Статья:

АКСИОЛОГИЯ РУССКОГО МИРА: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Конференция: XCI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Бабаева А.В. АКСИОЛОГИЯ РУССКОГО МИРА: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCI междунар. науч.-практ. конф. — № 12(91). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКСИОЛОГИЯ РУССКОГО МИРА: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА РОССИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Бабаева Анастасия Валентиновна
канд. филос. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

THE AXIOLOGY OF THE RUSSIAN WORLD: THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF RUSSIA AMONG FOREIGN STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF LINGUISTIC AND CULTURAL DISCIPLINES

 

Anastasia Babaeva

Candidate of Philos. Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме реконструкции основополагающих значений концепта «русский мир». Для анализа предлагаются несколько базовых текстов, где впервые в пространстве русской культуры появляется указанное словосочетание. С опорой на тексты автор демонстрирует, что исходные смыслы концепта были далеки от политических. Подобные интенции позволяют особым образом представить героику Русского мира, что еще более усиливает цивилизационное звучание курса «Основы российской государственности» и позволяет лучше понять специфику русской культуры, в том числе иностранным студентам.

Abstract. The article is devoted to the problem of reconstruction of the fundamental meanings of the concept "Russian world". Several basic texts are proposed for analysis, where for the first time the specified phrase appears in the space of Russian culture. Based on the texts, the author demonstrates that the original meanings of the concept were far from political. Russian studies allow us to present the heroics of the Russian world in a special way, which further enhances the civilizational sound of the course "Fundamentals of Russian Statehood" and allows us to better understand the specifics of Russian culture, including foreign students.

 

Ключевые слова: русский мир, студенты, цивилизация, ценности, религия.

Keywords: Russian world, students, civilization, values, religion.

 

Публикация подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации №073-00024-24-04 от 23.05.2024 г. на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Проектирование модели организационно-методического сопровождения обучения русскому языку в культурно-языковом пространстве Республики Индия»

Концепт «русский мир» сегодня достаточно прочно обосновался в политическом дискурсе. Достаточно упомянуть, что в «Концепции внешней политики Российской Федерации» словосочетание «русский мир» упоминается дважды. В документе говорится, что Российская Федерация является «ядром цивилизационной общности Русского мира» [3], и на этом основании российское государство берет на себя ряд обязательств. О Русском мире на заседании Всемирного русского народного собора, состоявшегося в ноябре 2023 года, говорили Президент В.В. Путин [1] и Патриарх Кирилл [2]. О Русском мире пишут В.Никонов [7], Н. Нарочницкая [6], В.Тишков [9] и другие. Таким образом, можно говорить, что концепт прочно закрепился в общественно-политическом дискурсе.

Не в последнюю очередь на этом сновании западные авторы очень критично относятся к «русскому миру», считая его артикуляцией имперских амбиций российских элит. Подобного рода искажения смыслов происходит не только по идеологическим причинам, но и из-за непонимания сути феномена, а также понятия, с ним соотносимого. Одним из действенных инструментов по устранению когнитивного диссонанса могла бы стать реконструкция концепта, способная продемонстрировать изначальные цивилизационные смыслы. Аргументация, полученная посредством генеалогического метода анализа, вряд ли будет принята во внимание на Западе, однако для тех, кто интересуется аксиологией отечественной культуры, она может быть интересной.  По нашему мнению, подобная аргументация привлечет в первую очередь внимание тех, кто реализует дисциплину «Основы российской государственности». Использование аргументов, приведенных ниже, на занятиях позволит посмотреть на сам феномен «русского мира» и его героику вне политического дискурса. Подчеркнем, что такая работа должна вестись со студентами, гражданами Российской Федерации, не в меньшей мере, чем с иностранными студентами.

