Формирование социальной компетенции воспитанников в условиях ульяновского гвардейского суворовского военного училища
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Формирование социальной компетенции воспитанников в условиях ульяновского гвардейского суворовского военного училища
FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF PUPILS IN CONDITIONS OF ULYANOVSK GUARDS SUVOROV MILITARY SCHOOL
Sergey Kulikov
Teichert of the Suvorov training course FSKOU Ulyanovsk Guards Suvorov Military School, Russia, Ulyanovsk
Аннотация. В статье раскрыты понятия социальной компетенции, рассмотрены особенности организации образовательной среды Ульяновского гвардейского суворовского военного училища. Приведены примеры влияния воспитательной среды на формирование социальной компетентности суворовцев. Представлены воспитательные мероприятия, оказывающие непосредственное влияние на результативность и формирование социальной компетенции воспитанников довузовского учреждения.
Abstract. The article discloses the concepts of social competence, considers the peculiarities of organizing the educational environment of the Ulyanovsk Guards Suvorov Military School. Examples of the influence of the educational environment on the formation of social competence of Suvorov residents are given. Educational measures are presented that have a direct impact on the effectiveness and formation of social competence of pupils of the pre-university institution.
Ключевые слова: социальная компетентность; воспитанник; воспитательная среда; педагогические технологии.
Keywords: social competence; pupil; educational environment; pedagogical technologies.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.
Перед современным Российским образованием стоит задача по формированию у подростков социальной компетенции их личности в процессе самореализации в окружающей социальной среде. Необходимость решения такой задачи определяется миссией, которая возложена на образовательное учреждения официальными органами, а также ожиданиями общества, определяющими потребности подростков в развитии социальных компетенций в процессе получения образования. Воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение личности, предоставлять ему возможность для приобретения опыта самореализации субъекта, а также развивать свои социальные компетенции. [4]
Социальные компетенции – это социальные навыки (обязанности), позволяющие адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Освоение социальных компетенций гарантирует благополучную социальную адаптацию, которая является условием оптимальной интеграции в обществе.
Социальные компетенции связаны с реализацией социальных ролей. Социальная роль – это совокупность действий, выполняемых человеком в соответствии с принятой в обществе нормой поведения. [1]
На сегодняшний день для образовательных учреждений стоит задача – создать необходимые условия для формирования у обучающихся высокого уровня социальной компетентности. Довузовские образовательные учреждения стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения. Не исключением является и Ульяновское гвардейское суворовское военное училище. Сегодня Ульяновское гвардейское суворовское военное училище входит в систему довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Исходя из требований, предъявляемым к выпускникам довузовских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, деятельность учреждений должна быть направлена на формирование оспитательного пространства, конкурентноспособной, социально активной, успешной личности гражданина и патриота, готовой к служению Отечеству на гражданском военном поприще.
Суворовцы, обучаясь в суворовском военном училище, выполняют различные социальные роли, которые определяются различными факторами. Одной из принципиальной задач воспитателя является организация таких условий, при которых воспитанники смогут приобретать не только умения, но и компетенции, т.е. умения, сопряжённые с практической деятельностью, что и будет соответствовать высокому уровню общения.
Социальная компетентность может сформироваться только при условии личной заинтересованности в определённом виде деятельности. Для того, чтобы увидеть компетентных в социальных вопросах и адаптированных к жизни в современном обществе суворовцев, необходимо их не заставлять, а мотивировать к выполнению того или иного вида деятельности.
Под социальной компетентностью воспитанников Ульяновского гвардейского суворовского военного училища мы понимаем субъективный опыт продуктивного взаимодействия воспитанников с социумом, позволяющий ему самореализоваться в предложенных обстоятельствах, способного реализовать знания, умения и социальные навыки в социально-значимой деятельности.
Образовательная среда Ульяновского гвардейского суворовского военного училища нацелена на воспитание выпускника, который непременно сможет «найти» себя в обществе, будет способным вести достойный образ жизни. Иначе говоря, будет обладать достаточной социальной компетентностью, которая определит весь жизненный путь воспитанника, включение его в социум, успешность его карьеры, возможность правильного выбора военной профессии.
Для формирования социальной компетентности необходимо:
- переосмыслить взгляды на потенциал каждого суворовца, потому как все могут стать компетентными, сделав определённый выбор в большом спектре занятий;
- воспитателю надо научиться увидеть у суворовцев наличия таких качеств, которые важны для успеха в той или иной деятельности;
- на первый план должна быть поставлена задача развития личности каждого суворовца;
- выявление и формирование компетентности суворовцев в зависимости от их личных наклонностей и интересов;
- развитие социальной активности.
