Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в условиях современной школы
Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в условиях современной школы
В условиях современного образования в учебно-воспитательный процесс школы активно внедряются инклюзивные программы. Они преследуют действительно важную цель и дают детям с инвалидностью возможность быть вовлеченными в общественную жизнь, использовать на равных правах с остальными свои личные права и свободы.
Развитие инклюзии и повсеместное ее распространение сегодня наблюдается неспроста. Проблема обучения детей-инвалидов в наше время обостряется с большей силой, поскольку количество тех лиц, возможности которых ограничены среди подрастающего поколения, резко возрастает. С каждым последующим годом жизни такие дети лишаются реальной перспективы стать полноценными, приобщиться к социуму [6, С. 3-4].
Фактически таким людям сложно адаптироваться к существующим условиям жизни, особенно когда они отрезаны от общества и коммуницируют на постоянной основе только со своим близким окружением. С самого раннего детства человек начинает ощущать свое несоответствие общепринятым стандартам, а взрослея убеждается в том, что его аномальность значит для окружающих очень много [1, с. 13].
Знакомство с миром вокруг и социальной действительностью проходит для ребенка тем сложнее, чем дольше он находится в изоляции. Инклюзивное образование позволяет детям с инвалидностью через процесс обучения включиться в активное взаимодействие с другими людьми: педагогами, социальными работниками, одноклассниками. Инклюзия расширяет горизонт возможностей детей-инвалидов, предоставляя им поле для социализации и самореализации [4, С. 6-7].
Чтобы создать для детей с ограниченными возможностями оптимальные условия труда и включения в школьную жизнь пришлось скорректировать систему отечественных взглядов на проблему социальной инвалидности и ее решение в контексте образования. Так, в советские времена дети-инвалиды не могли учиться и реализовывать свой потенциал наравне с детьми без отклонений, потому что в общеобразовательные учреждения их не принимали. Инвалидность была институализирована (превращена в форму организации отношений с установленными правилами и нормами), люди, имевшие инвалидность, находились на социальном попечении государства и имели возможность адаптироваться к условиям труда, однако этого было недостаточно [5, с. 119].
С возникновением потребности в обучении детей с инвалидностью стали высказываться идеи об организации такого учебного процесса, который бы мог позволить совместить работу педагога с разными группами школьников, в том числе с ограниченными возможностями. Со временем концепция инклюзивного образования перестала восприниматься разработчиками образовательных программ как что-то абстрактное и бесперспективное. Предвзятое отношение вытеснила уверенность в том, что интеграция в учебно-воспитательный процесс детей-инвалидов может помочь в нахождении новых путей решения проблемы социальной инвалидности и ее субъективного восприятия людьми.
В условиях современной школы актуально внедрение инклюзивного образования средствами физического воспитания детей с инвалидностью. Данный процесс, нужно подчеркнуть, имеет коррекционно-компенсаторную значимость и позволяет повысить двигательную активность ребенка с ограниченными возможностями. Подготовка его к жизни осуществляется путем исправления нарушений в физическом развитии, моторике, а также посредством расширения двигательных возможностей.
Ценность физической культуры для коррекции отклонений ребенка с инвалидностью подчеркивается в исследованиях таких ученых, как П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.
Сегодня инклюзия школьников осуществляется средствами именно адаптивной физической культуры. В отличие от традиционной она предполагает комплекс мероприятий, основывающийся на принципах социальной реабилитации и направленный на исправление нарушений в человеческом развитии. Опорными для концепции адаптированной физической культуры стали положения, выдвинутые выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским [2]. Внимание ученого акцентируется на сохраненных возможностям и зонах ближайшего развития, а также методах деятельностного подхода к обучению, ориентацию на коллективную форму работы, становление высших психических функций ребенка, его личностное совершенствование.
Адаптивная физическая культура позволяет развить физический потенциал детей с инвалидностью, сделать их наиболее устойчивыми к физическим нагрузкам, сформировать их эмоционально-волевую сферу. Естественно, комплекс мероприятий, на применение которого должен быть нацелен педагог в рамках инклюзивного образования, существенно отличается от общепринятого. Упражнения нацелены на коррекцию тех нарушений, которые беспокоят ребенка и мешают ему активно проявлять себя в ходе какой-либо деятельности. Внимание учителя сконцентрировано на овладении ребенком принципами того или иного двигательного действия [3, с. 96].
Работа с детьми с ограниченными возможностями предполагает определенный темп и ритм, отличный от заданного для традиционной формы физического развития школьников. Ребенок с инвалидностью зачастую неспособен с первого раза усвоить нормы выполнения того или иного физического упражнения, ему необходимо напоминать, используя принцип наглядности, как его необходимо делать, чтобы достигнуть положительного результата.
Немаловажен и психологический климат во время занятий. Дети должны чувствовать себя комфортно, чтобы не задумываться в ходе выполнения двигательного действия, как именно выглядят. Педагогу нужно располагать к себе доброжелательным и деликатным поведением, причем стараться распространять такое отношение на всех участников учебного процесса. Дети моментально теряются, замыкаются в себе, поэтому требуется опора и на рекреационные возможности адаптивного физического воспитания.
Также в ходе выполнения комплекса физических упражнений учителем выявляются сохраненные возможности ребенка. Делается это с целью восполнения тех отклонений, исправление которых происходит в процессе физического воспитания. Сохраненные возможности усиленно развиваются наряду с коррекцией нарушенных. Так происходит интеграция ребенка с инвалидностью в процесс овладения теми физическими способностями, использование которых способствует укреплению и сохранению здоровья любого человека, уже – сверстника [3, с. 97].
Таким образом, средствами физической культуры сегодня наиболее эффективно осуществляется инклюзивное образование. Однако в системе инклюзивного физического воспитания проблема совместного обучения двигательным действиям, развития физических способностей и воспитания личностных свойств детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников в нашей стране изучено пока недостаточно; отсутствуют теоретически обоснованные, концептуальные и технологические подходы к решению данной проблемы.