Статья:

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Азизова Р.И. ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ

Азизова Рушен Исмаиловна
доцент кафедры физической культуры, Наманганский Государственный Университет, Узбекистан, г.Наманган

 

Аннотация. В данной работе приводятся результаты исследования, связанные с физическими и психологическими нагрузками студентов вследствие введения кредитно-модульной системы организации учебного процесса. В статье рассматриваются технологии использования различных физических упражнений для повышения умственной и физической работоспособности, снижения заболеваемости и повышения социализации студентов.

Abstract. This paper presents the results of a study related to the physical and psychological stress of students due to the introduction of a credit-modular system for organizing the educational process. The article discusses the technology of using various physical exercises to improve mental and physical performance, reduce morbidity and increase the socialization of students.

 

Ключевые слова: кредитно-модульная система; физическая активность; физическая нагрузка; психологическая нагрузка; стрессовая реакция.

Keywords: credit-modular system; physical activity; physical activity; psychological stress, stress response.

 

Актуальность. Современное положение развития информационного обеспечения открывает широкие возможности доступа к источникам информации и поэтому частично смешивает акценты в планировании учебного процесса в сторону самостоятельной работы. Для студента — будущего специалиста — важно не только осмыслить и усвоить информацию, но и овладеть способами ее практического применения и принятия решений.

В таких условиях уменьшается доля прямого, снаружи нанесенного информирования и расширяется применение интерактивных форм и методов работы студентов под руководством преподавателя или тьютора и полноценной самостоятельной работы в лабораториях, читальных и спортивных залах, на объектах будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для этой системы образования.

Создание системы кредитов должно облегчить сравнение законченных курсов и способствовать максимальному расширению мобильности студентов. Студентам первого курса, в первые месяцы обучения, достаточно сложно вливаться не только в новый коллектив, но и в электронную образовательную базу вуза, поскольку требования высшей школы значительно отличаются от школьной программы.

Оптимальным вариантом поведения студента следует считать умение пользоваться электронными библиотечными ресурсами, усвоение информационной технологии поиска информации в сети интернет.

Цель работы. Изучение технологий  повышения работоспособности студентов в период  экзаменов.

Результаты исследования. Наблюдения и литературный обзор по состоянию проблемы на сегодняшний день позволил определить, что обучение в университете сопряжено с физическими и психологическими нагрузками, вследствие введения кредитно-модульной системы организации учебного процесса. В новых условиях для студентов важно не только осмыслить и усвоить информацию, полученную на лекционных занятиях, но и овладеть способами ее практического применения и, при необходимости, принятия соответствующих решений.

Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе могут привести не только к торможению личностного роста, но и к психосоматическим заболеваниям[6]. Стрессовые состояния в этот период вызывают следующие факторы: кажущиеся высокие умственные нагрузки, несоблюдение оптимального чередования учебной деятельности и отдыха, отсутствием потенциала и интереса к отдельным дисциплинам или, низкая успеваемость, различными конфликтными ситуациями с друзьями, однокурсниками и т.д.[6]. Важное значение имеет и то обстоятельство, что обучение в высших учебных заведениях нередко сопряжено с длительным отрывом студентов от родительского дома, из-за чего перед ними возникает значительное число проблем, связанных с необходимостью вести более самостоятельный образ жизни, в частности, хозяйственно-бытовую, рекреационную деятельность [4]. Но одним из основных   факторов возникновения и проявления учебного стресса становится сессия: высокая загруженность студентов, интенсивная учебная деятельность, нарушения чередования труда и отдыха, недостаточный сон вызывают нарушения процессов запоминания, негативные прогнозы результатов сессии, воспоминания о провалах на экзаменах, низкую концентрацию внимания. Все вышеперечисленные факторы прямо или косвенно влияют не только на настроение студентов, но изменяют их психоэмоциональную и физиологическую сферу[3]. Повышенная ситуативная тревожность, недостаток сна, снижение аппетита и другие проявления свидетельствуют о негативном воздействии учебного стресса на физиологию организма, в частности, его нервную и сердечнососудистую системы. Налицо и изменение эмоционального фона: недомогание, усталость, подавленное состояние, раздражение.  Частота стресса, его напряженность и интенсивность, социальная ситуация, биологические и личностные особенности пациента (физическое истощение, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, психовегетативная незрелость) – это факторы, влияющие на возникновение посттравматических стрессовых расстройств[1].