Если перефразировать суть проблемы, то можно сказать, что российские студенты видят в проекте «русского мира» преимущественно политические смыслы, и первые ассоциации, которые у них возникают, при вопросе о русской героике – это политики и военные. У иностранных студентов ассоциативный ряд будет схожим. Однако наша задача заключается в том, чтобы в своем исходном значении «русский мир» содержит иные смыслы. Попробуем это доказать посредством генетического анализа концепта.

Прежде чем перейти к рассмотрению возникновению и циркулированию концепта «русский мир» в пространстве отечественной культуры, необходимо отметить, что древних текстах наряду с этим словосочетанием употребляются «русская земля/русские земли» и «русская страна/сторона», более того частотность употребления «русского мира» по сравнению с ними практически ничтожно. Так, за весь древнерусский период обнаруживается только три текста, где встречается искомый концепт. «Русская земля/русские земли» в памятниках письменности обычно употребляется для обозначения княжеского удела, вотчины, т.е. как территориально-политическая единица; выражение «русская страна/сторона» используется в значении «родина, родная земля». В этой связи появление нового концепта, который до ХIХ столетия, к тому же используется, крайне редко, заслуживает особого внимания.

Впервые «русский мир» обнаруживается в «Слове на восстановление Десятинной церкви». Текст датирован ХI веком (относительно датировки идет споры [5]), и повествует он о том, как Русская земля обрела мощи святого Климента, что явилось основанием «превеликой радости» народа, благодаря чему было зафиксировано преемство от Рима и Византии: «не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне, и еще в Русском мире» [5, с. 185]. Обратим внимание, что уже в этом тексте в качестве ключевых аксиологических устремлений возникает христианская вера, преклонение перед мучениками, смирение, внутренняя чистота – те качества, которые должны способствовать борьбе с грехом. Последнее следует расценивать как базовые смыслы нарождающейся новой цивилизации – наследницы Рима и Византии. Единственным образом в данном тексте, который получает четкие очертания, является образ Климента, изображаемого в потоке солнечного света. В тексте указывается народ, состоящий из князей (имен не указано), представителей церковного сообщества и простого люда. Таким образом, можно предположить, что именно святитель становится прообразом гражданина Русского мира не по факту его происхождения или социального статуса, а по факту его духовного подвига. Сам подвиг получает вселенское значение, что и закладывается в основание «всечеловечности» русской души.

Второй текст, где возникает концепт «русский мир», – это текст «Послания смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому». Перед нами древнерусский памятник письменности, датированный ХIII веком, где интересующий нас концепт возникает единожды и относит к области ценностей. В Тексте «Послания» содержится увещевание Поликарпу по поводу его «неэтичного» поведения: стремления к власти, запуску интриг и прочее. В этой связи епископ Симон предлагает в качестве образца «гражданина Русского мира» епископа Леонтия Ростовского, который принял мученическую смерть за веру [8]. Приведенный епископом пример фиксирует в качестве желаемых свойств человеческой натуры в контексте русской культуры следующие: смирение, честность, отсутствие тщеславия и прочее. Отметим также, что Леонтий по происхождению был греком, что примечательно, поскольку, как и в первом случае, границы Русского мира оказываются не привязанными жестко к этническому параметру. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что снова героем Русского мира является представитель церковного сообщества, т.е. тот, кто демонстрирует героизм в неравной борьбе с грехом. Еще раз подтверждается такое качество русской души, как «всечеловечность», а, следовательно, отсутствие четкой привязки к этно-национальным параметрам.