Формированию социальных компетентностей способствует использование современных педагогических технологий: проектные технологии, игровые технологии, дискуссии, коллективно-творческая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, социальное проектирование.
Воспитательная система училища направлена на формирование социальных компетенций воспитанников суворовского военного училища, которые могут развиваться в ходе изучения норм, правил поведения, «кодекса чести», символики и атрибутики. Формированию особого «духа суворовского братства» способствуют традиции суворовского военного училища. Одна из важнейших задач воспитателя – создание условий для развития социальной активности личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность, гражданственность.
В Ульяновском гвардейском суворовском военном училище стали традиционными: торжественные церемония «Посвящение в суворовцы»; уроки мужества; встречи с Героями Отечества, воинами-интернационалистами, ветеранами Великой Отечественной войны; познавательные посещения воинских частей, исторических и памятных достопримечательностей; участие в конкурсе «Кадетские игры»; участие суворовцев в шествии колонны «Бессмертный полк», в Параде Победы на площади города; возложение цветов и гирлянд к памятникам и мемориалам.
В повседневной жизни у суворовцев, живущих в стенах Ульяновского гвардейского суворовского военного училища, происходит формирование качеств, ключевых компетентностей, которые в обычной жизни подростка закладываются крайне редко. Эти качества востребованы в повседневной деятельности суворовского военного училища, в регулярно повторяющихся действиях, событиях, мероприятиях по организации жизни суворовцев, по форме и содержанию соответствующих предназначению суворовского военного училища. В училище развивается самоуправление, что даёт возможность обучающимся приобрести опыт самоуправления, они учатся брать ответственность на себя.
В системе самоуправления широко представлен спектр социальных ролей суворовцев: развиваются лидерские качества, социально-коммуникативная культура, вырабатываются социально значимые качества, (ответственность, активность, отзывчивость). Суворовцы начинают осваивать социальные роли, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность, приобретают определённые знания и навыки. «Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений». [3]
Социальные компетенции не изолированы друг от друга, они взаимообусловлены, интегративны. Их формирование основано на принципах комплексности и систематичности. Решая ситуативные задачи, выполняя учебные проекты, непосредственно участвуя в общественной жизни суворовского военного училища и социальных проектах, суворовцы постепенно осваивают социальные роли, что и является основой формирования социальной компетентности. [2]
В период обучения формируются навыки социализации. От того, насколько суворовец социализирован, зависит его будущая жизнь. Молодому поколению должно быть чуждо безразличие. Если воспитатель учебного курса суворовского военного училища человек творческий, то он заинтересует своих воспитанников и с интересом подойдёт к делу. Главное в работе воспитателя – достижение положительного результата, успешность суворовцев.
В основе работы воспитателя с классом есть несколько основополагающих принципов: системно-деятельный подход, системность, сотрудничество и открытость. Мероприятия с суворовцами проводятся так, чтобы всегда был вовлечён все суворовцы взвода. Организуя конкурсы, проекты, викторины надо помнить, что все воспитанники должны выполнять различные роли в зависимости от своих способностей и наклонностей, принимать активное участие. В конце мероприятия или проекта оформляется фотогалерея, суворовцы с удовольствием вспоминают яркие пережитые ранее моменты. В таких условиях формируется дружный и сплочённый коллектив. В работе необходимо создавать комфортные условия для воспитанников, поощряя познавательный интерес, чтобы было стремление получить знания, расширяя свой кругозор и свою эрудицию.
В творческих делах класса участвуют все суворовцы взвода без исключения. Каждый суворовец получает возможность выбрать для себя долю своего участия и ответственности. В результате проекты становятся для всех воспитанников понятными, желанными, личностно значимыми, Обязателен принцип результативности каждого вида деятельности, а воспитательная работа должна быть ориентирована на поощрение самореализации и творчества. Активная деятельность суворовцев в различных проектах способствует тому, что суворовцы становятся призёрами конкурсов, олимпиад, у них появляется желание чаще участвовать в мероприятиях различных уровней.
В работе воспитателя учебного курса большое значение имеют классные часы, индивидуальные беседы на темы нравственности. При этом необходимо учитывать актуальные проблемы коллектива учебной группы и отдельных суворовцев. Важно, чтобы каждый воспитанник чувствовал сопричастность к проводимому мероприятию. Любая деятельность во взводе должна быть содержательной и разнообразной.
