakh
Teacher ANO DPO "Verifis", Russia, Orenburg
Isabella Belonovskaya
dr. ped. sciences, professor Orenburg State University, Russian Federation, Orenburg
Аннотация. Рассмотрена подготовка в условиях ДПО персонала газораспределительной организации к риску с использованием технологий визуализации и моделирования проблемных производственных ситуаций. Проведен педагогический эксперимент с использованием автоматизированной системы управления производственными процессами сетей газораспределения для моделирования и визуализации в учебном процессе. Установлено повышение уровня сформированности компетенций слушателей, мотивации и значимости обучения.
Abstract. Preparation of the personnel of the gas-distributing organization for risk in the conditions of DPO with use of technologies of visualization and modeling of problem production situations is considered. Pedagogical experiment with use of an automated control system for productions of networks of gas distribution for modeling and visualization in educational process is made. Increase of level of formation of competences of listeners is established, to motivation and the importance of training.
Ключевые слова: производственный риск; дополнительное профессионально обучение; персонал; визуализация; моделирование.
Keywords: production risk; additional training; the personnel; visualization; modeling
Одной из востребованных программ дополнительного профессионального образования является подготовка персонала к производственному риску. Особое значение такая подготовка приобретает в отраслях нефтегазодобычи и газораспределения. Изучение риска в настоящее время представляет собой интенсивно развивающееся научное направление. Рискология – наука, ориентированная на анализ, диагностирование, прогнозирование, программирование и планирование рисков в производстве, управлении рисками в самых разных сферах жизнедеятельности человека.
Современная сфера рискологии имеет разнообразные аспекты приложения, обусловленные спецификой той или иной профессиональной деятельности. В XXI веке проблемы риска представлены в обширной номенклатуре отечественных периодических изданий (более 30 журналов), исследующих этот феномен в медицине, фармакологии, техносфере, экономике, менеджмента, информатизации, образовании, промышленном производстве и др.
Одним из видов риска является риск производственного характера. Основные позиции, характеризующие отношение к производственному риску, отражены в трудовом кодексе Российской Федерации, в национальной системе стандартов безопасности труда (см. например, ГОСТ 12.0.001-2013). Так, например, основанием для направления работника на повышение квалификации в сфере производственного риска является ст. 209 Трудового кодекса РФ, где введено понятие «Профессиональный риск». Это понятие характеризует вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) производственных факторов. Трактовка понятия «Производственный риск» предполагает не только необходимость мер по его предотвращению, но и подготовленность работника к управлению таким риском, к минимизации самой возможности такого риска.
Проблемы подготовки персонала к производственному риску являются достаточно новым направлением педагогических исследований. К настоящему времени на уровне диссертаций кандидатского уровня изучен ряд вопросов формирования рискологической культуры (Е.С. Минкова [1]), ценностного отношения к проблемам риска, подготовки обучающихся к управлению рисками (И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская [2], Е.Ю. Половнева [3]) и другие. Задачи рискологической подготовки в последние годы значительно усложнились внедрением в России риск-ориентированного подхода [4]. Новым направлением педагогики стало формирование эмоционально-ценностного отношения в риску (Е.И. Петрова [5]).
В то же время анализ научно-педагогической литературы показал, что в условиях ДПО проблема подготовки персонала к рискам газораспределения малоизучена и требует поиска результативных профессионально-ориентированных образовательных технологий.
Представим наш опыт использования технологий визуализации и моделирования производственных процессов в подготовке персонала газораспределительной организации к риску.
АНО ДПО «Верифис» и АО «Газпром газораспределение Оренбург» при поддержке Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проводят непрерывную подготовку и повышение квалификации персонала газораспределительных организаций в сфере требований промышленной безопасности для опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления [6].
Модель подготовки АНО ДПО «Верифис» по согласованию с заказчиком включает актуализацию знаний персонала о технике безопасности, ознакомление с новыми требованиями отраслевых нормативов, работу с учебной версией автоматизированной системы моделирования производственного процесса с использованием геоинформационных технологий, итоговое тестирование сформированных компетенций.
Этап входного контроля выявил недостаточный уровень подготовки и мотивации персонала (рис. 1). Требовалось мотивировать слушателей к изучению проблем риска на предприятии газораспределения, а также обеспечить профессиональную специфичность используемых технологий обучения.
Проблема мотивации слушателей решалась с использованием метода проблемных ситуаций. Существенной педагогической поддержкой стала визуализация и свертка информации, представленной для анализа проблемных ситуаций в производстве в виде типографской продукции (комикс-календарей (выпуски 2017, 2018 года), миниафиш, иллюстрированных памяток), макетированной в АНО ДПО «ВЕРИФИС». Особый интерес слушателей вызвала информационная подборка по данным региональных СМИ о ситуациях, приведших к авариям в газораспределении с визуализации производственной событийности в форме презентаций, фотографий и видеороликов.
Слушателям были представлены и продемонстрированы в реальных условиях отслеживания перемещения бригад слесарей на основе внедрения геоинформационных технологий, системы телеметрии и телемеханики в АО «Газпром газораспределение Оренбург» [6, 7]. Мониторинг стал возможен благодаря новым техническим и организационным решением - использованию GPS трекеров как оборудования, определяющего текущие географические координаты объекта контроля.
В целях управления производственным риском была использована демоверсия автоматизированной системы управления производственными процессами сетей газораспределения (АСУ ПП СГ), действующая на АО «Газпром газораспределение Оренбург». Система применена в учебном процессе для моделирования производственных процессов обслуживания сетей газораспределения. Технология моделирования дала возможность демонстрировать решение ряда задач снижения риска аварийности за счет средств автоматизации. Слушатели моделировали управление параметрами производственных процессов сетей газораспределения. Моделирование сопровождается визуализацией - динамичным отображением перемещения бригад слесарей на карте города и сетей газопровода. Визуализация поддерживается геоинформационными технологиями для принятия оперативных управленческих решений различными классами пользователей (диспетчерами, мастерами комплексно-эксплуатационных служб, инженерами производственно-технических служб предприятия).
Проведены опросы слушателей по результатам использования программных продуктов. Было опрошено 37 слушателей, представляющих различные организации и уровни персонала. Результаты представлены на рисунке 1 и 2.
Рисунок 1. Оценка слушателями ДПО результативности обучения до и после внедрения технологий моделирования и визуализации
Проведенное исследование позволяет утверждать, что в целях подготовки персонала к производственным рискам целесообразно внедрение метода проблемных ситуаций совместно с технологиями визуализации и моделирования производства. Комплексность образовательного воздействия в этом случае обеспечивает как повышением заинтересованности и мотивации слушателей за счет когнитивной и информационной насыщенности содержания обучения, так и его эмоционального воздействия, максимального приближения к реальности и событийности профессионального пространства слушателей.
Рисунок. 2. Динамика отношения к обучению по программе подготовки к производственному риску слушателей ДПО