Следующий текст – пример употребления концепта «русский мир» – «Житие преподобного Нестора летописца». Автором этого текста является святитель Димитрий Ростовский, опубликован текст был в ХVII столетии. «Житие» повествует о авторе «Повести временных лет». Святитель Димитрий описывает Нестора по аналогии с Моисеем, который смог сохранить для человеческой памяти знаменательные события истории. Тем самым Нестор в его гражданском подвиге приравнивается по значению деятельности к пророку, поскольку смог отразить саму суть зарождения Русского мира как цивилизации: «Он написал нам о начале и первом устроении нашего русского мира, не только внешнего, но и особенно внутреннего, духовного» [3]. Димитрий фактически предлагает рассматривать Нестора в качестве подвижника, благодаря которому русская идентичность была описана и, следовательно, останется в истории. Таким образом, Нестор не просто отразил исторические события и тем самым не дал им забыться, но и зафиксировал особенности миропонимания русского человека. А поскольку Димитрий отмечает, что это удалось Нестору по причине сохранения себя в чистоте: «чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины, Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя «недостойным, грубым, невеждою и исполненным множества грехов» [3]. Перед нами опять оказывается представитель церковной истории, заслуживший знания «гражданина Русского мира», что происходит благодаря тому, во-первых, что прожил праведную, достойную стать примером для других жизнь, и во-вторых, праведной жизнью смог реализовать божественный замысел о себе и о Русском мире.

Итак, все образы в представленных текстах свидетельствуют о трансцендентной ценностной парадигме, определившей саму суть русской культуры: христианская вера, подвижничество, внутренняя чистота, глубокая духовная работа, праведность, отсутствие тщеславия. Исходя из этого, можно предположить, что изначально посыл героики Русского мира составлял именно духовную брань, борьбу с греховностью человеческой природы, преодоление самого себя. Обращает на себя внимание тот факт, что принадлежность к культурно-цивилизационной общности достигается не этническими характеристиками, а морально-нравственными подвигами. На этом основании можно утверждать, что номинация «русский мир» первоначально не соотносилась с политическими коннотациями, а по своей сути была именно ценностной, что максимально коррелирует с базовой интенцией русской культуры.

В свете всего вышесказанного мы предлагаем включить рассмотрение данных текстов в корпус материалов, для изучения идеологии России в рамках дисциплины «Основы российской государственности», хотя данная информация может быть включена и в другие курсы, где иностранные студенты знакомятся с ценностными основаниями русской культуры. Анализ данных памятников позволит студентам лучше понять роль религиозного фактора в развитии отечественной культуры, с одной стороны (ретроспективный аспект), с другой – помогает уяснить основные положения «Концепции внешней политики Российской Федерации» в пунктах, протоколирующих продвижение русской культуры и русского языка за рубежом, а также идеологии «Русского мира» (актуальное состояние вопроса). Подобная процедура для студентов-россиян будет полезна, ко всему прочему, в качестве расширяющих познавательные горизонты процедур, а для иностранных студентов на уровне демонстрации материалов дает неопровержимые доказательства трансцендентных устремлений первых идеологов Русского мира, что обеспечивает глубинное погружение в сами основания ценностных парадигм русской культуры.

 

Список литературы:
1. Выступление Президента России В.В. Путина на Всемирном русском народном соборе 28 ноября 2023 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/page/32 (дата обращения: 12.11.2024).
2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/6080946.html (дата обращения: 12.11.2024).
3. Димитрий Ростовский (Туптало) Житие преподобного Нестора летописца. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/936 (дата обращения: 12.11.2024).
4. Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждена Указом Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г. №229. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 14.11.2024).
5. Назаренко А.В. «Слово на обновление Десятинной церкви» или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси. – Москва–Брюссель, 2013. – 225 с.
6. Нарочницкая Н.А. Русский мир. – СПб.: «Алетейя», 2007. –  320 с.
7. Никонов В. Не воспоминание о прошлом, а мечта о будущем. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russkiymir.ru/publications/190925/ (дата обращения: 21.11.2024).
8. Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/kievo-pecherskiy_paterik/14(дата обращения: 10.11.2024).
9. Тишков В. А. Русский мир: Смысл и стратегия России // Повестка дня для России: Аналитические материалы Фонда "Единство во имя России" за 2007–2008 годы / под ред. В. А. Никонова. – М.: Форум,  2009. – С. 185–203.