Статья:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ГРУППЫ РИСКА» СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Кнырева А.В. СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ГРУППЫ РИСКА» СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 13-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ГРУППЫ РИСКА» СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ

Кнырева Алена Валерьевна
ГБОУ “Нурлатская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья”, РФ, г. Нурлат

 

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в современном обществе.

Социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта) практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения.[4]

В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном социально-психологическом сопровождении.

В последние годы выделена особая категория школьников, которая получила определение «дети риска».

Это обучающиеся, которые отличаются асоциальным поведением, то есть противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам, которое проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации, токсикомании. [1]

Подростки с ограниченными возможностями здоровья – это группа социального риска.

Данная категория детей по причине нарушения высших психических процессов (эмоционально-волевой сферы, мышления) склонна к асоциальным поступкам, легко поддается дурному влиянию, отличаются повышенной внушаемостью и некритичностью, в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники.[3]

Социально-психологическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья «группы риска», состоящих на различных видах учёта направлена на снижение количества правонарушений среди подростков и вероятности их приобщения к вредным привычкам, а также на формирование здоровьесберегающих установок и ответственного поведения в современном обществе.[2]

С обучающимися, воспитанниками, состоящих на разных формах учета, ведётся индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой, являются следующее:

- посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время;

- изучение особенностей личности воспитанника «группы риска», занятия по коррекции их поведения, обучение навыком общения;

- психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению подростков с ОВЗ «группы риска»;

- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками с ОВЗ «группы риска»;

- вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию общешкольных проектов, программную деятельность, занятость их в объединениях дополнительного образования.[2]

Обязательный компонент деятельности социального педагога – сотрудничество с педагогами школы-интерната, так как именно с ними в школе ребёнок взаимодействует больше всего.[2]

Такое взаимодействие осуществляется через консилиумы, мониторинги, семинары, мастера-классы на методических объединениях на различные темы, например «Формула решения школьных конфликтов», «Как помочь подростку понять самого себя» и т.д., повышает уровень знаний педагогов о психологии ребёнка и способствующие повышению качества работы.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности в школе-интернате проводятся серии общешкольных профилактических мероприятий на разные темы, например, «Проступок, правонарушение, преступление», «Мы в ответе за свои поступки», «Мы все равны перед законом», «О нецензурной брани», «От шалости до преступления один шаг», «Что такое закон?», Безопасность в сети интернет», «Безопасное поведение на железной дороге», серии занятий в рамках «Недели толерантности»: «Путь к миру», «Давайте жить дружно»; ряд занятий в рамках «Недели семьи»: «Всему начало отчий дом»; практическое занятие на примере фильма «Вам и не снилось», «Семья-мой остров счастья», и т.д.

Прямое взаимодействие осуществляется с инспекторами ОМВД ПДН г.Нурлат Республики Татарстан, с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Нурлатского муниципального района.

Старший инспектор ПДН ОМВД России по Нурлатскому району РТ Шакиров К.Г. являлся частым гостем школы-интерната; в настоящее время образовательное учреждение курирует начальник ПДН ОМВД России по Нурлатскому району РТ Сафиуллин Н.Х., который уже не раз посещал школу-интернат с профилактическими беседами по предотвращению противоправного поведения и совершения незаконных действий обучающимися, воспитанниками. 

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, создавать благоприятные условия для развития их личности, направлять энергию подростков в позитивное русло и учить их разрешать конфликты социально-приемлемым образом.[3]

С каждым годом растет число семей, называемых неблагополучными.

Это аксиома: чем раньше школа узнает о такой семье, тем лучше для детей.[1]

Часто дети «группы риска» воспитываются в семьях, где родители забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах, нигде не работают, злоупотребляют спиртными напитками, являются негативным примером для своих детей своим образом жизни, нормами, правилами поведения. [1]

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности и других негативных явлений в детской, подростковой среде.

