Статья:

Профилактика межэтнических конфликтов и формирование этнотолерантности у воспитанников суворовского военного училища

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Мозговой А.А. Профилактика межэтнических конфликтов и формирование этнотолерантности у воспитанников суворовского военного училища // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(34). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 32-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профилактика межэтнических конфликтов и формирование этнотолерантности у воспитанников суворовского военного училища

Мозговой Александр Александрович
воспитатель учебного курса, Санкт-Петербургское суворовское военное училище, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Во всем мире все чаще возникают межэтнические конфликты, доходящие до крайней степени остроты, враждебности, и нередко перерастающие в затяжные, вооруженные столкновения, приводящие к трагическим последствиям. Именно межэтнические конфликты в современном мире, оборачиваются насилием, резкими изменениями в настроении и поведении людей, внутренними расколами общественных движений.

Большинство конфликтов, ставших причиной войн и масштабного терроризма, в двадцать первом веке носило ярко выраженную национальную окраску, свидетельствуя о том, что люди постепенно обрекают себя на этнокультурную войну, поскольку не желают уважать и понимать друг друга, понимать и принимать общечеловеческие ценности и идеалы.

Межнациональные отношения на протяжении длительного периода времени оставались сложнейшей проблемой, не имевшей однозначных решений. И в наше время проблема межнациональных отношений выступила на одно из первых мест среди других проблем. На образовательных учреждениях РФ сейчас лежит сложная задача - взять на себя основную сложность по формированию культуры межэтнических отношений и межнациональной толерантности.

Как и многие образовательные учреждения, суворовское военное училище этнически перемешано, имеет очень разный этнический состав, в нем обучаются представители более 10 разных национальностей. Воспитанники часто не задумываются о том, что перед ними другая культура со своей особой логикой мышления и поведения.

Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают в подростковом возрасте, т.к. именно этот возраст является наиболее восприимчивым периодом формирования рефлексивного  отношения к «своему» и «чужим» этносам. В связи с этим, существует высокий риск возникновения конфликтов на этнической почве, вызванных социально-психологическими факторами - общей неприязнью к представителям определенного этноса.

Подростковая среда, где собраны представители различных этносов, является потенциально конфликтной из-за присущих подростковому возрасту особенностями: ярко выраженный негативизм, преобладание эмоций над логикой и разумом, повышенный уровень агрессивности, противоборство референтных групп, а так же свойственные юношеству максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным подростками для себя кумирам, тенденция к объединению в замкнутые группы и т.д.

«Синдром подросткового возраста» усиливает разницу между «своими» и «чужими», что может приводить к всплеску межэтнической конфликтности, именно поэтому подростки являются наиболее чувствительным контингентом для любой пропаганды, разжигающей межнациональную рознь.

Исследования показывают, что установки, которые закрепились в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте, сформировавшиеся в ходе развития и социализации подростка этнические стереотипы, предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей. То есть, от того, какие будут в данный период сформированы психические свойства и качества (этнические установки и стереотипы, этническая толерантность, этническая конфликтность и т.п.), будет зависеть система межэтнических отношений в зрелом возрасте.

Одной из отличительных черт подростков в отношении представителей другого этноса часто является категоричность суждений, этноцентризм, который определяется, как склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь культурные традиции и ценности своего собственного народа. Этноцентризм предполагает восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных, что вызывает естественное желание сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять, не воспринимать и даже враждовать с членами других групп.

Еще одной психологической основой этнических конфликтов являются предубеждения - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Этнические стереотипы нередко воспринимаются с детства от авторитетных для ребенка людей (родителей, учителей), а затем черпаются из средств массовой информации, выступлений политических деятелей и т.п.

Построение системы работы по профилактике межэтнических конфликтов должно включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:

  • тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации воспитанниками друг о друге и об их этнических особенностях, на командообразование и сплочение коллектива, установление эффективного взаимодействия, повышение активности членов коллектива;
  • деловые игры, главная цель которых – выработка совместного коллективного решения, умения работать в команде, активное вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;
  • классные часы, экскурсии (ознакомление с материальной и духовной культурой разных народов, особенностями быта);
  • организация и проведение воспитательных мероприятий, проведение разнообразных акций, совместных творческих дел, выполнение общественных поручений, участие в этнических мероприятиях, проведение народных фестивалей и праздников и т.п.) и т.д.

Одним из важных направлений работы по профилактике межэтнических конфликтов является формирование культуры межнационального общения, которая характеризует общий уровень  воспитанности человека, готовность и умение общаться с представителями различных культур, способность учитывать их национальную специфику, проявлять деликатность, а также терпимость в разных ситуациях.

Культура межнационального общения должна включать в себя формирование у человека сознания общности исторических судеб всех народов нашего государства, чувства единой семьи народов. В таком случае огромную значимость представляют знания о происхождении народов, с которыми мы вместе живем, а также понимание своеобразия, традиций, обрядов, быта различных наций.

Поведенческая характеристика личности в условиях межэтнического общения включает в себя готовность и умение пойти на контакты с лицами других этносов, дружелюбие и возможность поддерживать дружеские отношения, учет этнической специфики лиц, вступающих в контакт, глубокий такт по отношению к лицам другой национальности в любых, даже в конфликтных ситуациях.

В основе культуры межнационального общения лежит формирование толерантности, которая заключается в признании права людей на отличия. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

К средствам воспитания культуры межнационального общения относятся все существующие элементы национальной и межнациональной культуры (фольклор, язык, искусство, литература, архитектура, народные промыслы, обряды, музыка, народные традиции и т. п.).

Эффективность работы по воспитанию культуры межнационального общения возможна при выполнении ряда педагогических условий:

- развитие у воспитанников чувства гордости за унаследованную этническую культуру: традиции, обычаи, язык, фольклор и т.д.;

- включение разнообразного полиэтнического материала во все сферы воспитания и обучения;

- воспитание чувства уважения к различным этническим формам и отличиям, а также гуманного отношения к людям разных национальностей;

- создание в образовательном учреждении атмосферы товарищества, доброжелательности, на основе сопереживания и взаимоуважения;

- учет характера национальных отношений региона и межэтнического состава учебной группы;

- приведение положительных примеров из жизни и деятельности людей разных национальностей;

Таким образом, при воспитании культуры межнационального общения необходимо находить точки соприкосновения интересов в культуре, используя при этом возможности учебно-воспитательной, внешкольной работы, а также опираясь на общечеловеческие ценности искусства, морали, религии различных народов. Профилактика межэтнических конфликтов будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится.