Статья:

Безопасность жизнедеятельности в профессиональном образовании

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Очилов А.О., Ганиева Ш.А. Безопасность жизнедеятельности в профессиональном образовании // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(41). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 10-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Безопасность жизнедеятельности в профессиональном образовании

Очилов Алишер Орифович
старший преподаватель, Каршинский государственный университет, Узбекистан, г Карши
Ганиева Шарифа Адиловна
старший преподаватель, Каршинский государственный университет, Узбекистан, г Карши

 

Abstract. В статье обсуждается актуальность вопросов в профессиональном образовании по безопасности жизнедеятельности. Цель: дать будущим специалистам знания по данной теме, подготовить кадры в области безопасности жизнедеятельности, выполнить требования к бакалаврам, обучающимся по данной специальности.

Abstraсt. The article discusses the relevance of issues in vocational education on life safety goal to give future specialists. Will train personnel in the field of life safety. Requirements for bachelors studying in this specialty.

 

Ключевые слова: прогрессивные идеи; методика обучения профессионального педагогического образования; научное мышление; учебная и техническая деятельность; профессиональная ответственность. 

Keywords: progressive ideas; teaching methods; professional pedagogical education; scientific thinking; educational and technical activities; professional responsibility.

 

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять  на его работоспособность и здоровье.

Переход государства и общества на новые экономические условия требует подготовки специалистов нового качества, способных решать разнообразные конструктивные задачи, умеющих моделировать различные природные явления и процессы, находить компромиссные решения в различных ситуациях природопользования и владеющих культурой безопасности жизнедеятельности.

«Подготовку будущих кадров в области безопасности жизнедеятельности необходимо проводить уже в процессе их обучения в вузе на основе профессионального развития и саморазвития бакалавров, направленных на получение специальных знаний, умений и навыков организаторской, учебной и технической деятельности, а также накопленного опыта в соответствии с требованиями к его профессиональной ответственности в ходе обучения в региональном учебно-методическом процессе» [2].

В профессиональном образовании по безопасности жизнедеятельности цель − это дать будущим специалистам теоретические знания и практические навыки, необходимые для:

- создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

- прогнозирование последствий и принятие верных решений в чрезвычайных условиях, направленных на защиту населения и персонала народнохозяйственных объектов от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств массового поражения, а также в процессе устранения этих последствий.

В частности модернизация подготовки в области безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании, осуществляется с позиций общих прогрессивных идей и стратегий развития образовательной системы (обеспечивающих целостное восприятие мира, формирование научного мировоззрения, научного мышления, ценностного самоопределения личности в жизни), в значительной мере и процесса изучения всего комплекса учебных дисциплин по специальности безопасности жизнедеятельности.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования, и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу области безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании.

Требования национальной программы в полной мере относятся и к решению проблем безопасности жизнедеятельности. Существенной проблемой является слабая подготовленность большей части преподавателей, педагогов и воспитателей, их низкий образовательный и профессиональный уровень, нехватка квалифицированных педагогических кадров. Ряд учебных учреждений испытывают потребность в дооснащении современными учебниками, учебно-наглядными пособиями.

В некоторых вузах продолжается необоснованное уменьшение объема часов, отводимых на изучение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, снижение численности профессорско-преподавательского состава на этих кафедрах (циклах), не обновляется устаревшая и не создается новая учебно-материальная и методическая база.

Задача современного образования в техническом вузе по безопасности жизнедеятельности – дать необходимые представления, знания, умения в данной области, которые позволят справиться с растущими угрозами в техносфере и проблемами обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе «человек – производство – окружающая среда».

Технологический подход в освоении теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности предусматривает точное управление учебным процессом и достаточное достижение поставленных учебных целей. Технологический подход реализуется через ряд основополагающих принципов, таких как культурологичность, экогуманизация, фундаментальность, стандартизация, профессиональная ориентация, контекстность, вариативность, технологизация, опережающее обучение, модулььность, визуализация и опора.

Будущий специалист по безопасности жизнедеятельности должен уметь:

— моделировать методическую систему курса «Безопасности жизнедеятельности» в единстве целевого, содержательного, процессуального, технологического, рефлексивно-оценочного компонентов;

— проектировать образовательный процесс обучения безопасности жизнедеятельности в учреждении среднего (полного) общего образования с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программ;

— выбирать и реализовывать оптимальные методы, формы, педагогические технологии при обучении безопасности жизнедеятельности, применение которых способствует формированию личности безопасного поведения;

— осуществлять диагностику усвоения учащимися содержания курса безопасности жизнедеятельности;

— применять аудиовизуальные технологии обучения БЖ;

— составлять банк учебных материалов;

— применять информационные и коммуникативные технологии в учебном процессе;

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— владеть основными способами системы контроля, оценки и мониторинга достижений учащихся;

— работать с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту;

— владеть основными методами пропаганды безопасности жизнедеятельности;

— организовать и провести День защиты детей, учебные сборы на базе воинских частей.

В итоге,  должен  проводиться контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Список литературы:
1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие / Под редакцией Н.Н. Гребневой. − Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. 
2. Инновационные подходы в современной науке (сборник статей по материалам LXXXVI Международной научно-практической конференции. − №2(86). − Москва: Изд-во «Интернаука» 2021. 
3. Суворова Г. М., Горичева В. Д. Методика обучения безопасности жизнедеятельности учебное пособие пособие для вузов. − Москва: Изд-во «Юрайт», 2018.