Статья:

Особенности профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов

Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Отт Н.Г., Онищук Е.Н. Особенности профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(45). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 14-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов

Отт Наталья Гарриевна
канд. психол. наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского- ЛГПУ, РФ, г. Липецк
Онищук Евгения Николаевна
магистрант, Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского - ЛГПУ, РФ, г. Липецк

 

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS

 

Natalya Ott

Candidate of pedagogic sciences, associate professor, Lipetsk State Pedagogical University Named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky – LGPU, Russia, Lipetsk

Eugenia Onischuk

Undergraduate, Lipetsk State Pedagogical University Named after P.P. Semyonov-Tyan-Shansky – LGPU, Russia, Lipetsk

 

Аннотация. Одной из важнейших задач современного высшего профессионального образования является ориентация на повышение качества подготовки будущих специалистов. Особенно это касается подготовки педагога-психолога. В настоящее время все более важной становится проблема профессионального самоопределения студентов на этапе выбора предполагаемой профессии. В статье рассматриваются данные исследования, проведенного среди студентов разного уровня образования. Проведенное исследование среди студентов показало, что некоторая часть студентов - психологов не имеет четкого представления о своей будущей специальности.

Abstract. One of the most important tasks of modern higher professional education is to focus on improving the quality of training of future specialists. This is especially true for the training of a teacher-psychologist. Currently, the problem of professional self-determination of students at the stage of choosing a prospective profession is becoming more and more important. The article considers the data of a study conducted among students of different levels of education. A study conducted among students showed that some of the psychology students do not have a clear idea of their future specialty.

 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональная ориентация; самоопределение; дифференциально-диагностический опросник; мотивы выбора профессии.

Keywords: professional self-determination; professional orientation; self-determination; differential diagnostic questionnaire; motives for choosing a profession.

 

Обучение в вузе является одним из основных этапов профессионального самоопределения, ког­да студент овладевает необходимыми компетен­циями для будущей успешной деятельности. В на­стоящее время в разных сферах жизнедеятельнос­ти возрастает потребность разрешения насущных психологических проблем, что влечет за собой повышение требований к подготовке специалис­та-психолога и расширяет области применения психологических знаний. Реагируя на запросы общества, современная система психологического образования предлагает будущим абитуриентам разную специализацию в рамках профессии. К сожалению, далеко не все студенты имеют чёткое представление о своей будущей специальности. Обучение в условиях специфики научно-профес­сиональной направленности учебного заведения должно способствовать эффективному становле­нию будущего специалиста: формированию про­фессионально важных качеств, раскрытию его творческого потенциала, определению своего места в профессии.

Анализ особенностей профессионального самоопределения студентов-психологов разной научно-профессиональной направленности обу­чения в вузе становится тем более актуален в ус­ловиях подготовки к переходу на двухуровневую систему образования и новые образовательные стандарты.

Целью нашего исследования стало выявле­ние особенностей профессионального самоопре­деления студентов-психологов разных курсов и специали­заций, а также разных ступеней системы образования.

Исследование проводилось в Липецком государственном психолого-педагогическом университете (ЛГПУ) имени Семенова-Тян-Шанского среди студентов 3 курса бакалавриата, 4 курса специалитета и 3 курса магистратуры.

При прове­дении исследования были использованы следую­щие методы:

Индивидуальная беседа, с целью выявления оцен­ки и отношения выпускников к будущей профес­сии, а также дифференциально-диагностический опросник (ДДО), он же опросник Е.А. Климова на профориентацию для выявления предрасположенности студентов, которая выражается в их ценностных ориентациях к определенным типам профессий.

В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты. Личная беседа со студентами исследуемых курсов о мотивационных факторах, повлиявших на выбор профессии педагога – психолога, показала несколько наиболее важных.  Остановимся на преобладающих у сту­дентов мотивах выбора профессии. Получен­ные данные показывают: студенты-психологи трёх исследуемых курсов в большинстве ориентировались на «собственное желание» (студенты 3 курса магистратуры – 86,6 %, студенты-психологи 3 курса бакалавриата – 68,7 %, 52,6 % – студенты 4 курса специалитета). На втором месте – «совет родителей», причём из трёх курсов боль­шее количество ответов у студентов-психологов третьего курса магистратуры – 56,2 %, у студентов 3 курса бакалавриата и 4 курса специалитета подобные ответы составили 26 %. Мотивы «слу­чайность», «стечение обстоятельств», «совет друзей» и «наличие стипендии» присутствуют в ответах, но не являются первостепенными.

