Статья:

Интеграция образовательных технологий в формировании общих компетенций обучающихся профессиональной школы

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Миниахметова О.В. Интеграция образовательных технологий в формировании общих компетенций обучающихся профессиональной школы // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 38-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интеграция образовательных технологий в формировании общих компетенций обучающихся профессиональной школы

Миниахметова Оксана Викторовна
аспирант ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», РФ, г. Пермь

 

Integration of educational technologies in forming of General competences of students in professional education

 

Oksana Miniakhmetova

postgraduate student, Perm state humanitarian-pedagogical University, Russia, Perm

 

Аннотация. В современных условиях среднего профессионального образования актуальным остается вопрос о формировании общих компетенций. В данной статье попробуем рассмотреть необходимость интеграцию образовательных технологий для формировании общих компетенций в зависимости от формируемых качеств личности.

Abstract. Modern conditions of secondary vocational education, the issue of forming common competencies remains topical. In this article, let's try to consider the need to integrate educational technologies for the formation of common competencies, depending on the personality qualities that are being formed.

 

Ключевые слова: общие компетенции; интеграция; образовательные технологии.

Keywords: general competence; integration; educational technologies.

 

С потребностью экономики страны в высококвалифицированных кадрах в последнее время связано инновационное развитие профессионального образования. Модернизация технической базы и появление новых технологий предприятий определяет перечень требований к персоналу, пересмотра содержания и процесса профессионального образования.

На сегодняшний день работодатели обращают внимание на наличие компетенций у специалистов. Компетентность как совокупность профессиональных и личностных качеств является основным критерием при устройстве на работу, в связи с этим качество образования связывают с формированием компетентности специалиста. Это одна из причин обновления профессионального образования и введения Федеральных государственных образовательных стандартов.

ФГОС СПО направлен на формирование компетенций - общих, отвечающих за способности специалиста независимо от профессии или специальности, и профессиональных, соответствующие основным видам профессиональной деятельности. Компетенция представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) обучающегося, позволяющих эффективно использовать их в профессиональной деятельности и повседневной жизни [4]. Исследователи, занимающиеся изучением компонентов компетенций (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя, Д. В. Иванов, О. В. Темняткина) сходятся в том, что данный процесс включает психологические, педагогические и социальные аспекты.

Качественное построение учебного процесса (подбор образовательных технологий, дидактического обеспечения, материально-технического оснащения) позволит обучающемуся приобретать знания, умения, практический опыт. В результате студенты учатся решать проблемы, работать над своим саморазвитием, быть ответственными при выполнении трудовой деятельности. Тем самым в рамках учебного процесса создаются предпосылки формирования определенных качеств личности, являющихся составляющими общих компетенций. Поэтому отбор образовательных технологий зависит, прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется посредством входной диагностики на начальном этапе обучения в колледже.

На основании исследований Демиденко Л. Д., Захараш Т. Б., выбор методов формирования общих компетенций также во многом зависит от тех приоритетных функций, которые выполняет каждая из них в профессиональном образовании: обучающая, развивающая, воспитательная, информационная, аналитическая, коммуникативная, организационная, технологическая, прогностическая, когнитивная.

Эффективность формирования общих компетенций определяется актуализацией компетенции как одного из результатов освоения программы учебной дисциплины или профессионального модуля, ориентацией на основные показатели освоения компетенции, конкретизацией методов обучения и образовательных технологий на занятии с учётом показателей освоения компетенции на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины (профессионального модуля) [2, с. 67–68].

Набор образовательных технологий способствует формированию одновременно нескольких общих компетенций, поскольку весь перечень общих компетенций формируется не последовательно, а одновременно. Соответственно, современные образовательные технологии, которые используются для формирования общих компетенции обучающихся профессиональной школы, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды. Применение одной технологии обучения не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей обучающихся. Поэтому неоднократно возникал вопрос о существовании образовательной технологии, способствующей развитию общих компетенций. Или же подбор приемов образовательных технологий в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения будет способствовать развитию всего перечня общих компетенций.

В данной статье попробуем рассмотреть интеграцию образовательных технологий при формировании общих компетенций в зависимости от формируемых качеств личности.

Рассмотрим составляющие нескольких общих компетенций и качеств личности, развитию которых они способствуют (табл.1).

Таблица 1.

