Статья:

Формирование экологической ответственности современных студентов ВУЗов

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Шадрина Е.А. Формирование экологической ответственности современных студентов ВУЗов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 71-75.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование экологической ответственности современных студентов ВУЗов

Шадрина Екатерина Александровна
преподаватель Челябинского техникума текстильной и легкой промышленности, Россия, г. Копейск

 

Экологических проблем в современном мире становится все больше и они приобретают все более масштабный характер, что ухудшает качество жизни. Вырубка лесов, формирование мегаполисов и устрем­ленность людей к жизни в них, загрязнение мирового океана, истреб­ление отдельных видов растений и животных приводит к нарушению экологического баланса. Подобные нарушения, в свою очередь, приносят серьезные последствия в виде масштабных природных катастроф, которых становится все больше, изменению климата, снижению устойчивости человеческих организмов к противостоянию инфекцион­ным нагрузкам и бактериям. Фактически, изменение окружающего человека мира приводит не только к повышению уровня комфорта и качества жизни в сравнении с предыдущими поколениями, но также и росту численности населения, что в перспективе приведет к нехватке невосполняемых природных ресурсов, серьезному экологическому дисбалансу и в целом катастрофе для человечества. В связи с этим современные молодые люди все чаще задумываются о необходимости сохранять планету, а не использовать ее ресурсы бездумно и без оглядки на завтрашний день.

Сегодня как никогда ясно, что без воспитания гражданских позиций у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. Поэтому одним из важнейших условий развития общества является форми­рование у студенческой молодежи чувства ответственности. Сегодня чувство ответственности сравнивается с такими личностными качест­вами, как уважение к социальному окружению, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность и пр. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты ответствен­ности – сознание, чувства, отношение и деятельность.

Формирование экологической ответственности студентов в совре­менных российских ВУЗах становится не только актуальным в рамках патриотического воспитания, но также определяется одной из приори­тетных составляющих развития общества в связи с ростом значимости глобальных экологических проблем и отношения к ним мирового сообщества. Формирование ответственности за сохранение природных богатств у молодежи представляется значимым в связи с необходимостью сохранения планеты для будущих поколений.

Формирование экологической ответственности современных сту­дентов на уровне высших учебных заведений связано с повышением роли для мирового сообщества групп экологических проблем.

Экологическая проблема на современном этапе является одной из ведущих среди обсуждаемых на международном уровне. Процесс загрязнения окружающей среды во всей своей совокупности способ­ствует повышению температуры на планете, загрязнению атмосферы и природных вод, разрушению озонового слоя, «парниковому эффекту», кислотным дождям и другим губительным последствия для природы и человека.

Сегодня экологическим проблемам уделяют большое внимание во всем мире. Эти проблемы обсуждаются на уровне ООН, предприни­маются шаги, направленные на решение проблем озоновых «дыр», изменения климата, истощения запасов мирового океана.

Одной из серьезных экологических проблем является радиоак­тивное загрязнение. Не менее серьезную проблему представляют собой радиоактивные осадки – побочное действие ядерных испытаний. При этом, загрязнение происходит не только на уровне почвы, но также распространяется и на моря, которые являются частью Мирового океана.

Еще одной серьезной экологической проблемой является повышение уровня выброса метана в атмосферу. Воды мирового океана нагреваются гораздо быстрее, что приводит к выпуску наружу из под земли метана. Это еще более усугубляет процесс глобального потепления.

В мировом масштабе проблема возрастает в связи с тем, что происходит разрушение экосистем и стабильности Мирового океана, который актуален для каждого из жителей планеты вне зависимости от региона проживания. Именно данная особенность приводит и к актуальности мнения о необходимости разработки программ экологи­ческой защиты.

Выделенные особенности формирования групп экологических проблем становятся определяющими также и формирования системы экологического воспитания в образовательных учреждениях.

В экологической ориентированности процесс формирования приоритетов во многом также происходит согласно выработавшейся системе ценностей. При этом к практике поддержки экологии обращаются в первую очередь молодые люди, в целом склоненные к эмпатии и сопереживанию, либо люди, с повышенным чувством социальной ответственности, которое также становится результатом воспитания и социализации.

Экологическое воспитание молодежи представляется одной из важных составляющих воспитательного процесса в учебных заведениях. Экологическое воспитание представляет собой процесс, связанный с формированием не только бережного отношения к природе, но также и понимания природных процессов, их сути, окружающей среды и зна­чения ее для человека. Фактически экологическое воспитание является частью процесса социализации.

Знания о связях в природе важны как для формирования правиль­ного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Формирование для молодежи сути миропонимания и осознания природных процессов, специфики взаимодействия сил природы и сути происходящих в природе явлений, а также влияния природы на человека является необходимостью в социализации и экологическом воспитании.

Важнейший компонент экологического воспитания – активная деятельность. Разные ее виды дополняют друг друга: познавательная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

Большую познавательную и воспитательную роль играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохра­нение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание в процессе познавательной и творческой деятельности, в формировании целей, в содержании разделов обучаю­щего и воспитательного процесса в системе современного образования.

Современная система высшего образования ставит перед собой задачи не только подготовки будущих специалистов, но также и подготовку ответственных граждан, проявляющих заботу о сохранении окружающего их мира. Экологическая ответственность представляется частью данного процесса. Однако, на современном этапе даже само понимание экологической ответственности представляется достаточно многосторонним и его понимание, как уже было сказано ранее, вытекает из необходимости обоснования роли экологии в жизни современного человека.

Привлечение внимания к экологическим аспектам в целом могут оказать положительное влияние и на формирование итоговых составляющих профессионального становления молодого человека. Как специалиста. В частности, может определиться его приоритетная ориентированность именно на составляющие экологии, как приоритет деятельности, студенты могут выбирать темы курсовых и дипломных работ, связанных с экологией вне зависимости от получаемой ими спе­циальности в связи с тем, что экологическая составляющая представ­ляется актуальной практически для любой сферы научной деятельности.

Развитие экологической ответственности у студентов высших учебных заведений формируется не только благодаря процессу обучения и усвоения новых знаний касательно экологических процессов, но также и благодаря процессам, определяющим специфику социализации молодых людей, включая и формирование их системы ценностных ориентиров. В результате при поступлении в высшие учебные заве­дения студенты уже имеют некоторый уровень усвоенных принципов и сформированное отношение к проблемам экологии, однако в дель­нейшем они могут видоизмениться и влияние на данный процесс часто оказывает именно обучение в ВУЗе. Процесс же трансформации представлений основывается на сформированных понятиях. Представ­лениях и стандартах поведения молодых людей.

В целом же, как представляется возможным отметить, на современном этапе в теории и методике формирования экологической ответственности студентов в ВУЗах не наблюдается единства и фактически единая концепция экологического образования отсутствует, а формирование экологической ответственности с одной стороны опреде­ляется деятельностью, связанной с рамками патриотического воспитания, с другой стороны связывается с рамками формирования социальной ответственности и приоритетных ценностных ориентиров, значимых для современных общественных структур. Большинством исследователей также определяется необходимость организации комплексной работы с внедрением практики формирования экологической культуры во все изучаемые предметы и акцентирование внимания на роли общественных студенческих организаций, осуществляющих деятельность вне учебного процесса.

 

Список литературы:
1. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М.: Социум, 2009. – 296 с.
2. Емец Е.В., Михайлова Н.Н. Дидактический комплекс формирования экологической ответственности студентов технического ВУЗа // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3–2. – С. 270 278.