Есть такие семьи, когда в них ситуация развивалась по известному педагогам сценарию: вначале родители не уделяли внимания своему ребёнку, пустив его воспитание на «самотёк», потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт со школой, не только не контролируя ребенка, но порой покрывая и даже поощряя его поступки, а затем взрослые перестали справляться с ситуацией, произошло отчуждение ребенка от семьи.

Таким образом, и появляется ребенок «группы риска». [2]

Проводимая школой работа по профилактике девиантного поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья порой является единственным сдерживающим фактором для некоторых несовершеннолетних детей и подростков, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важных задач, состоящих перед коллективом нашего образовательного учреждения.

Сопровождение учащихся «группы риска» и их родителей осуществляется по следующим направлениям:

Психологическое просвещение и информирование – повышение психологической грамотности родителей.

Психологическое консультирование – оказание помощи в решении проблем, возникающих в детско-родительских отношениях.

Психодиагностика – исследование детско-родительских отношений посредством комплекса психодиагностических методик.

Правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий).

Предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения).[5]

Психологическое просвещение реализуется в форме «Родительского лектория», которое проводится без участия детей и имеет целью развитие когнитивной составляющей психолого-педагогической компетентности родителей.

Для обсуждения и дискуссий предлагаются разнообразные темы, например: «Вредные привычки - профилактика», «Безопасность ребенка в летний период», «Как нельзя наказывать детей», «Конфликт с собственным ребенком и пути разрешения», «Семья, как фактор психоэмоционального благополучия ребенка», «Роль родителей в профилактике вредных зависимостей», «Особенности общения с ребенком в семье», «Права и обязанности родителей», «Права ребенка-обязанности родителей», «Трудные дети или родители?» семинары-практикумы: «Семья, как лучик солнца», «Особый ребенок в семье»; беседы и консультации на темы: «Детско-родительские отношения», «Обязанности в доме», «Взаимоотношения в семье», «Шалости и проступки».

В своей практике широко использую диагностическую работу не только учащихся «группы риска», но и их родителей, что позволяет изучить личностные и характерологические особенности воспитанников, помогает выяснить отношение родителей к школе, узнать, какие методы наказания и поощрения используются в семьях учащихся.

По результатам диагностики, проводятся консультации с родителями, которые помогают разобраться не только в сложившейся ситуации, но и помогают понимать собственные стереотипы воспитания.

Один из методов работы социального педагога и педагогами школы-интерната с семьей является социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. [2, 5]

Не всегда предпринимаемые меры по предотвращению противоправных деяний несовершеннолетних и их успешной социализации имеют положительный результат.

Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что остается только один выход – изъять ребенка из такой семьи, поместить его в учреждение государственной поддержки детства. К сожалению, есть единичные случаи, когда педагоги были вынуждены способствовать вывода ребенка из семьи.

Результативность работы социального педагога, педагогов школы-интерната требует времени.

Причём в каждом конкретном случае продолжительность временны́х затрат разная.

Ведь у наших трудных воспитанников возможны срывы, возвраты к прежнему образу жизни.

Но важно продолжать анализировать ситуацию, делать выводы, возможно, что-то менять в своей работе, искать способы взаимодействия всех заинтересованных сторон – педагогов, родителей, работников правоохранительных органов, учреждений образования и социальной защиты.

 

Список литературы:
1. В. Казанская. Подросток. Социальная адаптация. Издательство: ПитерСПБ, 2011 г.
2. Гришанова О.С. Справочник социального педагога. Издательство: Учитель, 2018 г.
3. Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. Серия для образовательных учреждений VII-VIII вида. Издательство: Учитель, 2016 г.
4. Родионова С.А., Корепанова Т.А. Социальная адаптация учащихся. Серия для образовательных учреждений VII-VIII вида. Издательство: Учитель, 2016 г.
5. Свиридова А.Н. Модель взаимодействия с детьми группы риска. Издательство: Учитель, 2016 г.