Показатели освоения общих компетенций

Формулировка компетенции

Формируемые качества личности

Показатели освоения компетенции

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Самостоятельность

Инициативность

Аналитическое \ логическое мышление

Критическое мышление

Организационные умения

Самообразование

 

 

 

Знания:

·     Содержание актуальной нормативно-правовой документации

·     Профессиональная терминология

·     Возможные траектории профессионального развития и самообразования

Умения:

·     Владеет навыками организации деятельности

·     Соответствие выбора способов и методов выполнения профессиональных задач поставленным целям

·     Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей

·     Выстраивает план (программу) деятельности

·     Рациональность планирования и организации деятельности

·     Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи

·     Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки результатов деятельности

·     Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от норм (эталона)

·     Определяет пути устранения выявленных отклонений

·     Оценивает результаты своей деятельности, их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Аналитическое \ логическое мышление

Самостоятельность

Организационные умения

Ответственность

Самокритичность

Знания:

·     Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

·     Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

·     Методы работы в профессиональной и смежных сферах

·     Структуру плана действий в стандартных и нестандартных ситуациях

·     Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

Умения:

·     Описывает ситуацию и называет противоречия

·     Оценивает причины возникновения ситуации

·     Определяет субъектов взаимодействия в возникшей ситуации

·     Находит пути решения ситуации

·     Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для разрешения ситуации

·     Прогнозирует развитие ситуации

·     Организует взаимодействие субъектов-участников ситуации

·     Берет на себя ответственность за принятое решение

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Самостоятельность

Ответственность

Самодисциплина

Аналитическое мышление

Внимательность

Способность к самоконтролю

 

Знания:

·     Приемы структурирования информации;

·     Формат оформления результатов поиска информации

Умения:

·     Определять задачи для поиска информации;

·     Определять необходимые источники информации;

·     Планировать процесс поиска;

·     Находить в тексте искомую информацию

·     Структурировать получаемую информацию;

·     Выделять наиболее значимое в перечне информации (выделять главное);

·     Оценивать практическую значимость результатов поиска;

·     Оформлять результаты поиска

·     Переводить информацию из графического представления или формализованного представления в текстовое и наоборот

·     Представлять полученную информацию по решаемой задаче

 

Исходя из данных таблицы 1, можно увидеть, что при формировании общих компетенций есть пересечения качеств личности. Таким образом, развитию определенного качества студента среднего профессионального образования способствует формирование нескольких общих компетенций одновременно (табл. 2).

Таблица 2.

Соответствие качеств личности и общих компетенций

Качество личности

Перечень общих компетенций

Самостоятельность

ОК2, ОК3, ОК4

Ответственность

ОК3, ОК4

Аналитическое мышление

ОК2, ОК3, ОК4

Организационные умения

ОК2, ОК3

 

Процесс интеграции образовательных технологий – это не простой перенос одной технологии в другую и не ее механическое присоединение. Каждая из технологий, участвующих в интеграционном процессе, получив информацию (концептуальные идеи, принципы, цели, методы, формы, средства обучения) от другой и примеряя к своим особенностям, перестраивает и перерабатывает ее в соответствии со своей структурой, функциями, содержанием, целями и задачами [5, с.78].

Проектная технология способствует развитию организационных умений, ответственности за получаемый продукт, творческого мышления, благоприятному психологическому климату, умению работать в коллективе.

Использование технологии развития критического мышления направлено на формирование аналитического мышления, находить собственно решение, что способствует раз витию самостоятельности [5].

Особенно значимой в системе профессионального образования является технология проблемного обучения, направленная на организацию самостоятельной деятельности по решению поставленной проблемы и развития нового проблемного видения, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания.

Таким образом, указанные технологии в равной степени способствуют формированию таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность, аналитическое мышление, тем самым развивая общие компетенции.

В современных условиях и требованиях образовательного стандарта только с интегрированием современных образовательных технологий для развития общих компетенций, можно способствовать формированию личностных качеств и возможности реализовать себя как личность, развитию критического мышления, самооценки.

 

Список литературы:
1. Гозман Т.М. Интеграция образовательного процесса. – Барнаул, 2006. – 167 с.
2. Демиденко Л. Д., Захараш Т. Б. Конструирование и отбор форм и методов обучения в системе начального и среднего профессионального образования // Педагогика. – № 7. – 2011. – С. 66–71.
3. Киричек К. А. Технология интегрированного обучения в формировании и развитии профессиональной компетентности студентов в системе среднего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. – № 4 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4843 (дата обращения: 29.05.2017).
4. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО – [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. 23 апреля. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm (дата обращения: 29.05.2017).
5. Яковлева С. В. Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс // Вопросы теории и практики обучения английскому языку. – № 2. – 2013. – С.20–24.