Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Конференция: LVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Королькова И.Е., Гребенюк И.И., Маслова И.Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVI междунар. науч.-практ. конф. — № 11(56). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 5-11.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Королькова Илона Евгеньевна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад №15, РФ, г. Белгород
Гребенюк Ирина Ивановна
воспитатель, МБДОУ детский сад №15, РФ, г. Белгород
Маслова Ирина Николаевна
воспитатель, МБДОУ детский сад №15, РФ, г. Белгород

 

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE-SPEECH ACTIVITY IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT: THE RESULTS OF AN EXPERIMENTAL STUDY

 

Ilona Korolkova

Teacher-speech therapist, MBDOU kindergarten №15, Russia, Belgorod

Irina Grebenyuk

Teacher, MBDOU kindergarten No. 15, Russia, Belgorod

Irina Maslova

Teacher, MBDOU kindergarten No. 15, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность и необходимость изучения проблемы развития коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Приводятся результаты исследования уровня развития коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Abstract. In this article, the relevance and necessity of studying the problems of the development of communicative-speech activity in older preschoolers with general speech underdevelopment. The results of the study of the level of development of communicative-speech activity in older preschoolers with general speech underdevelopment are presented.

 

Ключевые слова: коммуникативная деятельность; речевая деятельность; общение; коммуникативно-речевая деятельность; общее недоразвитие речи.

Keywords: communicative activity; speech activity; communication; communicative-speech activity; general speech underdevelopment.

 

Актуальность проблемы развития коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи сегодня обозначена на социальном, теоретическом и методическом уровнях.

Актуальность исследования на социальном уровне объясняется тем, что у обучающихся с нарушениями речи имеют место низкая мотивация в общении, несформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, нарушения структурно-семантического оформления высказывания, что, в первую очередь, связано с особенностями развития их познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально-волевой сферы и поведения (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др.) [3].

Однако, несмотря на значительный вклад исследователей в понимание значимости работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день остаются недостаточно разработанными такие теоретические и практические аспекты проблемы, как особенности коммуникативно-речевой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи, организация коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности у данной категории обучающихся [1; 2; 4].

Цель исследования: выявить особенности коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: при выборе методов оценки коммуникативно-речевой деятельности ориентировались на следующие критерии и показатели: владение средствами общения, умения свободно и адекватно их использовать в различных ситуациях речевого взаимодействия. Исходя из этого, использовались: методика М. И. Лисиной [5], методика О.А. Бизиковой [1], методика «Раскрась рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [6].

Ход и результаты исследования. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР (III уровень речевого развития), 5 мальчиков и 15 девочек.

Представляем качественный и количественный анализ выполнения старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи серии диагностических заданий.

Результаты исследования уровня сформированности коммуникативно-речевой активности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи во взаимодействии со взрослыми позволили определить, что для 15 детей (73%) характерным явился низкий уровень коммуникативной активности. Дети с этим уровнем испытывали трудности при вступлении в контакт со взрослым, они не проявляли заинтересованности и инициативности в ситуациях общения. Вели себя невнимательно, отмечалась эпизодичность реакции на обращение. Без желания отвечали на поставленные вопросы, и все время ждали помощи от взрослого. У 5 обследуемых детей (27%) был отмечен средний уровень сформированности коммуникативно-речевой деятельности. Им было не особо интересно разговаривать с собеседником и слушать его в созданных ситуациях общения. Им была нужна помощь в понимании речевого и неречевого поведения партнера в виде наводящих вопросов. У детей были замечены отступления от задуманного плана.

В результате исследования все дети были распределены на 3 группы в зависимости от уровня умения вести диалог. Так, в группу детей с высоким уровнем развития диалогической речи вошли 2 девочки (13%).  Они принимали активное участие в разговоре. Они довольно быстро реагировали на реплики, использовали различные их виды, в том числе и стимулирующие партнера к речевому действию. Поддерживали предложенные темы разговора (о семье, любимых игрушках, увлечениях). Были способны самостоятельно вести расспрос, без длинных пауз. Самостоятельно формулировали вопросы. Речь детей грамотная, но иногда встречались некоторые ошибки в построении предложений.

Средний уровень развития умения вести диалог выявлен у 5 дошкольников (27%). Дети активно включались в диалог со взрослым. Незамедлительно отвечали на реплики собеседника, но долго поддерживать разговор не могли. Они начинали часто отвлекаться. Оставляли вопрос без внимания или отвечали не по теме вопроса, стремясь высказать свою информацию. Ответы представляли собой краткие, односложные предложения. Дети затруднялись в последовательной и логичной формулировке вопросов. Доброжелательность проявлялась в зависимости от ситуации, а обращение по имени  к собеседнику всегда отсутствовало. В игре в процессе диалога дети между собой высказывают свои мысли и действия, не связанные с репликами собеседника.

