Статья:

Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в условиях современной школы

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Казарян М.А. Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в условиях современной школы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в условиях современной школы

Казарян Мариам Ашотовна
студент Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

В условиях современного образования в учебно-воспитательный процесс школы активно внедряются инклюзивные программы. Они преследуют действительно важную цель и дают детям с инвалид­ностью возможность быть вовлеченными в общественную жизнь, использовать на равных правах с остальными свои личные права и свободы.

Развитие инклюзии и повсеместное ее распространение сегодня наблюдается неспроста. Проблема обучения детей-инвалидов в наше время обостряется с большей силой, поскольку количество тех лиц, возможности которых ограничены среди подрастающего поколения, резко возрастает. С каждым последующим годом жизни такие дети лишаются реальной перспективы стать полноценными, приобщиться к социуму [6, С. 3-4].

Фактически таким людям сложно адаптироваться к сущест­вующим условиям жизни, особенно когда они отрезаны от общества и коммуницируют на постоянной основе только со своим близким окружением. С самого раннего детства человек начинает ощущать свое несоответствие общепринятым стандартам, а взрослея убеждается в том, что его аномальность значит для окружающих очень много [1, с. 13].

Знакомство с миром вокруг и социальной действительностью проходит для ребенка тем сложнее, чем дольше он находится в изоляции. Инклюзивное образование позволяет детям с инвалидностью через процесс обучения включиться в активное взаимодействие с другими людьми: педагогами, социальными работниками, одноклас­сниками. Инклюзия расширяет горизонт возможностей детей-инвалидов, предоставляя им поле для социализации и самореализации [4, С. 6-7].

Чтобы создать для детей с ограниченными возможностями оптимальные условия труда и включения в школьную жизнь пришлось скорректировать систему отечественных взглядов на проблему социальной инвалидности и ее решение в контексте образования. Так, в советские времена дети-инвалиды не могли учиться и реализовывать свой потенциал наравне с детьми без отклонений, потому что в обще­образовательные учреждения их не принимали. Инвалидность была институализирована (превращена в форму организации отношений с установленными правилами и нормами), люди, имевшие инвалидность, находились на социальном попечении государства и имели возможность адаптироваться к условиям труда, однако этого было недостаточно [5, с. 119].

С возникновением потребности в обучении детей с инвалид­ностью стали высказываться идеи об организации такого учебного процесса, который бы мог позволить совместить работу педагога с разными группами школьников, в том числе с ограниченными возможностями. Со временем концепция инклюзивного образования перестала восприниматься разработчиками образовательных программ как что-то абстрактное и бесперспективное. Предвзятое отношение вытеснила уверенность в том, что интеграция в учебно-воспитательный процесс детей-инвалидов может помочь в нахождении новых путей решения проблемы социальной инвалидности и ее субъективного восприятия людьми.

В условиях современной школы актуально внедрение инклюзивного образования средствами физического воспитания детей с инвалид­ностью. Данный процесс, нужно подчеркнуть, имеет коррекционно-компенсаторную значимость и позволяет повысить двигательную активность ребенка с ограниченными возможностями. Подготовка его к жизни осуществляется путем исправления нарушений в физическом развитии, моторике, а также посредством расширения двигательных возможностей.

Ценность физической культуры для коррекции отклонений ребенка с инвалидностью подчеркивается в исследованиях таких ученых, как П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.

Сегодня инклюзия школьников осуществляется средствами именно адаптивной физической культуры. В отличие от традиционной она предполагает комплекс мероприятий, основывающийся на принципах социальной реабилитации и направленный на исправление нарушений в человеческом развитии. Опорными для концепции адаптированной физической культуры стали положения, выдвинутые выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским [2]. Внимание ученого акцентируется на сохраненных возможностям и зонах ближайшего развития, а также методах деятельностного подхода к обучению, ориентацию на коллективную форму работы, становление высших психических функций ребенка, его личностное совершенствование.

Адаптивная физическая культура позволяет развить физический потенциал детей с инвалидностью, сделать их наиболее устойчивыми к физическим нагрузкам, сформировать их эмоционально-волевую сферу. Естественно, комплекс мероприятий, на применение которого должен быть нацелен педагог в рамках инклюзивного образования, существенно отличается от общепринятого. Упражнения нацелены на коррекцию тех нарушений, которые беспокоят ребенка и мешают ему активно проявлять себя в ходе какой-либо деятельности. Внимание учителя сконцентрировано на овладении ребенком принципами того или иного двигательного действия [3, с. 96].

Работа с детьми с ограниченными возможностями предполагает определенный темп и ритм, отличный от заданного для традиционной формы физического развития школьников. Ребенок с инвалидностью зачастую неспособен с первого раза усвоить нормы выполнения того или иного физического упражнения, ему необходимо напоминать, используя принцип наглядности, как его необходимо делать, чтобы достигнуть положительного результата.

Немаловажен и психологический климат во время занятий. Дети должны чувствовать себя комфортно, чтобы не задумываться в ходе выполнения двигательного действия, как именно выглядят. Педагогу нужно располагать к себе доброжелательным и деликатным поведением, причем стараться распространять такое отношение на всех участников учебного процесса. Дети моментально теряются, замыкаются в себе, поэтому требуется опора и на рекреационные возможности адаптивного физического воспитания.

Также в ходе выполнения комплекса физических упражнений учителем выявляются сохраненные возможности ребенка. Делается это с целью восполнения тех отклонений, исправление которых происходит в процессе физического воспитания. Сохраненные возможности усиленно развиваются наряду с коррекцией нарушенных. Так происходит интегра­ция ребенка с инвалидностью в процесс овладения теми физическими способностями, использование которых способствует укреплению и сохранению здоровья любого человека, уже – сверстника [3, с. 97].

Таким образом, средствами физической культуры сегодня наиболее эффективно осуществляется инклюзивное образование. Однако в системе инклюзивного физического воспитания проблема совместного обучения двигательным действиям, развития физических способностей и воспи­тания личностных свойств детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников в нашей стране изучено пока недостаточно; отсутствуют теоретически обоснованные, концептуальные и технологи­ческие подходы к решению данной проблемы.

 

Список литературы:
1. Батова A.B. Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Батов Алексей Викторович. М., 2001. – 211 с.
2. Выготский Л.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
3. Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: учебное пособие / В.М. Выдрин; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 1997. – 169 с.
4. Голиков Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. –2006. – № 1. – С. 2-7.
5. Гусева Т.Н. Инклюзивное образование. Вып. 1 / Т.Н. Гусева. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
6. Гусева Т.Н. Инклюзивное образование как путь развития германизации общества / Т.Н. Гусева // Сборник метод, публикаций. Вып. 1. –М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 3-6.