Статья:

Театральные технологии как важный способ развития креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Старовит Е.А., Шабанова А.А. Театральные технологии как важный способ развития креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 61-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Театральные технологии как важный способ развития креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде

Старовит Екатерина Алексеевна
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» – СПбГУПТД, РФ, г. Санкт-Петербург
Шабанова Анна Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» – СПбГУПТД, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THEATER METHODS AS AN IMPORTANT WAY OF CHILD CREATIVE DEVELOPMENT IN ARTISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

Ekaterina Starovit

candidate of pedagogical sciences, associate professor,  Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russia, St.-Petersburg

Anna Shabanova

undergraduate, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russia, St.-Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются характерные особенности преобразования технологий образовательной сферы, развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде.

Abstract. This article observes the characteristics of the conversion technologies of the educational sphere to creative sphere, the development of child creativity in the polyart educational environment.

 

Ключевые слова: креативность; педагогика; театр; образование; развитие.

Keywords: creativity; pedagogics; theater; education; development.

 

В настоящее время большую популярность приобрело слово «креативность». Что же оно означает и почему настолько популярно именно сейчас? Креативность (creative) – умение творить что-то необыкновенное, не традиционно мыслить, быстро находить выход из трудных сложившихся ситуаций. Именно умение мыслить нешаблонно, создавать новое позволяет проявить себя во многих профессиях, стать более успешным и конкурентоспособным. Креативно мыслить значит уметь «покупать идеи по низкой цене и продавать их по высокой» Р. Стернберг, Д. Лаверт [3].

Перед современным образованием стоит важнейшая задача - воспитание учеников, мыслящих творчески. Чтобы вырастить из ребенка целостную личность, необходимо полноценное художественное образование. Международный опыт показал, что именно развитие креативности у детей с полихудожественным образованием вполне закономерно. Потребность в творчестве – неотъемлемая часть развития человека. Именно поэтому становление личности не должно испытывать дефицита творчества в школе современного типа. Ребенок в процессе художественной деятельности приобретает для себя важнейший опыт творчества, который станет незаменимым для укрепления его самосознания и в будущем поможет молодому человеку быть креативным, в какой бы области он не трудился.

К сожалению, мы часто можем наблюдать, что в современном обществе чувствам растущего человека мало уделено внимания, его нравственное развитие пущено на самотек. Последствиями этого являются полное равнодушие друг к другу, отсутствие понимания грани между добром и злом. Гуманитарно-художественное обучениев нашем общем образовании способно эмоционально обогатить чувства ребенка, что поможет душе не очерстветь, разбудит отзывчивость, интерес к творчеству и вследствие этого позволит развить нравственность и интеллект. Необходимой задачей образования считается переход от базовых знаний к компетентности. Так как искусство –это творчество, то художественное образование само собой решает эти задачи. Ученики эстетических классов часто опережают своих сверстников из общеобразовательных классов по интеллекту, в эмоциональном и нравственном плане. Занимаясь художественным творчеством, дети личностно растут, они стремятся к саморазвитию, их эмоциональный мир намного богаче, они более самостоятельны, ответственны. Занятия искусством оказывают благотворное влияние на здоровье детей. Занимаясь художественным творчеством, дети как ни странно меньше устают, наблюдается отсутствие нервозности, агрессивности и утомляемости. Хотя художественное образование стоит в ряду необязательного, но именно оно решает множество важных задач, которые порой не может решить школьное обучение, состоящее часто исключительно из строго отвлеченных понятий, знаков, чисел, схем.

Именно занятия разными видами художественной деятельности способствуют раскрепощению и развитию более широкого диапазона воображения, что положительно сказывается на развитии креативности у ребенка. Творчество помогает формированию и развитию чувств, мыслей, воображения. В собственной театральной деятельности происходит развитие каждого ребенка, его чувственно – эмоциональной сфера, нравственные начала, интеллектуальные способности. Занимаясь художественным творчеством происходит развитие личности, растет интеллект, в процесс включается образное мышление, восприятие, а также улучшаются творческие способности, зрительная память и пространственные представления, то есть совершенствуются познавательные процессы. Важности разностороннего, творческого развития ребенка уделяет особое внимание в своей программе В. М. Неменский.

В настоящее время актуальность преподавания истории искусств в каждой школе растет. Народный художник РФ, педагог В. М. Неменский пишет в своей статье «Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить», что необходимо учить понимать искусство. «Искусство как духовная культура и обучать искусству нужно средствами искусства» – таковы высказывания Д. Кабалевского[2].

Расширяя спектр обучения открывается возможность овладеть разными техниками мастерства. Эта система развивает «глаз – мозг – руки». В развитых странах введение художественного обучения в образовательный процесс молодежи приветствуется. Такому пути обучения горит зеленый свет, что благоприятно сказывается даже на подъеме экономики страны в перспективе.

Введение новых методик и направлений в образовании может повлечь за собой подготовку преподавателей различных видов искусств. Так одним из интереснейших направлений может быть, например, театральное искусство. Театральные технологии на уроках способствуют расширению культурного кругозора, развитию творческого воображения, чувственно-эмоциональной сферы. Театральные моменты на уроках активизируют мышление и познавательный интерес, пробуждают фантазию, учат сочувствию и сопереживанию.

Можно предложить детям старшего школьного возраста следующее задание. На занятии предлагается выполнить абстрактную плоскостную композицию на тему: «Театр (драма, комедия, трагедия, мюзикл, мелодрама)».

Цель задания – выявить способности к композиционному, абстрактному, логическому и образному мышлению.

Задание оценивается по следующим критериям:

·  соответствие заданной теме, творческий подход к раскрытию темы

·  образность и оригинальность решения

·  грамотное решение композиции

·  владение графическими материалами, использование их выразительных возможностей.

Главная цель этой работы – достижение художественной выразительности формы. Также на занятии происходит ознакомление с основными понятиями театрального искусства, которое представляет собой захватывающее зрелище с музыкальным, литературным, вокальным, хореографическим сопровождением. На сцене происходит игра характерных для жизни действий, конфликтных ситуаций. Драматическое произведение – это постановка реальной жизни людей с их конфликтами и разрешением возникающих проблем, как в обществе так и между людьми. Комедийные сюжеты – из мира драматургии с комическими характерами, в них присутствует юмор и сатира. Трагедийные образы противоположны комедийным, здесь изображены конфликты и противостояние между людьми и обществом. В мелодрамах мы наблюдаем явное противопоставление добра и зла. Жанр мюзикла сочетает в себе ряд различных искусств, таких как драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое.

Театр – это особое объемное пространство, в полости которого, как на геометрическом поле музыкального рисунка, расположены ноты переживаний человеческого сердца. Иногда они перепрыгивают через параллельные линии, вырываются за пределы пяти линеек нотоносца, и, переворачиваясь сами, переворачивают все вокруг и внутри души каждого зрителя [4].

Актуальность театра в наши дни неоспорима. В русской традиции театр всегда играл роль школы жизни, помогал человеку преодолеть, избежать или решить волнующие его проблемы. Спектакли заставляют задуматься, пережить вместе с героями пьесы острые моменты, размышлять о возникших ситуациях, поступках людей, тем самым способствуют духовному развитию человека. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л. Толстой [1].

В настоящее время в образовательном процессе становится актуальным использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно получать знания, собирать необходимую информацию, строить гипотезы, делать выводы и умозаключения. Именно театральные технологии как нельзя лучше способствуют развитию креативного мышления ребенка, что в дальнейшем способствует формированию самостоятельной творческой личности.

Стране нужны художественно-грамотные, эстетически развитые люди. Искусство как мастерство должно стать не целью обучения, а средством очеловечивания человека. Искусство должно быть открыто для каждого и рассматриваться искусство как отношение к жизни, путь в мир человеческих отношений. Цель – выращивание достойных граждан современного общества [2].

В результате анализа научных статей, проведённого практического занятия, можно сделать вывод о важности использования театральных технологий в полихудожественной среде, как способе развития креативности детей.

 

Список литературы: 
1. Методические приемы реализации системного подхода на уроках
URL:https://infourok.ru/statya-metodicheskie-priyomi-realizacii-sistemnodeyatelnostnogo-podhoda-na-urokah-informatiki-1578824.html (дата обращения: 15.01.2016)
2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить URL:http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_4_2045.pdf  (дата обращения: 23.12.2016)
3. Стенберг Р., Лаверт Д. Теория инвестирования. URL:http://studopedia.ru/4_34524_kontseptsii-kreativnosti.html (дата обращения: 28.12.2016)
4. Театральный чехол Michal Batory // Креативное агенствоSoulmates// URL:http://soulmates.pro/blog/art-culture/teatralnyj-chexol-michal-batory/ (дата обращения: 11.01.2016)