Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИТЕБСКЕ

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Данилюк Е.А., Денисова И.В. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИТЕБСКЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВИТЕБСКЕ

Данилюк Екатерина Александровна
студент 4 курса, УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова», Беларусь, г. Витебск
Денисова Иоланта Васильевна
канд. пед. наук, доц. кафедры музыки, УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова», Беларусь, г. Витебск

 

CHARACTERISTICS OF THE CURRENT STATE OF THE MUSIC EDUCATION SYSTEM IN VITEBSK

 

Ekaterina Danilyuk

4th year student of the Higher Educational Institution "Vitebsk State University named after P. M. Masherov", Belarus, Vitebsk

Iolanta Denisova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Music,

Vitebsk State University named after P. M. Masherov, Belarus, Vitebsk

 

Аннотация. В статье охарактеризовано современное состояние системы музыкального образования Республика Беларусь на примере города Витебска. Показана деятельность подсистемы общего музыкального образования, реализующейся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования (в том числе в классах эстетической направленности школ и гимназии), а также в учреждениях дополнительного образования и объединениях по интересам. Дана характеристика деятельности учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку в области музыкального искусства: на начальной ступени (детские школы искусств), средней ступени (Витебский государственный музыкальный колледж имени И.И. Соллертинского, Витебский государственный колледж культуры и искусств, Витебское женское духовное училище) и на ступени высшего образования (Витебский государственный университет имени П. М. Машерова).

Abstract. The article describes the current state of the music education system of the Republic of Belarus on the example of the city of Vitebsk. The article shows the activities of the subsystem of general music education, which is implemented in institutions of preschool and general secondary education (including in aesthetic classes of schools and gymnasiums), as well as in institutions of additional education and associations of interests. The article describes the activities of institutions providing professional training in the field of musical art: at the initial stage (children's art schools), at the middle stage (Vitebsk State College of Music named after I.I. Sollertinsky, Vitebsk State College of Culture and Arts, Vitebsk Women's Theological College) and at the stage of higher education (Vitebsk State University named after P. M. Masherova).

 

Ключевые слова: система музыкального образования, общее и профессиональное музыкальное образование, город Витебск.

Keywords: the system of music education, general and professional music education, Vitebsk.

 

Система музыкального образования в Республике Беларусь является частью национальной системы образования и включает несколько взаимодействующих компонентов. Это участники образовательного процесса (обучающиеся и педагогические кадры); учреждения образования и организации, которые осуществляют образовательную деятельность; учебные программы и образовательные стандарты; органы управления образованием республиканского и регионального уровней [1].

Ключевым документом, регламентирующим структуру музыкального образования, содержание и характер ее деятельности, является Кодекс Республики Беларусь об образовании [2].

На современном этапе в зависимости от решаемых задач в системе музыкального образования выделяется две подсистемы – общее музыкальное образование (непрофессиональное, любительское) и профессиональное музыкальное образование.

Целью деятельности учреждений общего музыкального образования является формирование музыкальной культуры человека, развитие музыкальных способностей и подготовка любителей музыкального искусства. Подсистема общего музыкального образования имеет разветвленную инфраструктуру учреждений и организаций, которые осуществляют приобщение человека к музыкальному искусству на протяжении всей жизни.

В настоящее время общее музыкальное образование в Витебске представлено в 97 дошкольных учреждениях образования и 48 учреждениях общего среднего образования.

Целью эстетического развития в области музыкального искусства в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь является формирование основ эстетической культуры средствами музыки. В учебной программе выделены задачи для каждой возрастной группы и рекомендуемый музыкальный репертуар, включающий музыку для слушания, пения и подпевания, а также для движений, обыгрывания текстов [5].

Согласно типовому учебному плану музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, их продолжительность варьируется в зависимости от возраста воспитанников от 7 до 30 минут.

Изучение предмета «Музыка» осуществляется с целью «формирования музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры» (Д.Б. Кабалевский) осуществляется в I–IV классах учреждений общего среднего образования [4]. Указанная цель включает обучающий, воспитательный и развивающий компоненты. Вхождение ребенка в музыку не сводится к усвоению комплекса музыкальных знаний, умений и навыков, а предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.

Урок музыки проводится один раз в неделю. Кроме того, по желанию учащиеся дополнительно могут посещать музыкальные факультативные занятия и внеклассные массовые мероприятия.

К настоящему времени в Республике Беларусь разработан и внедрен ряд программ факультативных занятий музыкальной направленности: «Хор» (II–X классы), «Инструментальный ансамбль (классов фортепиано, баян, аккордеон, цимбалы, скрипка)» (I–IX классы); «Оркестр. Оркестровый класс» (I–IX классы); «Вокальный ансамбль» (I–IX классы) и др. [5]. Помимо музыкальных занятий в учреждениях дошкольного образования, уроков музыки и факультативов в учреждениях общего среднего образования, в Витебске существует возможность получения общего музыкального образования в нескольких школах и гимназии с музыкальным уклоном.

В государственном учреждении образования «Средняя школа № 27 г. Витебска» проводятся занятия по обучению игре на музыкальном инструменте (фортепиано) и хоровому классу. Образцовый хоровой коллектив школы «Радуга» отметил в 2024 году 45-летие своей деятельности.

В государственном учреждении образования «Гимназия № 3 имени А.С. Пушкина г. Витебска» на сегодняшний день обучение проводится по двум направлениям: общеобразовательному и художественно-эстетическому (музыкальное, хореографическое, изобразительное). На базе гимназии занимаются образцовый хор девочек «Мечта», образцовый хор мальчиков, образцовый детский духовой оркестр, вокально-хореографический ансамбль «Перепёлочка» и другие творческие коллективы.

