Статья:

Использование игрового набора «Медовое сражение» из комплекса развивающих игр «VAY TOY» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста

Конференция: XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Бондарь С.Ю., Кострюкова Ю.С. Использование игрового набора «Медовое сражение» из комплекса развивающих игр «VAY TOY» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(39). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 18-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование игрового набора «Медовое сражение» из комплекса развивающих игр «VAY TOY» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста

Бондарь Светлана Юрьевна
воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 27, РФ, г. Белгород
Кострюкова Юлия Сергеевна
воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 27, РФ, г. Белгород

 

USING THE GAME SET "HONEY BATTLE" FROM THE COMPLEX OF EDUCATIONAL GAMES "VAY TOY» IN THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

 

Svetlana Bondar

Educator, Municipal budget preschool educational institutions institution kindergarten of General development type No. 27, Russia, Belgorod

Yulia Kostryukova

Educator, Municipal budget preschool educational institutions institution kindergarten of General development type No. 27, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В настоящее время одним их важнейших направлений дошкольного образования выступает познавательное развитие детей. Перед педагогами стоит задача по созданию условий, нахождению наиболее удачных  способов подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей дошкольников.

Abstract. Currently, one of the most important areas of preschool education is the cognitive development of children. Teachers are faced with the task of creating conditions and finding the most successful ways to provide information for the development of curiosity, cognitive activity, and cognitive abilities of preschoolers.

 

Ключевые слова: познавательное развитие; деятельность; развивающие игры; активность.

Keywords: cognitive development; activity; educational games; activity.

 

Актуальность познавательного развития отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, согласно которому одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме этого, выделяется отдельная образовательная область «Познавательное развитие», в которой основными задачами выступают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [2, с. 35].

Средством познавательного развития детей дошкольного возраста могут быть подвижные развивающие игры VAY TOY. С играми VAY TOY педагог сможете:

  1. Проводить занятия в подвижной форме, объединив интеллектуальное развитие детей и их двигательную активность.
  2. Проводить занятия сразу со всей группой детей.
  3. Использовать игры для детей разного возраста, усложняя или упрощая задания.
  4. В игровой форме обучать.
  5. Вырабатывать навыки совместной игры и коммуникаций у детей.
  6. Развивать воображение, логику, мышление [1, с.27].

В своей практике мы активно применяем набор «Медовое сражение» из комплекса развивающих игр «VAY TOY» в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. В комплект игры входят мешочки с песком, паллеты для счета, игровое поле «VAYTOY».

«Соотнесение числа предметов с цифрой». Цифры – система знаков для записи чисел; способ графического обозначения числа. После знакомства с образованием числа учим детей обозначать это число цифрой. Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать следующие упражнения:

Упражнение 1. На полу лежит коврик «VayToy» «Ну, попади! Медовое сражение». Показываем ребенку на цифру 1 и кладем около нее одну фишку. Предлагаем один раз топнуть, один раз хлопнуть, один раз присесть и т.п. Делимся на команды. Каждый игрок делает по одному броску мешочком на поле. Считаются очки только при попадании на цифру 1. Аналогично действуем с ребенком с другими цифрами.

Упражнение 2. Взрослый раскладывает карточки с изображением продуктов (лучше объединенных одной темой – фрукты или ягоды и т.п.) на поле рядом с цифрами (у цифры 5 – пять карточек с помидором, у цифры 4 – четыре карточки с луковицей и т.д.). Далее говорит инструкцию ребенку, что он должен сходить в магазин (в огород, на рынок) и принести 5 помидор и 4 луковицы. Ребенок идет и собирает карточки с поля, беря по одной и отсчитывая их.

Упражнение 3. Делимся на 2 команды – команда пчелок, и команда мишек. Бросаем по очереди свои мешочки. Поочередно кидаем до тех пор, пока не попадем на цифру. Даем ребенку тоже число фишек (у мишек синие, у пчелок – красные). Ребенок ставит эти фишки слева направо в паллету. Получается два ряда фишек в одной паллете – синие и красные. Сравниваем их. У кого больше, тот и победил.

«Образование числа:   последующее и предыдущее. Сравнение смежных чисел». Дети усваивают последовательность и наименования числительных, точно соотносят числительное с каждым множеством предметов. Сравнивать смежные числа – значит определять, какое из них больше, а какое меньше. На конкретных примерах детям раскрывают связь между смежными числами, подводят к пониманию взаимно-обратных отношений между ними.

Упражнение 1. На полу разложен коврик «VayToy». Даем ребенку 1 фишку и просим положить ее на цифру 1. Затем, просим переместить эту фишку на цифру 2. Но у нас 1 фишка, нужно чтобы их было 2 – даем еще 1 фишку ребенку. Теперь 2 фишки перемещаем на цифру 3. Добавляем еще одну фишку, чтобы их стало 3 шт. Аналогично действуя, доходим до цифры 5. Теперь перемещаемся со всеми фишками в обратном направлении, сравниваем число фишек с цифрой и уравниваем ситуацию.

Упражнение 2. На полу коврик «VayToy». Даем ребенку 2 синие фишки, он кладет их к синей цифре 2. Даем 3 красные фишки и кладем на цифру 3. Каких фишек больше? Давай проверим - вставляем их в счетную паллету – один ряд синие фишки, под ними второй ряд с красными фишками (метод приложения). Видно, что красных фишек больше, чем синих, значит 3 больше чем 2, а 2 меньше чем 3. Таким же образом сравниваем 1 и 2,3 и 4, 4 и 5.

Упражнение 3. Уравнивание. На игровом поле выложены совокупности - 3 синих фишки у цифры 3 и 4 красных фишки, у цифры 4. Выясняем, каких больше/меньше. Просим перенести 3 фишки к 4 красным фишкам. Сколько нужно добавить синих фишек, чтобы их стало с красными поровну? (добавляем 1 синюю фишку). Аналогично с другими парами смежных чисел.

«Состав числа из двух меньших. Начало вычислительной деятельности». Для успешного развития счета в пределах 10 советуем разучивать с ребенком состав всех чисел от 1 до 10 из двух меньших. Упражняемся не только в разложении числа на 2 меньших, но и в получении числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения двух слагаемых.

Упражнение 1. Для игры используем поле «VayToy» «Ну, попади. Медовое сражение». Бросаем мешочки на поле, пытаясь попасть на цифру 1. Когда попали, даем ребенку фишку того же цвета и просим положить ее рядом с цифрой 1. Затем кидаем мешочки, пытаясь попасть на цифру 2. После попадания, даем ребенку по одной 2 фишки – синюю и красную, и он кладет их по очереди рядом с цифрой 2. Делаем с ребенком вывод: 2 это 1 и 1. Далее кидаем на цифру 3. После попадания, даем ребенку по одной 3 фишки: 2 синие и 1 красную. Он поочередно кладет их к цифре 3. Делаем вывод: 3 это 2 и 1 или 1 и 2. Затем попадаем на цифру 4. Для того чтобы показать ее состав используем обе цифры на поле - и красную, и синюю. Для красной 4 даем по одной: 1 синюю фишку, 3 красных. Для синей 4 даем по одной: 2 синих и 2 красных. Делаем вывод: 4 это 1 и 3, или 3 и 1, или 2 и 2. Далее цифра 5. При попадании на нее даем 5 фишек: 1 синюю и 4 красных; 2 красных и 3 синих. Выкладываем эти комбинации рядом с цифрой 5. Делаем вывод: 5 это 1 и 4, или 4 и 1; 5 это 2 и 3, или 3 и 2.

Упражнение 2. На поле выкладываем фишки для всех цифр синие и красные. Предлагаем ребенку подумать, какие фишки могут объединиться и «поселиться» в одном домике. Примечание: изначально выкладываем фишки НАД цифрой, а комбинации из других фишек ребенок выкладывает ПОД цифрой. Например, ребенок берет 2 фишки с цифры 2 и 1 фишку с цифры 1, кладет их под цифрой 3.

Упражнение 3. На поле выложены фишки у цифры 5. Задание разложить эти фишки по 2м разным цифрам. Аналогично раскладываем фишки у цифры 4, и т.д.

Упражнение 4. Ребенок становится перед полем. Взрослый сообщает ему, что у него есть прыжки и хлопки. Он должен шагать по цифрам и выполнять движения. Наступая на цифру, ребенок сам решает сколько раз ему прыгнуть, сколько раз хлопнуть. (Например: на цифре 4 можно 1 раз хлопнуть и 3 раза прыгнуть или 2 раза прыгнуть и 2 раза хлопнуть). При повторном нахождении на цифре, комбинация прыжков и хлопков должна меняться.

Упражнение 5. Для наглядности состава числа из 2х меньших используем паллеты из игры. В них есть 4 ряда по 5 отверстий. Предлагаем порешать рассказы-задачи: На верхнем проводе сидели 3 вороны, 1 ворона пересела на нижний провод. Сколько всего ворон? Как они теперь сидят? (в верхний ряд паллеты вставляем 3 фишки, перемещаем 1 на нижний ряд, делаем выводы). Девочке подарили 4 карандаша. Она поделилась с подругой. Как она могла поделить карандаши? На верхней полке стояло 5 книг. Потом 2 из них переставили на нижнюю. Сколько всего книг? Как они теперь стоят? На какой полке книг больше/меньше? Предлагаем ребенку самому придумать задачку.

Упражнение 6. Взрослый дает ребенку 3 фишки. Просит его спрятать их в двух кулачках. Потом взрослый угадывает, в какой руке сколько фишек.

Упражнение 7. Для изучения состава числа от 6 до 10 используйте счетные паллеты, выкладывая 6 фишек разными комбинациями (1 синяя фишка и 5 красных и т.д.) Важно заполнять ряд отверстий полностью. Т.е. если вы показываете, что б это 4 и 2, то не ставьте 4 фишки в одном ряду, а 2 в другом. Заполняете в ряду 4 фишки красные, затем дополняете ряд еще 1 синей, оставшуюся 1 синюю уже в начало второго ряда.

Важным выступает  целенаправленное и систематическое использование подвижных развивающих игр VAY TOY, а также  учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при подборе подвижных развивающих игр VAY TOY.

 

Список литературы:
1. Рекомендации к подвижным развивающим играм «VAY TOY» Играю. Двигаюсь. Учусь. – М., 2018. – 24 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказа Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.