Анализ результатов беседы показывает, что большинство студентов-психологов независимо от специализации удовлетворены выбором про­фессии психолог – более 90% опрошенных студентов в каждой группе; из них половина иногда сомневаются в правильности выбора и связывают это с трудностью трудоустройства по специальности. Следует также заметить, что в вузах есть студенты, которые полностью не удов­летворены выбором профессии, а некоторые даже сожалеют о сделанном выборе, при этом процент таких студентов невысок (на уровне 2-3 % в каждой группе).

Нам интересно было узнать отношение сту­дентов-психологов к возможности будущего трудоустройства по специальности: обнаружено, что примерно половина студентов в каждой исследуемой группе полагает, что в категории безработных они оказаться не могут, так как уверены в своих силах, у одних уже есть варианты трудоустройс­тва, а другие получают для подстраховки дополни­тельное образование (например, краткосрочные курсы по сопутствующим специальностям в этом же университете), либо рассматривают варианты трудоустройства по месту прохождения практики.

Следующим этапом исследования было применение профориентационного метода для выявления склонностей студентов к определенному типу профессий. Также было интересно выяснить, соответствуют ли преобладающие типы склонностей выбранной студентами специальности.

С помощью дифференциально-диагностического опросника по методу Е.А. Климова мы определили, к каким типам профессий наиболее склонны студенты-психологи.

Распределение склонностей студентов разных курсов к определенным типам профессий выглядит следующим образом:

 

 

Из представленного графика видно, что преобладающее большинство студентов 3 курса бакалавриата, а также 4 курса специалитета склонно к группе «Художественный образ». Данная группа предполагает такие творческие профессии как художник, декоратор, актер, дизайнер, скульптор парикмахер и другие. Студенты 3 курса магистратуры в большинстве склонны к категории профессий группы «Человек-Человек», ориентированные на работу с людьми. Это профессии, связанные с обучением и воспитанием. То есть соответствуют выбранной профессии.

По нашему мнению, сложившаяся ситуация связана с тем, что студенты, обучающиеся на 3 курсе магистратуры делают более осознанный выбор будущей профессии, поступая на вторую ступень обучения. Студенты в данной группе зачастую имеют профессиональный опыт в данной области.

На следующем графике видно более детальное распределение групп студентов в процентном соотношении исходя из результатов профессионального тестирования.

 

Рисунок. Детальное распределение групп студентов в процентном соотношении исходя из результатов профессионального тестирования

 

На наш взгляд, преобладание среди студентов всех курсов склонностей к творческим профессиям, объясняется некоторой схожестью типов «Человек-человек» и «Человек-художественный образ». Тем не менее высокий уровень преобладания иных типов кроме «Человек-Человек» среди студентов, получающих психолого-педагогическое образование, говорит о необходимости проведения профориентационного тестирования для выявления склонностей студентов к тем или иным профессиям на начальном этапе получения профессионального образования.  Подводя итог, следует отметить, что наличие некоторых особенностей профессионального самоопределения в зависимости от разных ступеней и курсов образования в ВУЗе, а также различных мотивационных факторов.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют увидеть зону проблем в профессиональном самоопределении студентов-психологов, устранение которых будет способствовать более успешному вхождению в профессию даст возможность рассматривать специализацию как свое внутреннее призвание.

 

Список литературы:
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. –  Москва, 2005 –  336с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. – Москва, 2006. – 240 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва, 2004. – 304 с.
4. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего. Вопросы психологии. – Санкт - Петербург,  2001. №1. 
5. Трофимова Е.Л. Особенности профессионального самоопределения студентов – психологов. Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им.Н.Г. Чернышевского. – Чита, 2011. №5 (40).