ГУО «Средняя школа №33 г. Витебска имени И.Д. Черняховского» имеет богатый опыт подготовки учащихся по дисциплинам музыкальной направленности. Учащиеся обучаются хоровому и сольному пению, сольфеджио, ритмике, оркестровому классу. Каждый ученик выбирает игру на любом из инструментов: фортепиано, скрипке, баяне, аккордеоне, гитаре, духовых инструментах, цимбалах. В школе работают образцовы хоровые коллективы (хор девочек «Веснянка», хор мальчиков «Витьбичи» и хор девочек «Пралескi»), образцовый духовой оркестр, ансамбль скрипачей, ансамбль ложкарей, хореографический коллектив.

Школьники всех возрастов города Витебска могут получать дополнительное образование музыкального профиля в объединениях по интересам: музыкальных кружках, студиях, творческих мастерских, в оркестрах, хорах, ансамблях, музыкальных театрах.

В системе профессионального музыкального образования Беларуси выделяется четыре ступени: начальное, среднее специальное, высшее и послевузовское музыкальное образование.

Начальное профессиональное музыкальное образование в Витебске реализуется в семи детских школах искусств (Детская школа искусств имени А.В. Богатырёва г. Витебска, Детская школа искусств № 1 г. Витебска, Детская школа искусств № 3 г. Витебска «Маладзiк» и др.), которые дают художественное образование эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие подрастающему поколению. В указанных школах ведется обучение на музыкальном, хореографическом, изобразительном и театральном отделениях. Обучение учащихся музыкального отделения проводится по нескольким направлениям (фортепиано, хор, струнные смычковые, народные, ударные и духовые инструменты).

К учреждениям среднего специального музыкального образования относятся государственные учреждения образования «Витебский государственный музыкальный колледж имени И.И. Соллертинского» и «Витебский государственный колледж культуры и искусств».

ВГМК имени И. И. Соллертинского предоставляет возможность получения на основе общего базового образования средне-специального образования по следующим специальностям: «Инструментальное исполнительство» (фортепиано, оркестровые струнно-смычковые инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, инструменты народного оркестра), «Дирижирование» (академический хор), «Музыковедение». Колледж ведет активную концертную и музыкально-просветительскую деятельность, в нем созданы музыкальные коллективы, которые получили широкое признание в Республике (народный коллектив «Камерный оркестр», духовой оркестр, народный коллектив «Оркестр русских народных инструментов», народный коллектив «Оркестр белорусских народных инструментов», академический хор).

В Витебском государственном колледже культуры и искусств на основе общего базового образования осуществляется подготовка специалистов по специальностям «Хореографическое искусство», «Инструментальная музыка», «Хоровая музыка», на основе общего среднего образования «Режиссура народных обрядов и праздников». Постоянное стремление педагогического коллектива учебного заведения к оптимизации учебно-воспитательного процесса приносит положительные результаты. Знания и умения, полученные в стенах колледжа, являются хорошей базой для будущей профессиональной деятельности в сохранении и развитии национальной белорусской культуры. В колледже успешно работают любительские коллективы: народная студия современного танца, народный театр миниатюр, Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь ансамбль народного танца «На ростанях»; народная вокальная группа «Лагода».

Кроме того, на регентско-певческом отделении в Витебском женском духовном училище можно получить среднее специальное образование с присвоением квалификации регента и певца церковного хора.

Подготовка педагогов-музыкантов для системы общего и дополнительного образования в Витебске осуществляется только в одном учреждении высшего образования – в Витебском государственном университете имени П. М. Машерова по специальности «Музыкальное искусство, ритмика и хореография», с 2023 года – по специальности «Музыкальное образование». Студенты изучают различные музыкальные дисциплины: музыкально-инструментальная подготовка (основной инструмент, дополнительный инструмент), дирижирование, хор и практикум работы с хором, вокал, основы хороведения и методика работы с детским хором, организация ансамбля в школе, теоретические основы музыкального искусства, классический танец, народный танец и методика его преподавания, основы композиции и методика работы с детским хореографическим ансамблем, музыкально-педагогическое проектирование, история музыки и др. Помимо этого, работают творческие коллективы: студия эстрадной песни «Шанс» народный мужской хор студентов и преподавателей ВГУ имени П.М. Машерова, хор китайских студентов, народный хор «Кантилена», ансамбль скрипачей «Вдохновение», вокальный ансамбль «Свидание», вокальный ансамбль «Integration», коллектив народных инструментов «Акцент», фольклорный коллектив «Вясёлка».

Таким образом, система музыкального образования в Республике Беларусь является частью национальной системы образования и включает две подсистемы – общее (непрофессиональное, любительское) и профессиональное музыкальное образование. Общее музыкальное образование в Витебске осуществляется в 97 учреждениях дошкольного образования и 48 учреждениях общего среднего образования. Система профессионального музыкального образования в Витебске представлена несколькими ступенями. Начальное музыкальное образование можно получить в семи детских школах искусств; среднее специальное – в Витебском государственном музыкальном колледже имени И.И. Соллертинского, в Витебском государственном колледже культуры и искусств, в Витебском женском духовном училище; подготовка педагогов-музыкантов с высшим образованием осуществляется в Витебском государственном университете имени П. М. Машерова.

 

Список литературы:
1. Малахова, И. А. Современные тенденции развития системы музыкального образования в Республике Беларусь / И. А. Малахова // Культура. Наука. Творчество : [сб. науч. ст.]. – Минск, 2016. – [Вып.] 9 : IX Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 5 мая 2015 г.). – С. 141–145.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243–3.
3. Учебная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by. – Дата доступа: 28.05.2024.
4. Учебная программа по учебному предмету «Музыка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by. – Дата доступа: 31.05.2024.
5. Учебные программы факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by. – Дата доступа: 28.05.2024.