Деятельность воспитателя должна быть общественно полезной и социально-значимой, например работа кружков дополнительного образования после уроков, подготовка выступлений к концертам.
Деятельностный подход предполагает открытие перед суворовцами всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности, учить самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения. Необходимо помогать суворовцам сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Училище не изолирует своих воспитанников и не ограничивает их возможности в участии окружающей социальной жизни, а наоборот, активно их вовлекает, влияя на их социальную среду. Воспитательная работа училища и учебного курса строится на системе традиций, воплощающих основные стремления коллектива всесторонне помочь воспитанникам в становлении личности.
Воспитательная система училища в данном случае, направлена на формирование социальных компетенций воспитанников. Богатый опыт коммуникативной деятельности, принятия ответственных решений, самостоятельности воспитанников приобретается в период выборов членов старшинского Совета и наставничества. Специфический уклад жизни позволяет в полной сфере реализовать одно из направлений социальных практик, являющееся также условием формирования социальной компетентности воспитанников – это развитие наставничества, когда старшие суворовцы берут на себя обязательства помогать младшим товарищам в быту, проведению утренней зарядки, утреннего осмотра и вечернего распорядка дня (проведение вечерней поверки, заправка формы одежды).
Наличие системы субординации, начальники и подчинённые, старшие по званию и младшие – всё это даёт возможность воспитанникам проявить свои лидерские качества в роли руководителя коллектива, научиться принимать решения и брать на себя ответственность, адекватно реагировать на приказ, точно выполнять поставленную задачу, уметь в случае необходимости поставить интересы коллектива выше личных.
Формированию особого «духа суворовского братства» способствуют мероприятия и традиции Ульяновского гвардейского суворовского военного училища. В жизнедеятельность суворовцев вводятся и становятся традиционными организация торжественных мероприятий, встреч с ветеранами-десантниками, торжественные церемония и ритуалы «Первое сентября», «Последний звонок», «Клятвенное обещание», прощание выпускников со знаменем училища. Данные традиции играют огромную роль в формировании у суворовцев таких значимых черт, как солидарность, уважение к старшему поколению, к суворовскому братству, отзывчивость, ответственность, стремление к саморазвитию. Одним из методов вовлечения воспитанников в социальную жизнь является активная поддержка программы волонтёрской деятельности. Воспитанники под руководством старших организуют выездные благотворительные концерты, экскурсии по территории училища для ветеранов и для школьников города. Участие в таких программах формируют у воспитанников ответственность за свои действия, лидерские и организаторские способности, умение принимать решение и взаимодействовать в группе сверстников.
Важную роль в процессе развития социальной компетенции играют программы спорта для воспитанников и их участие в соревнованиях различного уровня от училищного до всероссийского. Участие в спортивных соревнованиях и конкурсах формирует у воспитанников понятие о собственных физических ресурсах и способностях, вырабатывает силу воли и силу духа, учит адекватно оценивать свои возможности, быть целеустремлённым и достигать поставленных задач и целей, Умение достигать поставленных целей и задач в спорте позволит в дальнейшем научиться достигать целей в реальной жизни.
Участие в выступлениях на конференциях, защите проектных работ, конкурсах позволят воспитанникам реализовать и утвердить себя в глазах сверстников, помогут преодолеть так называемый «страх сцены», боязнь выступления на публику. А участие в проектной деятельности поможет становлению таких норм, как межличностное взаимодействие в группе сверстников.
Главная цель таких мероприятий – это формирование знаний, умений, навыков, которые сопутствуют социальной адаптации воспитанников, повышение уровня их общего развития и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы: создание благоприятных социальных условий, непрерывность и преемственность учебно-воспитательного процесса, взаимодействие всех участников образовательного процесса позволит преодолеть затруднения в адаптации воспитанника в условиях довузовского образовательного учреждения Ульяновского гвардейского суворовского военного училища. А это значит, поможет будущему выпускнику сформировать одну из наиболее важных компетенций личности – социальной.
Социально-компетентный суворовец Ульяновского гвардейского суворовского военного училища. – это воспитанник, способный выполнять поставленную перед ним задачу; умеющий применять свои знания, готовый к взрослой жизни, способный выполнять требования устава и начальников, способный адаптироваться в обществе и уметь выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации.