Статья:

Виды контроля успеваемости в техникуме и их эффективность

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Насекина Н.Н. Виды контроля успеваемости в техникуме и их эффективность // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 19-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Виды контроля успеваемости в техникуме и их эффективность

Насекина Надежда Николаевна
магистрант, Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. В данной статье представлен алгоритм модели управления за контролем успеваемости студентов техникума, основные этапы системы педагогического контроля и их характеристика, критерии эффективности контроля за успеваемостью студентов.

 

Ключевые слова: текущая успеваемость; промежуточная аттестация; контроль успеваемости; виды контроля; критерии эффективности контроля успеваемости.

 

Эффективная организация процесса контроля успеваемости в образовательной организации требует соблюдения принципов единой методологической основы, приоритетности педагогических целей, комплексности, своевременности, гибкости, простоты, доступности. В связи с этим, для построения системы контроля успеваемости студентов необходимо четко понимать и знать критерии эффективности учебно-воспитательного процесса в СПО.

Контроль успеваемости студентов в техникуме регламентируется локально-нормативными актами образовательного учреждения. В первую очередь, это Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации [1].

Согласно Положению, текущий контроль оценивает результаты учебной деятельности обучающихся за учебное занятие, отдельную тему, раздел, месяц. Основными формами текущего контроля являются: опрос, тестирование, контрольная работа, выполнение лабораторной работы или практического задания, подведения итогов учебной деятельности студентов за месяц.

Основными целями текущего контроля являются определение:

- полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине, МДК;

- сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении практических работ;

- наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.

Преподаватели обязаны систематически оценивать уровень подготовки обучающихся по своим дисциплинам, МДК и вносить оценки в журнал учебных занятий, а также по окончании каждого месяца выставлять итоговые оценки за месяц. Правила выставления данных оценок регламентированы Положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации.

Система текущего контроля успеваемости студентов техникума включает в себя статистический отчет, который предоставляется каждым преподавателем по итогам отдельного семестра. В данном отчете содержится информация о количестве студентов учебных групп, в которых преподаватель ведет учебные дисциплины. Количество указывается на начало семестра и на его конец, в ситуации, когда есть отчисленные обучающиеся, обозначается причина отчисления (неуважительная, уважительная, перевод в другую группу).  Помимо этого, в отчете содержатся сведения о качестве знаний, процентное значение которого зависит от количества тех, кто успевает на «4» и «5», а также о проценте успевающих студентов.

Критериям эффективности системы текущего контроля в техникуме является количество студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Мы предполагаем, что существующая в техникуме система текущего контроля не является достаточно эффективной, поскольку в ней отсутствует ежемесячный статистический отчет преподавателя, который бы дал возможность оценивать качественный и количественный итог освоения конкретной учебной дисциплины в конкретной группе за месяц. Помимо этого, данная форма, по нашему мнению, позволила бы выявить проблемных студентов, имеющих задолженности по одной или нескольким учебным дисциплинам.

Результаты текущей аттестации студентов являются основанием для допуска, обучающегося к промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен по отдельной учебной дисциплине, МДК; комплексный экзамен по двум и более дисциплинам; квалифицированный экзамен по профессиональному модулю; квалифицированный экзамен по присвоению рабочей профессии; курсовая работа (проект); зачет по отдельной дисциплине; дифференцированный зачет; контрольная работа.

В Положении представлены критерии оценивания каждой формы промежуточной аттестации, что дает возможность преподавателю при возникновении спорной ситуации, касающейся оценивания работы или ответа обучающегося, представить основания для выставления той или иной оценки.

Критериям эффективности промежуточного контроля выступает число студентов, которое получило оценки хорошо» и «отлично», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за выполнение задания промежуточной аттестации.

Мы предполагаем, что система промежуточного контроля, существующая в техникуме, является эффективной, поскольку дает возможность преподавателю оценить уровень усвоения учебной дисциплины обучающимися.

Освоение ОПОП и ППКРС СПО по всем специальностям завершается государственной (итоговой) аттестацией. Государственная (итоговая) аттестация выпускников является обязательной и осуществляется по завершении освоения образовательной программы в полном объеме.

Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Темы выпускных квалификационных работ должны соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

По нашему мнению, итоговая аттестация дает возможность оценить уровень усвоения ОПОП и ППКРС СПО по каждой специальности, поэтому является достаточно эффективной.

Анализ существующей в техникуме системы оценки контроля за успеваемостью студентов показал, что недостаточным образом в ней представлена система текущего контроля, поскольку в ней представлены результаты освоения отдельной учебной дисциплины. А это не дает возможности для комплексной оценки успеваемости как отдельных студентов, так и учебной группы в целом.

Помимо этого, существующая система текущего контроля, не дает возможности оценить отношение студентов к предмету, поскольку в ней отсутствует критерий, связанный с контролем посещаемости обучающихся учебных занятий.  

Мы предполагаем, что существующие в техникуме критерии эффективности системы контроля за успеваемостью, недостаточно демонстрируют результаты деятельности образовательной организации, поскольку они не связаны с нормами выполнения Государственного задания [2]. А именно в нем содержатся требования к качеству и количеству оказываемых образовательным учреждением услуг, а также сохранность контингента.

Таким образом, система контроля успеваемости студентов техникума представлена текущим контролем, промежуточной и итоговой аттестацией.

Мы пришли к выводу о том, что текущий контроль в техникуме является недостаточно эффективным, поскольку не учитывает все требования Государственного задания и отражает только качество   предоставленных образовательных услуг.

Мы предполагаем, что недостаточное развитие системы текущего контроля может привести к недостаточно высоким показателям промежуточной и итоговой аттестации. В связи с этим, необходима разработка системы педагогического контроля за успеваемостью, которая бы давала возможность комплексно оценить уровень оказания образовательных услуг учреждением СПО, т.е. выполнения Государственного задания.

 

Список литературы:
1. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся ГБПОУ АО «Архангельский аграрный техникум» [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://arhagroteh.ru/. Дата обращения: 15.06.2019.
2. Устав государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский аграрный техникум» [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://arhagroteh.ru/. Дата обращения: 15.06.2019.