Учебный стресс, причиной которого является экзамен, имеет разные варианты возникновения. В одних случаях – это неуверенность студента в глубине своих знаний, которую можно разделить на реальную (пробелы в знаниях) и ложную (непредсказуемость экзамена). В других случаях возможна переоценка значимости высокой оценки, полученной на экзамене, навязанная микросоциумом. Стрессовые состояния дискомфорта и ощущения неопределённости у юношей выражены достоверно сильнее, чем у девушек [2].

Учебный стресс отражает различные сложности в ситуациях обучения, поэтому его необходимо своевременно предупредить: придерживаться оптимального режима труда и отдыха, составить сбалансированный рацион питания, уделять время физической культуре и прогулкам на свежем воздухе, применять техники позитивного мышления и релаксации, регулировать умственную нагрузку. Аутогенная тренировка является одним из доступных средств восстановления.

Установлено, что аутогенное состояние возникает само собой, если человек находится в тихом месте, расслабился в удобной позе, концентрирует внимание на чем-либо и при этом осуществляет концентрацию внимания особым образом, пассивно, не стремится к достижению какого-либо результата.

В период экзаменов одним из действенных способов предупреждения стрессовых состояний также являются занятия физическими упражнениями, занятия разными видами спорта.

Именно эти виды деятельности направлены на сохранение и укрепление здоровья, развитие психических и физических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Занятие спортом раскрывает в человеке разные его стороны, помогает сохранять устойчивую позицию в обществе. Физическая активность – залог хорошего настроения и самочувствия. Доказано, что люди, которые занимаются спортом, добиваются в жизни больших успехов, чем те, кто игнорируют занятия спортом. Физкультура пополняет «копилку» знаний людей, изучая анатомическое строение человека, влияние физических нагрузок на физическое и психическое состояние человека, его адаптации к ним и биологическим резервам организма. Физическая культура выполняет ряд функций: образовательную, прикладную, спортивную, рекреативную, оздоровительную.

Физическая культура раскрывает потенциальные возможности человека, дисциплинирует и способствует формированию личностных качеств, например, таких как коммуникабельность, выносливость, устойчивость к негативным факторам среды, уверенность в себе, решительность, способность преодолевать трудности. Также появляется желание к саморазвитию и любовь к жизни.

Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т.п. Интересный факт, после большого количества умственных нагрузок снять усталость помогает небольшая физическая нагрузка, разминка.

Выводы

Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. Чтобы повысить работоспособность студентов во время экзаменов важно усвоить, что от самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. Существует множество методов борьбы со стрессом. Предлагаем некоторые из них, которые сможет использовать любой современный студент.

1.При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

Физическая культура является не только средством физического совершенствования людей, укреплением здоровья, правильного распределения времени и рационального проведения досуга, способом социальной адаптации человека в обществе, но и влияют на другие стороны человеческой жизни, повышая трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества. Удовлетворяет потребности людей в самопознании, самовоспитании и реализации своих внутренних возможностей.

2.Регулярно посещать учебные занятия, не стесняться спрашивать, если что-то непонятно, приучить себя самостоятельно выполнять заданные работы, в том числе и самостоятельные, активно участвовать в научной и общественной жизни вуза.

3.Важно понимать, что учеба в вузе — это новый уровень самостоятельной специфической жизни и самоорганизованности, а получаемые знания — основа вашей будущей профессиональной востребованности.

 

Список литературы:
1. Бостанова, Л.Ш. Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств / Л.Ш. Бостанова, А.С. Богатырева, Д.Д. Акбаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). 
2. Гусев, А.В. Проявление стресса и личностных характеристик у студентов / А.В. Гусев // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1 (44).  
3. Долгих, Н.П. Особенности структуры личностных ресурсов студентов с разным уровнем стресса / Н.П. Долгих // Проблемы высшего образования. – 2018. – № 1. 
4. Котова, Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде / Г.Н. Котова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 7-4. 
5. Урусова, А.М. Психологическое сопровождение развития студента-психолога как субъекта профессионализации / А.М. Урусова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-62.  
6. Чербиева, С.В. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов / С.В. Чербиева, С.Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 12.