Группу детей с низким уровнем развития диалогической речи составили 13 обследуемых (60%) обследуемых. Дошкольники пассивно вступали в беседу, проявляли слабую речевую активность. Диалог сопровождали длительные паузы, в результате чего он протекал очень медленно. Детям было не интересно и безразлично, они часто отвлекались и смотрели по сторонам. Сами дети никак не проявляли инициативу к продолжению разговора. Кратко и односложно отвечали на заданные вопросы. Сами  вопросы даже не пытались сформулировать.

Результаты изучения коммуникативно-речевого взаимодействия со сверстниками показали, что у 60 % дошкольников (12 человек) выявлен низкий уровень. Они не смогли сосредоточиться, договориться и прийти к единому мнению. Каждый ребенок работал самостоятельно, не обращая внимания на партнера, и реализовывал свой придуманный рисунок.

У остальных 40 % детей (8 человек) выявлен средний уровень сформированности умений и навыков, направленных на осуществление совместной деятельности со сверстниками. Каждый пытался доказать, что именно его вариант лучше. В итоге дети пришли к единому решению, но первоначальные разногласия привели к тому, что рисунки на паре рукавичек были частично похожи. Причиной стало то, что дети увлеклись работой и не заметили, как стали отходить в сторону от задуманного узора. В основном мнения детей не совпали при выборе цветов. Взаимодействие детей ограничивалось тем, чтобы узнать как идут дела у соседа, и если кто-то забывал вместе выбранный вид рисунка.

Результаты исследования уровня сформированности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи представлены в Таблице 1 и в Таблице 2.

Таблица 1.

Результаты исследования уровня сформированности коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Список детей

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Общий балл

Уровень

1

Анна Р.

4,3

2,7

1

8

Низкий

2

Анастасия Л.

4,3

2,5

2,6

9,4

Средний

3

Валерия У.

5,3

2

1,4

8,7

Средний

4

Вероника Б.

3,3

4

2,2

9,5

Средний

5

Виктория У.

5,6

3,5

1

10,1

Средний

6

Дарина Б.

4

2,5

2,6

9,1

Средний

7

Дарья Г.

3,6

3,2

2

8,8

Средний

8

Евгения К.

7

3,7

1

11,7

Средний

9

Елизавета К.

5,3

4,2

2,4

11,9

Средний

10

Елизавета М.

3,3

2,8

1

7,1

Низкий

11

Илья В.

3,3

2,7

0,8

6,8

Низкий

12

Ксения Л.

4

2,3

0,8

7,1

Низкий

13

Максим М.

4,3

2,5

2,6

9,4

Средний

14

Мария З.

3,6

3,2

2

8,8

Средний

15

Никита К.

4,3

2,8

0,6

7,7

Низкий

16

Полина А.

3,3

4

2,2

9,5

Средний

17

Полина П.

4,3

2,5

2,6

9,4

Средний

18

Роман М.

4

2,3

0,8

7,1

Низкий

19

София Ф

3,3

2,7

0,8

6,8

Низкий

20

Федор К.

4

3

1

8

Низкий

 

Таблица 2.

Результаты исследования уровня сформированности коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Уровни

Количество детей

Процентное соотношение

Высокий

0

0%

Средний

8

40%

Низкий

12

60%

Всего:

20

100%

 

Количественный и качественный анализ результатов исследования позволили нам выявить уровни сформированности коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Количественный анализ уровня сформированности коммуникативно-речевой деятельности представлен на рис. 1.

 

Рисунок 1. Результаты исследования уровня сформированности коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Вывод:

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи высокого уровня сформированности коммуникативно-речевой деятельности не выявлено, у 60 % обследуемых детей наблюдается низкий уровень, и средний уровень – у 40 %. Результаты экспериментальной работы показали, что у старших дошкольников с ОНР снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. У них отмечается низкий уровень речевой активности и обработки словесной информации, быстрая истощаемость побуждений к речи. Сама речь дошкольников с общим недоразвитием речи в основном ситуативна, отсутствуют навыки изложения собственных мыслей и связного высказывания, ответами на вопросы чаще всего являются односложные предложения. Дети невнимательны по отношению к собеседнику, сами не проявляют инициативы в ситуациях общения, предпочтительной является ситуативно-деловая форма общения со взрослым. Средства речевого общения у дошкольников с ОНР характеризуются неправильным грамматическим оформлением фраз, лексической неполнотой, использованием простых синтаксических конструкций, неполным смысловым изложением воспроизводимого материала, отсутствием связности высказывания и др.

Таким образом, обобщая результаты исследования экспериментальной работы, были выделены следующие особенности коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи:

- недостаточный уровень сформированности потребности в общении;

- отсутствие коммуникативной активности и инициативы;

- низкий уровень сформированности речевых средств общения выражается в лексической неполноте, неправильном грамматическом оформлении фраз, использовании простых синтаксических конструкций, отсутствии связности и логичности высказывания.

 

Список литературы:
1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре.  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
2. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - Москва, 2014. – 432 с.
3. Левина Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи / Р . Е. Левина. – Текст : электронный // Вопросы логопедии. – 2012. – С. 207-252. 
4. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 2010 — 317 с.
5. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность/М . И. Лисина. - Москва: Просвещение, 2013. - 76 с.
6. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2010. – 291 с.